Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям

Занятие 7

Загадка как средство развития речевого творчества дошкольников

  • План занятия:

1. Своеобразие жанра «загадка». Влияние загадки на познава­тельно-речевое развитие ребенка.

2. Классификации загадок. Возможности использования разных видов загадок в работе с детьми дошкольного возраста.3. Особенности развития речевого творчества детей в процессе обучения отгадыванию и придумыванию загадок.

4. Методика обучения детей придумыванию загадок разных видов.

  • Подберите тексты загадок для отгадывания детьми разных возрастных групп. Дайте психолого-педагогическое обоснование сде­ланного выбора.

  • Подсказка.

С классификацией загадок вы можете познакомиться в статье:

Сомкова О. Н. Формирование творческих речевых умений в процессе сочинения загадок детьми старшего дошкольного возраста // Совершенст­вование подготовки детей к школе. — Л., 1989.

  • Познакомьтесь с методикой обучения детей сочинению за­гадок и заполните таблицу 5.

Заполнение таблицы поможет вам увидеть усложнение задач ра­боты по ознакомлению детей со средствами лексической выразитель­ности, понять особенности методики работы на каждом этапе обуче­ния, оценить собственные возможности сочинения загадок.

Таблица5

Методика обучения детей придумыванию загадок

Этап работы

Цель и задачи работы

Основн.

методы

Резуль

тат

Пример

    1. Знакомство с жанровыми особенностями загадок

Цель: воспитание интереса к загадке

Задачи:

Пример загадки из литературного источника

    1. Освоение содержания познавательных и речевых умений в процессе углубления знаний детей об объектах окружающей действительности

Цель: накопление содержания для отгадывания и придумывания загадок

Задачи:

Иерархия свойств и качеств предмета

    1. Овладение

детьми

способами

создания

загадок

1. сочинение описательной загадки на основе сенсорного обследования предмета

Задачи:

Пример самостоятельно придуманной загадки

2. сочинение загадки с использованием приема «отстранения»

Задачи:

Пример самостоятельно придуманной загадки

3. Сочинение загадки с «отрицательным» или «положительным» сравнением

Задачи:

Пример самостоятельно придуманной загадки

4. сочинение загадки с использованием полисемии

Задачи:

Пример самостоятельно придуманной загадки

5.сочинение метафорической загадки

Задачи:

Пример самостоятельно придуманной загадки

  • Иллюстрация этапов работы примерами осуществляется на основе одного выбранного вами объекта: предмета (ключ, ромашка, кран и т. п.) или явления (ветер, огонь, радуга и т. п.).

  • Подсказка.

При заполнении таблицы вам поможет следующая литература:

Сомкова О. Н. Формирование творческих речевых умений в процессе сочинен м загадок детьми старшего дошкольного возраста // Совершенст­вование подготовки детей к школе. — Л., 1989.

  • Список рекомендуемой литературы

  • ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной дея­тельности дегтей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умеии в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.

  • ИлларионоваЮ. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще­ние, 1981.

  • Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошко­льного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.

  • Сомкова О. Н. Развитие творческой активности ребенка 5-6 лет в про­цессе освоения средств языковой выразительности // Воспитываем дошкольни­ков самостоятельными. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.

  • Тихева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М: Просвещение, 1981.

  • Шюйко Н. П. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещен»:, 1983.

Занятие 8

Беседа как метод развития связной речи детей

  • Планзанятия:

1. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого раз­вития детей

2. Методика организации итоговой эвристической беседы в дет­ском саду.

3. Место и значение итоговой беседы в планировании работы по развитию речи.

  • Предложите тематику 3-4 итоговых бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Обоснуйте выбор тем.

  • Составьте конспект итоговой эвристической беседы.

Для этого вам необходимо:

  • Определить тему беседы.

  • Разработать программное содержание беседы.

  • Определить методику и содержание предварительной работы к беседе.

