Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»

их формирования.

Тема 1.Оперный жанр в европейской музыке XIX века. Оперная реформа Р.Вагнера

Лекция.Значение оперного творчества Р.Вагнера в истории мировой музыкальной культуры.

Музыкальная культура Германии и состояние оперного искусства. Творческий облик Р. Вагнера, этапы творческой эволюции.

Семинар. Принципы музыкальной драматургии

Вопросы для обсуждения

1. Идеи, образы и сюжеты вагнеровских опер.

2. Понятие системы лейтмотивов.

3. Своеобразие оперных форм.

4. Оркестр Р.Вагнера.

5.Противоречивость оперной эстетики композитора.

  • Понятия: «эволюция творчества», «симфонизация оперного жанра».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 2. Роль творчества Д. Верди в развитии оперного жанра.

Лекция. Этапы творческой эволюции Д. Верди.

Значение оперного творчества Д.Верди для судеб мировой оперы. Этапы становления художника. Краткая характеристика оперных произведений 50-х годов XIX века. Позднее творчество мастера.

Семинар. Черты оперного стиля Д. Верди.

Вопросы для обсуждения

1. Требования Д.Верди к сюжетной основе.

2. Драматургические особенности опер «Риголетто» и «Травиата»

3. Принципы характеристики действующих лиц.

4. Опера «Аида» – одна из вершин творчества Д. Верди.

  • Понятия: «большая опера», «лирико-психологическая опера».

Форма занятия– беседа-полилог

Тема 3. Формирование национальных композиторских школ в XIX веке как насущная историко-культурная необходимость. Творчество Э.Грига, И.Брамса, А. Дворжака

Лекция. Возникновение национальных композиторских школ.

Формирование норвежской национальной композиторской школы. Творчество чешских композиторов-классиков. Польская музыкальная культура и ее представители.

Семинар. Творческий облик И.Брамса

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь И.Брамса.

2. Основные этапы формирования личности.

3. Принципы эстетики и особенности фортепианного стиля.

4. Работа И.Брамса в симфоническом жанре.

Тема 4.Музыкальная культура Франции второй половины XIX века. Ж. Бизе и его опера «Кармен»

Лекция. Характерные черты французской музыкальной культурывторой половины XIX века.

Французская музыкальная культура: кризис оперы, состояние концертной жизни. Рождение жанра оперетты. Ш. Гуно, Ж. Массне и их сочинения как крупнейшие достижения в области французской лирической оперы.

  • Понятия: «кризис жанра», «оперетта», «балет», «французская лирическая опера», «литературный первоисточник».

Семинар. Принципы драматургии оперы Ж. Бизе «Кармен».

Вопросы для обсуждения

1 Опера Ж.Бизе и новелла П.Мериме: своеобразие прочтения образа главной героини.

2. Характеристика мужских персонажей: есть ли в опере «Кармен» положительный герой?

3. «Французское» и «испанское» в музыкальном языке оперы.

Форма занятия – дискуссия

Тема 5. Стилевая периодизация зарубежной музыки в XX веке.Импрессионистские тенденции в живописи и музыке. Творчество К.Дебюсси, М. Равеля.

Лекция. Художественно-стилевые тенденции в западноевропейской музыке на рубеже XIX – начала XX века.

Многообразие стилевых направлений на рубеже веков. Творчество композиторов Г. Малера, Р. Штрауса как явление позднего романтизма. Черты импрессионистского направления в живописи и музыке.

  • Понятия: «стилевая тенденция», «поздний романтизм», «импрессионизм».

Семинар. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля.

Вопросы для обсуждения

1. Творчество К. Дебюсси – характерное явление музыкального импрессионизма?

2. Симфоническое и фортепианное наследие композитора.

3. Сценическая судьба оперы К.Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда».

4. Можно ли назвать М. Равеля композитором-импрессионистом?

Форма занятия – беседа-дискуссия и творческое выступление

Тема 6. XX век в музыкальном искусстве Запада.Нововенская школа (А.Шенберг, А.Веберн). Французская «Шестерка». Творчество О.Мессиана.

Лекция. Черты музыкального искусства XX века.

Многообразие стилевых тенденций в музыке Австрии, Германии, Франции и причины их рождения. Английская музыка XX века. Рождение новых авангардных течений в музыкальном искусстве вследствие влияния на музыку технических достижений.

