Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»

Модуль 1. Периодизация истории зарубежной музыки и основные этапы ее становления. Музыкальное барокко XVII- XVIII века.

Тема 1. Цель, задачи, общая характеристика курса. Периодизация истории зарубежной музыки. Музыкальное искусство в условиях бытования народов стран Древнего Востока. Музыкальная культура в античных государствах.

Лекция.История музыки как специальный предмет.

Музыкальное искусство – важнейшая составляющая духовной культуры человечества. Музыка как искусство, связанное с отражением реальности в музыкальных звуках. История музыкальной культуры в ее тесной связи с общественным строем. Периодизация истории зарубежной музыки.

  • Понятия: «духовная культура», «исторический контекст», «художественная эпоха», «искусство интонации».

Семинар.Музыкальное искусство в условиях бытования народов стран Древнего Востока. Музыкальная культура в античных государствах.

Вопросы для обсуждения

1. Способы функционирования музыки в государствах Древнего Востока.

2. Синкретический характер музыкального искусства. Рождение народно-песенных жанров.

3. Возникновение культовой музыки; проблема музыки и религии.

4. Основополагающая роль музыки в общественной и личной жизни греков. Жанры народного творчества: эпос, бытовые песни, лирика.

5. Теория музыки в трудах Гераклита, Пифагора, Платона, Аристотеля.

6. Назначение музыкального искусства в Древнем Риме.

  • Понятия: «эпос», «лирика», «драма» в контексте музыкального искусства.

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 2. Музыка средневековья и эпохи Возрождения. Рождение оперного жанра. Оперное творчество К. Монтеверди.

Лекция.Рождение оперы. К. Монтеверди как один из основоположников жанра.

Опера как жанр, возрождающий принципы ренессансных идей. Dramma per musica в Академии Барди. Первые оперы, их сюжеты и принципы воплощения. Опера в Риме, Неаполе, Венеции. Оперный жанр в Англии, своеобразие его бытования в рамках исторических условий.

К. Монтеверди – выдающийся мастер оперного жанра. Характеристика оперы как синтетического спектакля на примере произведения «Орфей».

  • Понятия: «dramma per musica», «опера», «драматургия», «жанр лирической трагедии», «опера-seria», «опера-buff».

Семинар.Музыка средневековья и эпохи Возрождения.

Вопросы для обсуждения

1. Роль христианства в процессе формирования музыкального искусства.

Певческая школа Нотр-Дам де Пари, творчество Леонина и Перотина как характерное явление в развитии культовых жанров.

2. Творчество народных музыкантов, развитие городской музыкальной культуры.

3. Рыцарское песенное творчество как одно из тенденций в светской профессиональной культуре.

4. Место музыкального искусства в системе ренессансного мировоззрения. Выдающиеся деятели Возрождения о роли музыкального искусства. Музыка в литературе и живописи периода Ренессанса.

5. Ars nova в Италии.

6. Новое искусство во Франции.

  • Понятия: «музыка культовая и светская», «григорианский хорал», «рыцарская культура», «ars nova», «национальная композиторская школа», «ренессансное мировоззрение», «полифоническая школа».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 3.Основные эстетические тенденции эпохи барокко и их связь с музыкальным искусством. Личность и творчество И.С.Баха

Лекция. Эпоха барокко как важнейший этап в развитии европейской музыкальной культуры.

Музыкальное барокко, его художественные принципы. Многообразие художественных проявлений в процессе развития. Развитие инструментальной музыки в Италии, Франции, Англии, Германии.

Становление европейской органной школы и творчество ее крупнейших представителей.

Семинар.Творчество И.С.Баха – кульминация развития музыкального искусства эпохи барокко.

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь композитора.

2. Жанровая панорама творчества.

3. Органное творчество

4. Клавирные сочинения

5. Вокально-симфонические произведения

  • Понятия: «малый цикл», «единовременный контраст», «музыкальная семантика».

Форма занятия – творческое выступление

Тема 4.Музыкальная культура Англии. Г.Ф.Гендель и его деятельность

Лекция.Своеобразие становления и развития английской классической музыки.

Английская музыка в эпоху барокко. Г. Перселл – создатель английской национальной оперы. «Дидона и Эней» как шедевр оперного искусства (принципы драматургии и характеристика главных героев).

Роль и значение личности Г.Ф.Генделя в истории английской музыкальной культуры.

Семинар. Характеристика творчества Г.Ф.Генделя.

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь композитора.

2. Обзор жанрового творчества.

3. Оратория «Самсон»: история создания, принципы драматургии, методы музыкальной характеристики.

4. Инструментальное творчество Генделя.

  • Понятия: «оратория», «кантата», «concerto grosso», «сюита».

Форма занятия – творческое выступление

Тема 5. Эпоха Просвещения и музыкальное искусство. К.В.Глюк и его оперная реформа

Лекция. Классицизм как художественное течение.

Мировоззрения эпохи и художественные принципы музыкального искусства. Своеобразие проявлений их в Италии, Франции, Германии XVIII века.

  • Понятия: «черты классицизма в музыке», «венский классицизм», «концепция произведения», «музыкальная драматургия».

Семинар. Оперная реформа XVIII века и вклад К.В.Глюка в ее реализацию.

Вопросы для обсуждения

1. Творческий путь К.В. Глюка.

2. Оперная реформа, ее необходимость и сущность

3. Опера «Орфей» – первое реформаторское сочинение.

  • Понятия: «классицистские черты в музыке», «оперная реформа», «сквозное развитие».

Форма занятия – беседа-полилог

Модуль 2. Жанровая панорама западноевропейского

музыкального искусства XVIII-XIX веков

Тема 1.Мировоззренческая концепция XVIII века и жанры инструментальной музыки. Творчество Й. Гайдна и становление сонатно-симфонического цикла.

