Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение

  1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

ОБЪЕКТ возрастной психологии – психическое развитие [Обухова], сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений [Запорожец].

1) ПОНЯТИЕ РАЗВИТИЯ.

а) Принципиальное различение РОСТА и РАЗВИТИЯ.

РОСТ – процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры [объекта] и состава входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. ЗАМЕЧАНИЕ: явления роста встречаются и в психических процессах – например, рост запаса слов без изменения функции речи.

РАЗВИТИЕ имеет место, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, изменения качественные, появляются новообразования, новые механизмы, новые процессы и структуры. ОСНОВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ развития являются:

  • дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента;

  • появление новых сторон, новых элементов в самом Р;

  • перестройка связей между сторонами объекта.

б) ТИПЫ развития (Выг)

  • преформированный – в самом начале заданы, зафиксированы последующие стадии Р и его результат (пр. – 1 из немногих – эмбриогенез);

  • непреформированный – не предопределен заранее.

Детское Р – непреформированное Р, которое детерминировано «сверху» той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Человеческое Р происходит по образцу, который существует в обществе, процесс (по Выг) взмд-я реальных и идеальных форм.

"В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которые мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное… В онтогенезе обе линии имеют свои аналоги (не параллели)… Оба процесса, представленные в раздельном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, представлены в слитом виде и образуют реально единый процесс в онтогенезе" [Выг].

2) ДЕТСКАЯ психология и психология РАЗВИТИЯ. ИХ ПРЕДМЕТ.

Исследуя один и тот же объект – психическое развитие – генетическая психология (= пс. развития), и детская психология (= возрастная) представляют из себя две разных психологических науки [Обухова].

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ – возникновение и Р психических процессов.

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ определяется категорией ВОЗРАСТА («относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику» Выг), которая является единицей анализа в д.п. – раскрытие общих закономерностей психического Р в онтогенезе, установление возрастных периодов этого Р и причин перехода от одного периода к другому [Обухова]; изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей [Запорожец].

3) ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ.

Уровень развития теории полностью определяет стратегию исследования, формируя цели и задачи науки.

ЗАДАЧА (в исторической последовательности)

СТРАТЕГИЯ

Накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Наблюдение. (Дневники психологов; Басов)

Привести накопленные факты в систему, выделить этапы и стадии Р, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса Р.

Естественно-научный констатирующий эксперимент (Бине – IQ – впервые на детях?, метод срезов, лонгитюд, и т.д., см. далее).

Понимание причин психического Р.

Формирование. (См. соотв. вопросы).

4) МЕТОДЫ.

Т.о., к методам Д относятся: систематическое наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов детской деятельности, а также различные виды эксперимента (включая естественный и формирующий генетически-моделирующий).

а) КОНСТАТАЦИЯ. Схема (модель) Шайи (по Бурменской):

I. Традиционные схемы.

К

Лонгитюд

Сравнительно-возрастной метод

Метод временного запаздывания

ОГОРТА

1880

1880

1900

1920

1940

1960

1900

1900

1920

1940

1960

1980

1920

1920

1940

1960

1980

2000

1940

1940

1960

1980

2000

2020

1960

1960

1980

2000

2020

2040

1980

1980

2000

2020

2040

2060

2000

2000

2020

2040

2060

2080

0

20

40

60

80

ВОЗРАСТ

II. Последовательные стратегии анализа данных.

К

Поперечно-последовательная стратегия

Лонгитюдно-последовательная стратегия

ОГОРТА

1880

1880

1900

1920

1940

1960

1900

1900

1920

1940

1960

1980

1920

1920

1940

1960

1980

2000

1940

1940

1960

1980

2000

2020

1960

1960

1980

2000

2020

2040

1980

1980

2000

2020

2040

2060

2000

2000

2020

2040

2060

2080

0

20

40

60

80

ВОЗРАСТ

На графике I представлены три традиционных метода исследования:

  • сравнительно-возрастной (= поперечных срезов, измерение проводится единовременно на лицах разного возраста и разных когорт),

  • лонгитюдный (=продольных срезов, измеряется одна выборка/когорта на протяжении интервала времени – разные возраста),

  • временного запаздывания (по достижении определенного возраста обследуются лица разных когорт с целью сравнения когорт).

Таким образом (при исследовании развития) ставится проблема разделения влияния трех факторов: время измерения, возраст, когорта:

Время измер

Возраст

Когорта

Сравнит-возр

+

-

-

Лонгитюд

-

-

+

Временн запазд

-

+

-

Для устранения этих недостатков предлагаются последовательные стратегии (II):

  • Когортно-последовательная – сравнение результатов (ЗП), полученных при лонгитюдном измерении двух и более когорт,

  • Поперечно-последовательная – сравнение двух или более последовательностей результатов, полученных при измерении всех возрастных группизучаемого диапазона:

Время измер

Возраст

Когорта

Когортно-посл

-

+

+

Поперечно-посл

+

+

-

  1. 1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение

    Документ
    Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.
  2. Курс «Психология развития и возрастная психология» рассчитан на 2 семестра, включая лекции (2 час в нед.) и семинарские занятия (2 час через нед.). Втечение каждого семестра студенты выполняют следующие задания

    Методическая разработка
    Итоговая оценка может быть определенной («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») или промежуточной (например, между оценками «отлично» и «хорошо»).
  3. Предмет, задачи, методы и структура соврем психологии

    Документ
    Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (наука о душе). Под психологическими фактами подразумевается широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных
  4. Курса «Психология развития и возрастная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» иотносится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральная компонента

    Документ
    Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерми­нант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического раз­вития; кризисы в развитии;
  5. Программа дисциплины дпп. Ф. 01 Возрастная психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) 1

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Возрастная психология» имеет целью рассмотрение многообразия составляющих психического развития и их взаимосвязи на разных возрастных этапах жизненного цикла человека.
  6. Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Возрастная психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    знание и понимание закономерностей и особенностей психического развития человека на различных этапах жизненного цикла: в детстве, периоде взросления, ранней,
  7. Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология» Составитель: доцент кафедры

    Рабочая программа
    Данный учебно-методический комплекс предназначен для фундаментальной психологической подготовки студентов-психологов. В ней отражено обязательное содержание учебной дисциплины «Возрастная психология ».
  8. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Возрастная психология» для подготовки квалификационного уровня специалиста факультет заочного обучения, специальность «Психология»

    Учебно-методический комплекс
    «Возрастная психология» представляет собой один из основных общепрофессиональных курсов для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – психология.
  9. Программа учебной дисциплины возрастная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (1)

    Программа
    Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза. В основу программы положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как

Другие похожие документы..