Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Д. Коваленко

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

«Педагогическое образование», профиль «Музыка»,

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011

Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.

Тюмень, 2011, 24 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История зарубежной музыки [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования В.В. Емельянов, к.п.н., доцент.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Коваленко Н.Д. 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки студентов, готовых к практической деятельности в системе образования, развитие у них на этой основе личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.

Целью дисциплины «История зарубежной музыки» является осмысление закономерностей развития и функционирования музыкального искусства как важнейшей составной части духовной культуры человечества, выявление важнейших тенденций в смене музыкально-художественных явлений в зарубежной музыке от древнейших времен до наших дней. Все виды самостоятельной работы способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций, успешно реализуемых в области музыкальной педагогики.

Основные задачи курса:

  1. знакомство студентов с основными историческими этапами развития зарубежной музыкальной культуры и выявление процессов влияния общественных отношений на практику существования музыкального искусства в определенную эпоху;

  2. формирование у учащихся представлений об основных стилевых особенностях зарубежного музыкального искусства в контексте художественной культуры данной эпохи;

  3. приобретение студентами представлений о музыкально-жанровой панораме определенной художественной эпохи;

  4. формирование у обучающихся эстетического чувства, ценностного отношения к мировому музыкальному наследию, толерантного восприятия разнообразных культурных традиций;

  5. воспитание профессионально грамотного специалиста, осознающего важнейшие процессы развития музыкального искусства, имеющего представление о роли и значении музыки в системе культуры.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Предмет «История зарубежной музыки»относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла (Б.3.ДВ10). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения предмета гуманитарного, социального и экономического цикла «История», дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла «Педагогика» модулей «История музыкального образования» и «Музыка в контексте исторической эпохи», дисциплины вариативной части «Введение в основы теоретического музыкознания».

Освоение модуля «История зарубежной музыки»является необходимой основойдля последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла «История русской музыки», «Просветительская деятельность педагога-музыканта», «Музыкальный лекторий для детей». Приобретенные знания помогут студенту расширить профессиональный кругозор, развить креативные способности, обеспечить выход на уровень интегративного и межпредметного мышления и выражения.

Теоретическое и практическое освоение данной дисциплины поможет студенту при освоении исполнительских дисциплин «Исполнительская подготовка» и «Хоровой класс», при прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе, в возможностях содержательного и музыкального варьирования программ.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями –

общекультурными (ОК):

  • способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

общепрофессиональными (ОПК):

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в области педагогической деятельности (ПК):

  • способностью реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способностью профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  • решать задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

специальными (СК):

  • владеть системой знаний по истории и теории музыки (СК-1);

  • готовностью и умением анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей (СК-2);

  • использовать музыкально-дидактический материал, таблицы, картины, учебные пособия, аудио- и видеопособия, кино- и телефильмы (СК-6);

  • способностью вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере музыкального образования;

  • творческие биографии и композиторское наследие крупнейших представителей зарубежного музыкального искусства;

  • жанровую панораму и сущность стилевых особенностей произведений зарубежного музыкального искусства в контексте определенной художественной эпохи;

  • роль и значение музыки в системе культуры;

уметь:

  • применить полученные знания в музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности;

  • применить в исполнительской деятельности знания об основных стилях и жанрах зарубежной музыкальной культуры;

  • работать с первоисточниками (литература по проблеме и нотные образцы) с целью самообразования, направленного на совершенствование музыкально-педагогического мастерства;

владеть:

  • системой знаний по историко-стилевым особенностям зарубежного музыкального искусства в определенную эпоху;

  • умением анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей в их связи с историко-художественным контекстом.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 6-й. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, зачетных единиц – 3. Количество лекционных часов – 17, практических (семинарских) – 34; самостоятельная работа – 57 часов. Занятия в интерактивной форме – 17 часов.

3. Тематический план

Таблица 1

Тематический план

№ п/п

Тема

Лекции, час.

Семинар.

(практич.) занятия, час.

Сам.работа, час.

Итого часов по теме

Из них в интеракт. форме (час)

Итого кол-во баллов

М о д у л ь 1. Периодизация истории зарубежной музыки и основные этапы ее становления. Музыкальное барокко XVII- XVIII века.

1.

Цель, задачи, общая характеристика курса. Периодизация истории зарубежной музыки. Музыкальное искусство в условиях бытования народов стран Древнего Востока. Музыкальная культура в античных государствах.

1

2

3

0-2

2.

Музыка средневековья и эпохи Возрождения. Рождение оперного жанра. К. Монтеверди как основоположник жанра.

1

2

2

5

0-5

3.

Основные эстетические тенденции эпохи барокко и их связь с музыкальным искусством. Личность и творчество И.С.Баха

1

2

4

7

2

0-6

4.

Музыкальная культура Англии. Г.Ф.Гендель и его деятельность.

1

2

4

7

2

0-6

5.

Эпоха Просвещения и музыкальное искусство. К.В.Глюк и его оперная реформа

1

2

4

7

1

0-6

Всего:

5

10

14

29

5

0-25

М о д у л ь 2. Жанровая панорама западноевропейского музыкального искусства XVIII-XIX веков

1.

Мировоззренческая концепция XVIII века и жанры инструментальной музыки. Творчество Й. Гайдна и становление сонатно-симфонического цикла

1

2

4

7

0-4

2.

Жизнь и творчество В.А.Моцарта

1

2

6

9

2

0-7

3.

Личность Л.Бетховена в истории музыкальной культуры

1

2

6

9

0-5

4.

Художественные идеалы романтизма

и музыкальное искусство Австрии и Германии. Краткая характеристика творчества Ф.Шуберта и Р.Шумана

1

2

6

9

2

0-7

5.

Ф.Шопен и европейское музыкальное искусство

1

2

3

6

2

0-5

6.

Г.Берлиоз и романтическое искусство Франции. Характеристика творчества Ф.Листа

1

2

3

6

0-7

Всего

6

12

28

46

6

0-35

М о д у л ь 3. Композиторские школы в XIX-XX веках и пути их формирования

1.

Оперный жанр в европейской музыке XIX века. Оперная реформа Р.Вагнера

1

2

3

6

0-5

2.

Роль творчества Д.Верди в развитии оперного жанра

1

2

3

6

0-5

3.

Формирование национальных композиторских школ в XIX веке как насущная историко-культурная необходимость. Творчество Э.Грига, И.Брамса, А. Дворжака

1

2

3

0-5

4.

Музыкальная культура Франции второй половины XIX века. Ж. Бизе и его опера «Кармен»

1

2

3

2

0-5

5.

Стилевая периодизация зарубежной музыки в XX веке. Импрессионистские тенденции в живописи и музыке. Творчество К.Дебюсси, М. Равеля

1

2

2

5

2

0-10

6.

XX век в музыкальном искусстве Запада. Нововенская школа (А.Шенберг, А.Берг). Французская «Шестерка». Творчество О.Мессиана.

1

2

7

10

2

0-10

Всего

6

12

15

33

6

0-40

Итого (часов, баллов)

17

34

57

108

17

0-100

Из них в интерактивной форме

17

17

Таблица 2

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История русской музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..