  • Продумать организацию занятия.

  • Составить ход занятия в соответствии с требованиями мето­дики.

  • Подсказка

Выполнить задания вам поможет статья:

Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие де­тей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999. С. 403-409.

  • Подготовьтесь к участию в деловой игре «Проведение ито­говой беседы с детьми старшего дошкольного возраста».

  • «Обратите особое внимание...»

• Для участия в деловой игре вам необходимо иметь текст кон­спекта беседы, необходимые наглядные материалы для его реализа­ции.

• Ваш успех во многом будет зависеть от хорошего владения содержанием конспекта.

  • Список рекомендуемой литературы

  • Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.

  • Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие де­тей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного воз­раста. — М.: Академия, 1999. С. 403^09.

  • Рузская А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми // Дошкольное воспитание. 1988. № 3.

  • Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981.

Занятие 9

Теория словарной работы в детском саду

  • План занятия:

1. Содержание и взаимосвязь понятий: «словарная работа», «раз­витие словаря», «слово», «понятие», «значение», «смысл».

2. Особенности освоения словаря детьми разных возрастных групп. 30

3. Задачи словарной работы в разных возрастных группах.

4. Содержание словарной работы в детском саду.

  • Проанализируйте литературные источники, раскрываю­щие подходы к организации словарной работы в детском саду.

Вопросы для анализа:

• название источника, его автор и выходные данные;

• краткая аннотация;

• соответствие содержания методических разработок задачам словарной работы;

• соответствие содержания методических разработок направле­ниям словарной работы;

• рекомендации к использованию пособия для воспитателей дет­ского сада.

Для выполнения задания можно использовать один из следую­щих литературных источников:

  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошко­льников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1978.

  • Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

  • Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон­спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002.

  • Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников. — Минск: Народная асвета, 1976.

  • Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. — М.: Просвещение, 1983.

  • Наполните конкретным содержанием задачи словарной работы, используя один из разделов программы «Детство» и запол­ните таблицу 6.

Для этого необходимо:

• определить ведущие направления словарной работы, реали­зуемые в данной возрастной группе;

• выписать задачи словарной работы из раздела «Развиваем речь детей» в соответствии с определенным направлением;

• отобрать возможное содержание для реализации названных задач словарной работы из конкретного раздела программы на ваш выбор (например: «Ребенок открывает мир природы», «Первые шаги в математику», «Ребенок и предметный мир», «Ребенок входит в мир искусства» и др.).

Таблица6

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Возраст детей

Названия направления словарной работы

Задачи словарной работы по направления

Возможное содержание программы для реализации задач

Виды и примерная тематика форм работы с детьми

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

  • Список рекомендуемой литературы

  • Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения род­ному языку дошкольников. — М., 1997.

  • Выготский Л. С. Мысль и слово //Хрестоматия по теориии методике развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 1999. 0.23-27.

  • Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.

  • Логинова В, И. Формирование словаря // Развитие речи гетей дошколь­ного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. С'. 79-103.

  • Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981.

  1. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (1)

    Самостоятельная работа
    В этом разделе представлены задания, которые помогут вам подготовиться к практическим занятиям. Материал к каждому практиче­скому занятию сопровождают следующие обозначения:
  2. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (3)

    Самостоятельная работа
    • Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реали­зацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»).
  3. Методика руководства изобразительной деятельностью дошкольников задания для самостоятельной работы Выполнить подготовку к практическим занятиям №№8,9, 13

    Документ
    Исследовательское задание. Разработать опросник для детей для определения уровня знаний об архитектуре Севастополя. Провести опрос, обработать результаты,
  4. Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.

    Учебное пособие
    Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.
  5. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 260601 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706,
  6. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

    Самостоятельная работа
    М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
  7. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направлений подготовки 240702 на основе рабочей программы дисциплины «Физико-химическая стабильность высоконаполненных композиций»
  8. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  9. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения Бийск

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения

Другие похожие документы..