  • Понятия: «стилевая тенденция», «космополитизм», «импрессионизм», «экспрессионизм», «додекафонная система», «серийная техника», «пуантилизм», «урбанизм», «футуризм», «дадаизм», «фовизм», «сонористика», «алеаторика».

Семинар. Многообразие стилевых направлений в музыке XX века.

Вопросы для обсуждения

1. А. Шенберг – глава новой венской школы. Основные черты серийного метода.

2. Традиции додекафонной музыки в произведениях А. Веберна.

3. Композиторы французской группы «Шести» – единство или многообразие устремлений?

4. Композиторское творчество О. Мессиана как одно из самобытных явлений музыкального искусства второй половины XX века. Влияние внеевропейских культур на взгляды и творчество композитора.

Форма занятия – беседа-дискуссия и творческое выступление

Литература для подготовки к семинарским занятиям входит в Список основной и дополнительной литературы.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.

Самостоятельная работа студентов связана с внеаудиторной работой, где предусмотрены обязательные и дополнительные (желательные к выполнению) виды работ. Контроль за их выполнением осуществляется в процессе аудиторных занятий, как на лекционных (экспресс-опрос), так и в ходе семинарских (практических) занятий.

Таблица 5

Формы самостоятельной работы студентов и контроль их выполнения

№ темы

Формы

самостоятельной работы

Форма отчетности

Кол-во

часов

1. 2

Работа с литературой

Экспресс-опрос

2

1.3.

Работа с литературой. Сбор информации по Интернет-ресурсам к уроку ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка комментариев

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

4

1.4

Работа с литературой

Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка комментариев

Развернутые ответы на семинарском занятии, исполнение подготовленного произведения

4

1.5

Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

4

2.1

Работа с литературой. Конспекты биографий композиторов. Составление словаря по музыкальным жанрам эпохи.

Письменный отчет (наличие конспектов)

4

2.2

Работа с литературой.

Подготовка к уроку с ИМО. Составление словаря по музыкальным жанрам эпохи. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка комментариев

Письменный отчет (наличие конспектов). Участие в занятии с ИМО

6

2.3

Работа с литературой.

Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос.

6

2.4

Конспект литературы по характеристике эпохи романтизма. Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка комментариев

Наличие конспекта. Участие в занятии с ИМО

6

2.5

Подготовка к уроку с ИМО. Самостоятельное прослушивание произведений и подготовка комментариев

Участие в занятии с ИМО

3

2.6

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

3

3.1

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

3

3.2

Работа с литературой. Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

3

3.3

Работа с литературой. Составить эссе по творчеству любого композитора эпохи барокко, Просвещения, романтизма. Самостоятельное прослушивание произведений

Экспресс-опрос

3.4

Подготовка сообщений к уроку ИМО по произведению Ж.Бизе «Кармен». Самостоятельное прослушивание произведения.

Выступление на семинарском занятии.

3.5

Подготовка сообщений к уроку ИМО по персоналиям (эссе) и отдельным направлениям в развитии музыкальной культуры. Составление словаря по стилевым направлениям музыки XX века.

Развернутые ответы на семинарском занятии в ходе обсуждения проблемы. Сдать работу (эссе) в письменном или устном варианте (по желанию).

2

3.6

Подготовка сообщений к уроку ИМО по персоналиям (эссе) и отдельным направлениям в развитии музыкальной культуры. Составление словаря по стилевым направлениям музыки XX века.

Исполнение музыкального произведения или его фрагмента. Сдать работу (эссе) в письменном или устном варианте (по желанию).

7

Итого:

57

6.1.Содержание СРС и требования к выполнению.

Самостоятельная работа студентов по освоению материала модуля предусматривает следующие формы работы.

а) Работа со специальной литературой. В ходе изучения источников, входящих в список основной литературы, студенты закрепляют

полученные знания, составляя краткие письменные конспекты. В них должны быть отражены и дополнены основные положения лекционного материала: мировоззренческие концепции эпохи, характеристика стилевых музыкальных направлений, жанров. Чтение дополнительной литературы позволит расширить рамки изучаемого материала, а также станет основой для подготовки эссе, сообщений и выступлений на семинарских занятиях.

