Разноуровневое обучение суть

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ – СУТЬ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Морозова Л.И.

Главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель-ученик.

Давно осознана необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, с учетом особенностей характера. Если у учащихся начинают проявляться более выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать эти способности далее, целесообразно предоставить им такую возможность. Речь идет о том, чтобы на основании предварительного тестирования создать группы разного уровня – «А», «В», «С» («А» - базовый уровень, «В» - несколько продвинутый, «С» - углубленный). Таким образом, учащийся, интересующийся математикой и ориентирующийся на технический вуз, может, в соответствии с проявленным уровнем подготовленности, попасть в группу «С» или «В». На протяжении всего обучения действует система зачетов и тестирования, и в любой момент, если ученик улучшит свои результаты и изъявит желание перейти в другую группу, более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность.

Сначала нужно проверить, насколько самооценка ребят соответствует их истинным возможностям. Именно с этой целью проводится предварительное тестирование по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования. На основе данного тестирования формируются группы «С», «В», «А».

Важен еще один фактор – оценка знаний. Вполне справедливо в соответствии с принятой концепцией обучения оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учениками, практически ни у кого нет стимула, чтобы прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только когда я знаю, что меня оценивают с учетом моих способностей, затраченных мной усилий, я могу понять, зачем мне стараться. Такой подход учит ребят оценивать не столько сами отметки, сколько знания.

При таком обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Сам ученик, принимая на себя ответственность за собственные успехи, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.

РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ:

НПО, профессия «Автомеханик».

Математика, 2 курс.

Тема: «Применение производной в физике и технике».

Цели урока: - закрепить и обобщить знания по данной теме;

- создать условия для отработки навыков при выполнении задач;

- способствовать развитию логического мышления, сообразительности; - обеспечить условия для формирования самостоятельности при решении задач;

- воспитывать интерес к предмету путем повышения доступности материала, установления межпредметных связей, ориентирования заданий на выбранную профессию;

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: метод самопроверки, взаимопроверки.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективная;

Оборудование и источники информации: мультимедийный проектор, слайды, индивидуальные карточки – задания, , у учащихся на партах по 2 чистых подписанных листа и копирка.

Знания и умения: учащиеся должны знать формулы нахождения производных, уметь применять их на практике, знать, как находить ускорение и скорость с помощью производных.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем работать по теме «Применение производной в физике и технике», повторим и обобщим знания по данной теме.

Перед вами стоит задача – показать, как вы умеете применять полученные знания.

  1. Актуализация знаний

Викторина с самопроверкой (через копирку). К доске вызывается один ученик, который претендует на «4» и «5» для выведения свойства параболы, имеющее применение в оптике и технике. Пока он готовится к ответу, остальные отвечают на вопросы викторины.

  1. Ученик дал следующее определение механического смысла производной: «Производная от координаты по времени есть скорость». Верно ли это? (Ответ: верно).

  2. Сформулировать аналогичное положение с ускорением движения. (Ответ: производная от скорости по времени есть ускорение).

  3. Записать формулу нахождения производной хn :

(Ответ: n)’ = nxn-1 ))

  1. Записать, как называются следующие величины и в каких единицах измеряются

F – (Ответ: сила, в Ньютонах)

а – (Ответ: ускорение, м/с2)

V – (Ответ: скорость, м/с)

Ek – (Ответ: кинетическая энергия, Дж)

m – (Ответ: масса, кг, граммы)

t – (Ответ: время, сек.)

  1. Верно ли, что cos’t = -sint, sin’t = cost. (Ответ: верно)

Викторина окончена. Собираются листочки и открываются правильные ответы. Учащиеся проверяют свои работы, количество правильных ответов говорят учителю.

Свойство параболы, имеющее применения в оптике и технике. Учащийся возле доски рассказывает свойство параболы. Остальные вносят поправки, дополнения и задают вопросы отвечающему учащемуся.

  1. Решение задач (коллективное решение)

Слайд №1

Дано:

m = 2 кг, x(t) = 2t3 – t2; t = 2c

Найти: F - ?

Решение:

  1. F = ma,

  2. x’(t) = V

      1. V’(t) = a

  3. x’(t) = (2t3 – t2)’ = 2 · 3t2 – 2t = 6t2 – 2t

      1. a = (6t2 – 2t) = 12t - 2

  4. a = 12 · 2 – 2 = 24 – 2 = 22 (м/с2)

  5. F = ma = 2 · 22 = 44 (H)

Ответ: 44 (Н)

Слайд №2

Дано:

x(t) = t3 – t2 + 1

a = 5 м/с2

t - ?

Решение:

  1. a = V’(t)

V = x’(t)

  1. V = (t3 – t2 + 1)’ = 3t2 – 2t

a = (3t2 – 2t)’ = 6t – 2

  1. 6t – 2 = 5

6t = 2 + 5

6t = 7

t = 1(с)

Ответ: t = 1(с)

Задача №3.

На «3» - записать «дано и формулы»

На «4» и «5» - решить

Точка движется прямолинейно по закону x(t) = + 3t2 + 6.

Найдите момент времени, когда: а) ускорение равно 0; б) скорость движение точки в этот момент.

Дано:

X(t) = + 3t2 + 6.

а = 0 м/с2


t - ?

