Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям

Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»

Вариант 1. (Из книги: Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М.: Просвещение, 1966.)

Программное содержание: Учить детей по одному отвечать на вопрос воспитателя в понятной для слушателя форме; учить рассматривать картину; об­ратить внимание на то, как приветливо встретили дети новую подружку.

Условные обозначения: (В. — воспитатель, Д. — дети).

Дети сидят за столами так, чтобы всем была видна картина.

Начало занятия — свободное рассматривание и обмен репликами по со­держанию картины («Ой какая красивая картина», «Мячик на полу лежит», «Де­вочка с флажком» и др.).

В.: Дети, посмотрите внимательно на картину. Кто здесь нарисован? (пока­зывает маму и девочку).

С кем пришла девочка в детский сад?

Д.: С тётей. С мамой.

В..: Кто встретил девочку:

Д.: Воспитательница.

В.: Что держит в руках воспитательница?

Д.: Голубя. Голубь белый.

В.: Что принесли дети девочке?

Д.: Мальчик принёс куклу.

В.: Что ещё принесли дети:

Д.: Девочка флажок принесла.

В.: Что держит эта девочка?

Д.: Зайчик у девочки.

В.: Это не зайчик, а кролик. Что показывает девочке воспитательница?

Д.: Птичку.

В.: Это голубь. Он живёт в детском саду. Видите, как приветливо встретили дети девочку. Эта девочка первый раз пришла в детский сад. Она ещё не знает, что есть в детском саду. Ей все показывают и зовут играть. А вот это что такое (показывает аквариум)? Посмотрите внимательно.

Дети отвечают. Воспитатель исправляет речевые ошибки.

В.: Что здесь на полу лежит?

Д.: Кубик, машина, домик из кубиков.

В. А теперь, послушайте, дети, я вам расскажу, что нарисовано на картине: «Маленькая Таня ни разу не была в детском саду. Она просила маму: «Мама, от­веди меня в датский сад. Там много девочек и мальчиков. Я хочу с ними играть». Мама поговорила с заведующей и на другой день повела Таню в детский сад. Мама открыла дверь в групповую комнату и сказала: «Здравствуйте, дети. Я вам новую подружку привела. Её зовут Таней». Воспитательница Анна Петровна взяла из клетки голубя и показала его Тане. Витя принёс куклу: «Вот какая у нас кукла!» Неля говорит: «Иди, Таня, играть. Я тебе дам красный флажок». А На­таша хочет показать Тане пушистого кролика. Тане больше всего понравился белый голубь. Она попрощалась с мамой и осталась играть в детском саду».

В.: Кто хочет посмотреть картину поближе, подойдите сюда Занятие окончено.

Вариант 2. Учебный конспект (разработан студентами). Программное содержание:

. Задачи по развитию познавательной деятельности. Учить детей:

— понимать содержание картины (желание детей и взрослых сделать пер­вый приход девочки в детский сад радостным);

— устанавливать связи, раскрывающие данное содержание (действия геро­ев — причины их действий, выражение лиц — эмоциональные состояния изо­бражённых, главный герой — место действия);

— «выходить за рамки» содержания картины, домысливать события, предшествующие изображению, а так же последующие события.

2. Задачи по развитию речевой деятельности.

— Развивать у детей связную диалогическую речь:

— умение отвечать на вопросы разных типов, используя соответствующие грамматические формы предложений;

— аргументировать свои суждения, используя элементы речи-доказательства.

— Обогащать и активизировать словарь детей за счет словосочетаний: «робко смотрит», «взволнованное лицо», «добрые улыбки», «солнечные лучи».

3. Способствовать появлению у детей интереса к рассматриваемой картине, желания обсуждать события, высказываться.

Ход занятия.

1 часть. Цель: организация первичного восприятия картины, общего узна­вания событий.

Обращение к индивидуальному и коллективному опыту детей, связанному с первым днём пребывания в детском саду, встречей новых детей:

— Ребята, вы помните как первый раз пришли в детский сад?

— Что вы чувствовали в этот день?

— Почему вы волновались?

— Вспомните, как воспитатель и дети встретили вас в первый день в дет­ском саду.

— Что вам запомнилось в первый день? «Оживление картины»:

— Хотите зайти в один детский сад и узнать о том событии, которое там произошло утром?

Внесение картины:

— Как вы думаете, какой момент увидел художник — день рождения де­вочки или приход нового ребёнка в группу детского сада? Почему вы так ду­маете?

2 часть. Цель: организация аналитического восприятия картины, установ­ление связей.

— Как вы думаете, кто главный герой картины?

— Как вы это узнали? (Все подошли к девочке, смотрят на неё).

— Почему приход девочки в детский сад привлёк внимание воспитателя и детей?

— Как вы думаете, что чувствовала девочка дома, когда соби] >алась в дет­ский сад? Что чувствует девочка сейчас? Как вы узнали?

— Хочется ли ей остаться в группе?

— Как смотрит девочка на то, что её окружает? (Ввести вырая ;ение «робко смотрит»).

— Девочка одна пришла в детский сад или её кто-нибудь привёл? Докажите.

— Как вы думаете, волнуется ли мама новенькой девочки? Какое у мамы лицо? (Ввести выражение «взволнованное лицо»).

— Расскажите, как дети встречают новенькую девочку.

— Как ребята смотрят на девочку? Какие у них улыбки? (ввесп и выражение «добрые улыбки»).

— Почему они так смотрят?

— Что может сказать новенькой девочке воспитательница?

— Что бы вы услышали, если бы были в этой группе?

— Какое настроение вызывает у вас картина?

— Какие средства использует художник, чтобы вызвать радостное на­строение (выражение лиц, солнечные лучи в группе, яркие краски).