Проверка работы с литературным материалом осуществляется на аудиторных занятиях. Наличие конспектов, четко и ясно структурированных, с необходимой долей информации, является необходимым условием контроля за СМС. Качество работы с источниками выявляется также в ходе экспресс-опроса по пройденному материалу, когда студент должен дать краткие, четкие ответы на конкретные вопросы по пройденному материалу (определения, названия, фамилии, произведения и т.д.) Развернутый ответ на семинарском занятии предусматривает не только верное освещение студентом содержания заданного вопроса, но и его самостоятельное мнение по обсуждаемой проблеме.

б) Сбор информации по Интернет-ресурсам к урокам с использованием ИМО. Врамках курса интерактивные методы обучения предусматривают, прежде всего, занятия с выполнением творческих заданий: участия в дискуссии по проблемам музыкального искусства, коллективного составления музыкального «портрета» эпохи, жанрового словаря музыкально-стилевого направления. В распоряжении студентов не всегда могут быть литературные источники, поэтому большую роль в подготовке такого рода занятий могут составить материалы Интернета. Большое количество музыкальных сайтов предоставляют возможность найти необходимую музыку, сведения о композиторах и их творчестве, обеспечить справочные материалы, особенно в работе по формированию словаря музыкальных жанров эпохи.

Проверка работы такого типа производится как в письменном виде (наличия терминологического словаря), так и в ходе экспресс-опроса.

в) Исполнение музыкального произведения (миниатюры) или фрагмента оперного произведения. Выполнение этого творческого задания связано со спецификой будущей специальности студента. Для осознания специфики художественного сознания определенного периода очень полезно сразу же тесно соприкоснуться с музыкальным материалом, поэтому студент выбирает любое произведение (инструментальное, вокальное) и готовит его исполнение на семинарском занятии. Сочинение может быть несложным в техническом отношении, но обязательно принадлежащим композитору изучаемого периода.

Проверка работы составляет один из интереснейших фрагментов учебного процесса, так как является результатом труда довольно длительного времени подготовки. Оценивается не только выбор произведения, но и его грамотное, профессиональное исполнение. Особого одобрения заслуживает наличие комментария по факту исполняемого произведения, когда студент очень кратко характеризует личность композитора и исполняемое произведение.

г) Составление эссе (творческого портрета композитора). Многообразие стилей и направлений, изучаемых в рамках дисциплины, не дает возможности подробно остановиться на творчестве какого-либо композитора, поэтому самостоятельная литературная работа над биографией художника должна стать для студента возможностью более детально познакомиться с музыкальным наследием, оценить его роль в художественной панораме эпохи. Работа выполняется в свободной форме, однако объем ее не должен превышать 3-4 листа (формат А-4). В такого рода деятельности студента особо отмечается неординарный, творческий подход к выполнению задания.

Примерные темы эссе

  1. Вокальное творчество французских трубадуров и труверов.

  2. Характеристика творчества рыцарей-миннезингеров.

  3. Г. Перселл – основоположник английской классической музыки.

  4. Органное творчество немецких композиторов XVII века.

  5. Произведения французских клавесинистов (Ж.Рамо, Ф Куперен).

  6. Сочинения английских композиторов для верджинала (У. Берд,

  7. Д. Булл).

  8. Симфоническое творчество А.Онеггера.

  9. Жизнь и творчество Ф. Пуленка.

  10. Испанская тема в творчестве М.Равеля.

В целом, критериями оценки СРС являются:

  • проработка материала в соответствии с заданным объемом;

  • степень исполнительности (проработанность всех аспектов задания, оформление материала в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку и т.п.)

  • степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов, наличие элементов новизны в процессе выполнения заданий;

  • качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, обоснованность и четкость изложения изученного материала);

  • достаточная компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах.

6.2. Промежуточная аттестация по итогам освоения модуля (зачет)

Зачет по предмету проходит в устной форме в виде обсуждения проблемы «Художник и время». Каждый из студентов должен привести краткое и обоснованное мнение по обсуждаемым вопросам.

Вопросы к зачету

  1. Творческая личность И.С. Баха в контексте искусства музыкального барокко.

  2. Основные эстетические идеалы эпохи Просвещения и их воплощение в творчестве В.А. Моцарта.