Лекция. Становление сонатно-симфонического цикла.

Симфония как отражение «картины мира» художником. Характеристика и состав цикла. Роль Й. Гайдна в становлении жанра.

  • Понятия: «симфонизм», «народно-жанровый тип симфонизма», «сонатно-симфонический цикл».

Семинар. Роль Й. Гайдна в истории музыкальной культуры.

Вопросы для обсуждения

1. Этапы формирования Й.Гайдна как художника.

2. Основные жанры творчества.

3.Специфические черты его симфонического творчества.

4. Камерно-инструментальное и фортепианное творчество.

5. Работа в жанре оратории.

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 2. Жизнь и творчество В.А.Моцарта (ИМО)

Лекция. Оперная эстетика В.А.Моцарта.

Произведения В.А.Моцарта в жанре оперы. Драматургическое мастерство композитора, особенности музыкальной характеристики героев.

  • Понятия: «концепция произведения», «принципы музыкальной характеристики».

Семинар. Загадки и легенды жизни В.А.Моцарта

Вопросы для обсуждения

1. Детство В.А.Моцарта: миф и реальность.

2. Семейная жизнь В.А.Моцарта.

3. В.А.Моцарт и А.Сальери.

4. В.А.Моцарт и масонское движение.

5. Так был ли он убит?

Форма занятия – дискуссия

Тема 3. Личность Л.Бетховена в истории музыкальной культуры

Лекция. Творческий облик Л.Бетховена.

Основные эстетические принципы венского классицизма и их отражение в рамках инструментальной музыки. Творческий путь Бетховена. Своеобразие исторической обстановки, оказавшей влияние на становление личности. Роль композитора в истории мировой музыкальной культуры.

Семинар. Симфонизм Л.Бетховена.

Вопросы для обсуждения

1.Симфония как жанровая вершина эпохи.

2. Симфоническое творчество Л.Бетховена, его эволюция.

3. Принципы драматургии Симфонии № 5: концепция, этапы становления идеи.

  • Понятия: «героико-драматический тип симфонизма», «лейттема», «лейтритм», «концепция», «обобщение через жанр».

Форма занятия – беседа-полилог

Тема 4. Художественные идеалы романтизма и музыкальное искусство Австрии и Германии. Краткая характеристика творчества Ф.Шуберта и Р.Шумана.

Лекция. Особенности художественного метода композиторов-романтиков.

Исторические предпосылки рождения нового идейно-эстетического и художественного направления в европейской культуре. Тесная связь романтических тенденций в музыке с различными течениями в литературе, живописи, театре. Роль личности художника, его индивидуальности и творческих установок.

  • Понятия: «музыкальный романтизм», «песенный цикл», «песенный симфонизм».

Семинар. Ф.Шуберт и Р.Шуман – композиторы-романтики.

Вопросы для обсуждения

1. Своеобразие личности Ф. Шуберта и основные этапы творческого пути.

2. Песенные циклы Шуберта, их проблематика и драматургия.

3. Вокальная лирика Шуберта, ее истоки и связь с национальной поэзией.

4. Творческий облик Р.Шумана.

5. Музыкальные и литературные интересы композитора, его музыкально-критическая деятельность и борьба за «новое искусство».

6. Циклы фортепианных миниатюр: образы и выразительные средства.

  • Понятия: «циклизация миниатюр», «программная музыка».

Форма занятия – творческое выступление

Тема 5.Ф.Шопен и европейское музыкальное искусство.

Лекция. Личность и творчество Ф. Шопена.

Творчество Ф. Шопена в истории западноевропейской музыкальной культуры и польской музыке. Перипетии судьбы композитора. Особенности музыкального стиля.

Семинар. Фортепианное творчество Ф. Шопена.

Вопросы для обсуждения

1. Обзор творчества Шопена по жанрам.

2. Мазурки, полонезы и вальсы.

3. Цикл 24 прелюдии

4. Работа в области сонатного жанра.

5. Баллады и скерцо.

  • Понятия: «характерные признаки жанра».

Форма занятия – творческое выступление

Тема 6. Г.Берлиоз и романтическое искусство Франции. Характеристика творчества Ф.Листа

Лекция. Творческий облик Г. Берлиоза

Художественная жизнь Франции первой половины XIX века. Своеобразие проявления романтических черт во французском искусстве. Творческий путь Г.Берлиоза, связь его творчества с традициями национальной культуры.

  • Понятия: «романтическая программная симфония», «драматургия тембров», «театрализация жанра».

Семинар. Личность и творчество Ф. Листа.

Вопросы для обсуждения

1. Творческий облик Ф.Листа: критик, педагог, дирижер.

2. Лист-композитор. Работа в области фортепианных жанров

3. Черты фортепианного исполнительства Листа.

4. Симфоническое творчество Листа. «Прелюды» как образец одночастной романтической поэмы

  • Понятия: «одночастная симфоническая поэма», «принцип монотематизма».

Форма занятия – беседа-полилог

Модуль 3. Композиторские школы в XIX-XX веках и пути

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л.Г., Тяглова С.А. Частные методики дополнительного музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. Музыкальный лекторий для детей. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения (3)

    Учебно-методический комплекс
    Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  4. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Введение в основы теоретического музыкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рябкова В.П. Полифония. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения.
  6. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Коваленко Н. Д. История русской музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  7. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 (2)

    Основная образовательная программа
    Данная ООП представляет собой систему документов, разработанную факультетом иностранных языков с учетом требований регионального рынка труда и традиций научно-педагогической школы КГПА на основе Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..