— Как вы думаете, понравится ли новенькой девочке в детском саду?

— Что новенькая девочка расскажет о своём первом дне в детс! ом саду? 3 часть. Цель: выделить идейный замысел картины.

— Как бы вы назвали картину?

Вместе с детьми выбрать лучший вариант названия. Обосноват!, его.

Составить план будущего рассказа по картине.

  • Составьте и запишите образцы рассказов разных видов:

  • вопросы для совместного составления рассказа :ю игрушке воспитателя и ребёнка 3-4 лет;

  • описательного рассказа по игрушке для детей 4—5 л ет;

  • повествовательного рассказа по игрушке для детей 5-6 лет.

  • Составьте вопросы для рассматривания картин ы с детьми одной из возрастных групп.

  • Подсказка 1.

Вы можете использовать картины из серии «Мы играем» для детей младшей группы (например, «Играем в поезд»), из серии «Наша Таня» для средней группы (например (Чья лодоч­ка?») или «Домашние животные» (например «Кошка с котятами»), по картине типа «Зимние забавы» или по серии картин (например, «Путешествие в зонтике» В. В. Гербовой) для детей старших групп.

  • Подсказка 2.

Не забудьте отразить в беседе по картине следующие аспек­ты: выявление эмоционального отношения детей к картине и её героям, установление разнообразных связей в картине (между ге­роями, героями и их действиями, взаимоотношениями; событием, временем и местом действия), о средствах выразительности кар­тины (цвет, композиция), обобщение результатов рассматривания картины, установление связи её содержания с детской деятельностью.

  • Список рекомендуемой литературы

  • Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997. «Рассказывание по игрушкам», «Рассказывание по картинам».

  • Гризик И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспи­тание. 1989. № 5.

  • Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. — СПб.: Детство-Пресс. 2000.

  • Ктдратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества//Дошкольное воспитание. 1991. № 10.

  • Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи: Хрестома­тия маленьких авторов. Методические рекомендации. — Новгород, 1997.

  • У макова О. С Рассказывание об игрушках // Развитие речи детей до­школьного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984. С. 136-139.

  • Ушакова О. С., Смирнова Е. О. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 1987. №9.

Занятие 6

Условия обучения детей творческому рассказыванию

  • План занятия:

1. Содержание понятий «творчество», «речевое творчество», «сочинительство», «творческое рассказывание», «речевая импровиза­ция», их взаимосвязь.

2. Задачи и содержание обучения творческому рассказыванию в детском с аду.

3. Методы и приемы активизации воображения и фантазии детей.

  • Составьте схему, отражающую иерархию понятий «твор­чество», «речевое творчество», «сочинительство», «творческое рассказывание», «речевая импровизация». Продолжите заполнение схемы, указав возможные виды детского сочинительства, творческого рассказывания и речевой импровизации. Дайте психолого-педагогическое обоснование данной схемы.

  • Составьте картотеку приемов активизации воображения и фантазии детей на основе изучения литературных источников (не менее 5—6 карточек).

  • Подсказка.

На каждой карточке указывается:

• название метода (приема), его сущность;

• цель использования метода;

• возможности его применения для развития речевого твор­чества детей;

• варианты использования метода в работе с детьми разных возрастных групп и разного уровня развития познавательной и речевой деятельности.

  • Разработайте модель для обучения детей творческому рас­сказыванию. Спроектируйте образовательную ситуацию с исполь­зованием данной модели.

  • Подсказка 1.

Стимулировать ваши идеи может ознакомление с работами:

  • Ветер Л. А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспита­ние. 1994. №5

  • Сомкова О. Н., Кондратьева Н. Н. Как использовать модель для развития речевого творчества//Дошкольное воспитание. 1991. № 10.

  • Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М., 1986.

  • Подсказка 2.

Проектируя образовательную ситуацию продумайте:

• задачи познавательного и речевого развития ребенка;

• способ презентации модели для детей;

• способы организации взаимодействия воспитателя и детей;

• приемы оказания помощи ребенку в выборе содержания и речевого оформления монолога (актуализация детского познава­тельного и речевого опыта, активизация эмоциональной сферы ребенка развитие комбинаторных умений и творческого вообра­жения и активизация словаря).

  • Список рекомендуемой литературы

  • Алексеева М. М, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 1997.

  • ВенгерЛ. А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994. №5.

  • Ворошнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспита­ние. 1982. №9.

  • Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М., 1986.

  • РодариДж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумыва­ния историй. — М., 1989.

  • Сомкова О. Н., Курчавина Е. В. Педагогические условия развития ре­чевого творчества детей 5—6 лет в процессе сочинения сказок // Развитие и вос­питание дошкольника. — СПб.: Образование, 1993.

  • Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6—7 лет // До­школьное воспитание. 1972. № 9

  1. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (1)

    Самостоятельная работа
    В этом разделе представлены задания, которые помогут вам подготовиться к практическим занятиям. Материал к каждому практиче­скому занятию сопровождают следующие обозначения:
  2. Самостоятельная работа студентов задания к практическим занятиям (3)

    Самостоятельная работа
    • Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реали­зацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»).
  3. Методика руководства изобразительной деятельностью дошкольников задания для самостоятельной работы Выполнить подготовку к практическим занятиям №№8,9, 13

    Документ
    Исследовательское задание. Разработать опросник для детей для определения уровня знаний об архитектуре Севастополя. Провести опрос, обработать результаты,
  4. Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.

    Учебное пособие
    Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.
  5. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 260601 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706,
  6. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

    Самостоятельная работа
    М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
  7. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направлений подготовки 240702 на основе рабочей программы дисциплины «Физико-химическая стабильность высоконаполненных композиций»
  8. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  9. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения Бийск

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения

Другие похожие документы..