  3. Романтизм как определяющее художественно-стилевое направление XIX века и творчество Ф.Шопена в данном контексте.

  4. Ф. Шуберт Симфония № 8 «Неоконченная» как явление романтического симфонизма.

  5. Роль творческой личности композитора в становлении национального музыкального искусства (на примере творчества Э. Грига, Б. Сметаны, Б. Бриттена, Д. Гершвина).

  6. Сравнение оперного творчества Р. Вагнера и Д. Верди в связи со своеобразием творческих исканий каждого из композиторов.

  7. Импрессионизм и оперный жанр. Опера К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»

  8. Экспрессионизм и опера. Опера Р. Штрауса «Саломея»

  9. Немецкая опера в XX веке. Опера А. Берга «Воццек»

  10. Специфика американской оперы. Д. Гершвин «Порги и Бесс»

7. Образовательные технологии

В данном курсе, в первую очередь, используются традиционные методы обучения: лекция (информационного, объяснительно-иллюстративного характера), семинар (доклад, сообщение), СРС (конспектирование, составление таблиц, словарей). В некоторых случаях применяются интерактивные методы: беседа-полилог, дискуссия, коллективные проекты, когда студенты участвуют в выполнении творческих проектов. Задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, предусматривают как репродуктивную деятельность (просмотр, прослушивание, повторение учебного материала), так и поисковую – выполнение заданий с обязательным преобразованием информации творческого характера (подготовка к аудиторным занятиям, тематическим дискуссиям; подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских занятиях).

Все задания для самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области дидактики.

8. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература:

  1. Гуревич Е. История зарубежной музыки – М.: Академия, 1999.

  2. Музыкальная энциклопедия: В 6 вып. – М.: Музыка, 1974– 2003

  3. Музыкальный энциклопедический словарь – М.: Музыка, 1993

  4. Уфимцева Е. XX век в музыке Запада. Пути эволюции. Перспективы. – Екатеринбург, 2003.

8.2. Дополнительная литература:

  1. Аберт Г. В.А.Моцарт. В 2-х кн. – М.: Музыка, 1987

  2. Альшванг А. Бетховен. – М.: Музыка, 1966

  3. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М.: Музыка 1975

  4. Бэлза И. Фридерик Шопен. – М.: Музыка, 1981

  5. Волынский Я. Джордж Гершвин. – М.: Музыка, 1988

  6. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М.: Музыка, 1983.

  7. Друскин М. Иоганнес Брамс. – М.: Музыка, 1988.

  8. Друскин М. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982

  9. Екимовский Н. Оливье Мессиан. – М.: Сов. композитор, 1987

  10. Кенигсберг А. Рихард Вагнер. – Л.: Музыка, 1972

  11. Ковнацкая Е. Бенджамин Бриттен. – М.: Сов. композитор, 1974

  12. Кремлёв Этика и эстетика оперы «Воццек». – Л.: Музыка, 1970

  13. Левашова О. Эдвард Григ. – М.: Музыка, 1982

  14. Леонтьева Л. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984.

  15. Мильштейн Я. Лист. В 2-х т. – М.: Музыка, 1971.

  16. Рыцарев С. К.В.Глюк. – М.: Музыка, 1987

  17. Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М.: Музыка, 1986.

  18. Сысоева А. Симфонии А. Онеггера. – М., Музыка 1975.

22. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. – М., 1984

  1. Ярославцева, Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков – М.: «Золотое руно», 2004.

8.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

Интернет-сайты и Интернет-ресурсы – нотные библиотеки и аудио/видео материалы:

  1. /Music.htm

  2. /vokal.html

  3. ttp:/papageno/index.php?act=home

  4. /?lQ1pIR

  5. /dig.html

  6. /

  7. ttp:/wiki/Special:Search?fulltext=Search&search=Vocal+scores

  8. /

  9. http://hcl.harvard.edu/libraries/loebmusic/collections/digital.html

9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Технические средства обучения (компьютеры, мультимедийные средства. Электронные ресурсы (словари по музыке, материалы из Интернет-источников).

  2. Фонотека аудио- и видеозаписей оперных и балетных спектаклей, инструментальных произведений в исполнении отечественных и зарубежных музыкантов – составитель Н.Д. Коваленко.

24

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История русской музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..