V - ?

X’(t) = V(t)

V’(t) = a

X’(t) = ( + 3t2 + 6)’ = ·3t2 + +6t = - t2 + 6t

a = (- t2 + 6t)’ = - t + 6-

- t + 6 = 0

t = 6 (c)

V = - t2 + 6t = - · 62 + 6 · 6 =

= - · 36 + 36 = - + 36 =

=- 18 + 36 = 18 (м/с)

Ответ: t = 6 сек.;

V = 18м/с

  1. Самостоятельная работа.

Дифференцируемые карточки.

- на «5» (высокий уровень)

- на «4» (средний уровень)

- на «3» (низкий уровень)

На «5»

  1. Задача:

Из пункта А по двум лучам, угол между которыми 60º, движутся два тела: первое – равномерно со V = 5 км/ч, второе – по закону S(t) = 2t2 + t.

    • С какой скоростью они удалятся друг от друга? (S – измеряется в километрах, t – в секундах)

  1. Задача:

Точка движется по - прямой так, что ее скорость в момент времени t равна V(t) = t2 – t + 1. известно, что в начальный момент времени t = 0 точка имеет координату (-1).

    • Найти координату и ускорение точки в момент времени t.

На «4».

  1. Задача:

По прямой движутся две материальные точки по законам x1(t) = 4t2 – 5 и x2(t) = t4.

    • В каком промежутке времени скорость первой точки больше скорости второй точки?

  1. Задача:

Тело массой 3 кг. движется прямолинейно по закону x(t) = 2t2 + t + 5. координата x измеряется в сантиметрах, время t – в секундах.

    • Найти кинетическую энергию Е тела через 3 сек. после начала движения.

На «3».

  1. Задача:

Материальная точка движется прямолинейно по закону

x(t) = t2 – 4t + 3.

    • Выведите формулу для вычисления скорости движения в любой момент времени t.

  1. Задача:

Точка движется по закону x(t) = t3 + 1.

    • Найти ускорение в момент времени t = 1c.

Учащийся сами выбирают себе карточки по своим способностям в зависимости от подготовленности. Можно перейти в любое время на другой уровень.

  1. Итоги урока.

    • Легко или трудно было выполнять задания. В чем трудности?

    • Что оказалось самым простым на уроке?

    • Как найти V и а?

    • В каких единицах измеряется V и а?

Ставятся оценки за урок с комментариями. После проверки самостоятельной работы и математической викторины так же выставляются оценки в журнал.

VI. Задание на дом.

Обязательная часть (на «3») №267 (б), №268 А.Н.Колмогоров

Дополнительная часть (на «4» и «5»)

Тело, выпущенное вертикально вверх со скоростью V0, движется по закону h(t) = V0t - , где h – путь в метрах, t - время в секундах.

  • Найти наибольшую высоту, которую достигнет тело, если V0 = 60 м/с, g = 10м/с2

РЕЗЮМЕ:

В качестве основного метода преподавания разноуровневый метод мною выбран не случайно и не сразу. Изучая контингент учащихся, уровень их подготовленности, обучаясь на семинарах, занимаясь самообразованием, я пришла к выводу, что именно эта технология необходима для внедрения в процесс обучения на уроках математики. В основу своей деятельности я взяла рекомендации доктора педагогических наук профессора Е.С.Полат из учебного пособия «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Исследования эффективности разноуровневого обучения в ПУ-3 не проводились, однако анализ результатов вводного контроля, промежуточной, итоговой аттестации показал рост качества обученности на 26%, и это результат только двух лет работы. Необходимость и эффективность использования данной технологии в учебном процессе очевидна.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик и студент действительно стали центральными фигурами учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ и средств обучения, административных работников.

  1. Современные технологии обучения школьников иностранному языку

    Документ
    деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
  2. Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения

    Урок
    Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения
  3. Ма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005 (1)

    Документ
    В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образования, стратегиям обучения иностранному языку, вопросам лингвистики и переводоведения.
  4. Ма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005 (2)

    Документ
    Весь образовательный процесс в вузе должен быть построен так, чтобы как можно лучше подготовить сегодняшнего студента к будущей профессиональной деятельности.
  5. 2. Становление школьного исторического образования и методики обучения в дореволюционной России

    Документ
    Методика в переводе с древнегреческого – «путь исследования», «способ познания». Существует несколько подходов к определению МОИ. Так 1 подход (Ф.П. Коровкин, П.
  6. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория обучения

    Учебно-методический комплекс
    Лукьянченко Т.Н. Теория обучения: учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория обучения» для студентов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» (блок: ДПП.
  7. «Разработка и внедрение автоматизированной технологии самоконтроля и контроля для повышения качества обучения в моу «Кафтанчиковская сош» на основе системы «Символ». Дидактические и психологические аспекты»

    Документ
    «Разработка и внедрение автоматизированной технологии самоконтроля и контроля для повышения качества обучения в МОУ «Кафтанчиковская СОШ» на основе системы «Символ».
  8. Г. Ю. Ксензова Адаптивная система обучения

    Документ
    Традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества на определённой системе социальных ценностей. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда срабатывает.
  9. Рабочая программа учебная дисциплина Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (наименование)

    Рабочая программа
    Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности.

Другие похожие документы..