Об итогах деятельности Программы «Научный фонд ниу вшэ» в 2011 году

Общие компетенции:

- владение методологией научных исследований в профессиональной области;

- способность к самостоятельному и творческому осмыслению профессионального знания;

- владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения;

- владение терминологией специальности на иностранном языке;

- умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке

- владение навыками использования программных средств в научно-исследовательской работе и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет;

- владение основными методами проведения фундаментального и прикладного психологического исследования;

- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез;

- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности;

- способность использовать фундаментальные психологические знания в различных видах просветительской деятельности.

Специальные компетенции:

- готовность осваивать теории и методы различных школ современного психоанализа, использовать достижения психоаналитической науки в своей исследовательской и практической деятельности, в том числе и с целью осуществления психоаналитического бизнес-консультирования;

- готовность использовать основной методический арсенал для проведения научных и психодиагностических исследований в консультативной психологии, разрабатывать методики и технологии психологического исследования, новые методики психоаналитического бизнес-консультирования;

- способность к разработке новых методов психологического исследования и психологической диагностики, ориентированных на изучение психоаналитического процесса, новых методов психоаналитической диагностики организаций;

- способность использовать современную математическую статистику и математическое моделирование для обработки и анализа данных;

- способность подготовить научный отчет, обзор и публикации по результатам выполненных исследований; в том числе на иностранном языке;

- способность к участию в работе научных съездов, конференций, симпозиумов, в том числе на международном уровне;

- готовность планировать и организовывать психологическое сопровождение внедрения научных разработок в практические сферы (бизнес, наука, управление, экономика, образование и др.), а также оценивать психологические последствия их внедрения;

- способность осуществлять глубокий анализ личностных проблем руководителей бизнеса разного уровня, препятствующих их карьерному росту и развитию лидерских качеств, и помогать разрешению выявленных проблем в ходе психоаналитически ориентированной консультативной работы.

- умение помогать людям в решении их психологических проблем, в личностном росте и саморазвитии;

- способность и готовность к самосовершенствованию, самопознанию, решению своих собственных личностных проблем и психологической работе, направленной на достижение большей личностной зрелости;

- способность и готовность к постановке и решению инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности с целью эффективного использования психоаналитического бизнес-консультирования;

- готовность к участию в разработке и реализации проектов междисциплинарных исследований в различных социально-экономических областях по психологическим проблемам, связанным с индивидуально-психологическими различиями людей, учетом психических возможностей человека и развитием его способностей.

- способность к разработке программ новых и совершенствованию существующих учебных курсов по консультативной психологии, психоанализу и психоаналитическому бизнес-консультированию;

- способность к различным формам организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования при подготовке психологов, педагогов, психотерапевтов, менеджеров и руководителей разного уровня;

- способность и готовность к просветительской деятельности с целью повышения уровня психологической культуры общества;

- способность к участию в организации научных съездов, симпозиумов, конференций;

- способность к организации работы практических консультативных центров, в том числе и по психоаналитическому бизнес-консультированию.

Содержание программы и общая характеристика учебного плана.

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» реализуется в рамках направления 030300.68 – психология и соответствует образовательному стандарту ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по данному направлению.

Студенты получают базовую подготовку (освоение базовых психоаналитических знаний; изучение психических феноменов, возникающих в ходе психоанализа; понимание целей и задач психоаналитической техники; теоретическое и практическое овладение психоаналитическим инструментарием, методами и искусством психоаналитического консультирования) и специальную подготовку (обучение психоаналитической психотерапии; особенностям психоаналитического бизнес-консультирования; развитию у менеджеров различных уровней лидерских качеств, помощи им в преодолении психологических проблем, блокирующих положительную динамику карьеры, и т.п.).

Выпускник программы, успешно завершивший обучение, будет способен к эффективному проведению психоаналитически ориентированных консультаций, включая бизнес-консультации, и психоаналитической психотерапии.

Программа включает в себя развитие научно-исследовательской, практической, консультативной и творческой активности студентов.

Приоритеты магистерской программы:

− включение практики в учебный процесс;

- наблюдение студентами реальной консультативной работы профессионала-аналитика, последующее обсуждение, анализ, детальный разбор процесса консультации;

- стимулирование студентов к началу собственной консультативной практики и ее супервизорское сопровождение;

− повышение роли самостоятельной образовательной, практической и исследовательской работы студентов;

- введение реальной научно-исследовательской работы в учебный процесс.

От того, как студенты, специализирующиеся по практической психологии, мыслят, определяют и понимают консультативную работу; какие способы и формы возможного консультативного вмешательства кажутся им уместными в каждом конкретном случае; насколько они осознают последствия выбора той или иной стратегии помощи человеку - зависит не только их полноценное психологическое образование, но и потенциал будущего профессионального развития.

Знакомство с профессиональной работой психоаналитика, разбор реальных консультативных случаев дает им возможность представить себя как в роли консультируемого, так и в роли аналитика; помогает студентам сформировать представление о специфических психоаналитических отношениях, получить базовые навыки консультативного диалога. На конкретном психоаналитическом материале студенты учатся улавливать тонкие, еле заметные психические проявления различных психологических феноменов у консультируемого на всех уровнях поведения: в речи, в жестах, специфических позах, характерных телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения с аналитиком и т.п.

Анализ конкретных случаев помогает студентам формировать навыки рефлексии собственных мыслей, чувств, ощущений. Сопоставляя чувства, возникающие у них самих в ответ на ассоциации и поведение консультируемого, студенты учатся лучше понимать его бессознательные мотивы, защитные стереотипы. Обучение такой активной рефлексивной работе позволяет создать надежную базу для последующего формирования одной из основных профессиональных психологических способностей - умения практического психолога не отреагировать возникающие у него чувства при работе с консультируемым, не переводить их в действия, а осознавая и, тем самым, овладевая ими, умело их использовать для лучшего понимания психической реальности консультируемого.

Структура магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

М1 Цикл общих дисциплин направления:

1. Базовая часть

1.1. Теория и методология современной психологии

1.2. Качественные и количественные методы исследований в психологии

М2 Цикл дисциплин программы:

1. Базовая часть

1.1. История и теория психоанализа. Метапсихология.

1.2. Мастерство психоаналитически ориентированного консультирования.

1.3. Теория и практика современного психоанализа.

1.4. Техника и практика психоаналитического бизнес-консультирования (The Technique and Practice of Psychoanalytical Business Consulting).

2. Вариативная часть:

2.1. Дисциплины по выбору (3 из 6):

2.1.1. Первичные психоаналитические интервью (в бизнес-консультировании и в психотерапии).

2.1.2. Клиническая парадигма менеджмента.

2.1.3. Психоанализ лидерства.

2.1.4. Психоаналитическая психопатология и диагностика. Патологии лидерства.

2.1.5. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия.

2.1.6. Работа со сновидениями в психоаналитической практике.

2.2. Дисциплины по выбору (3 из 6):

2.2.1. Нарциссизм в бизнесе. Психоаналитические концепции нарциссизма.

2.2.2. Эмоциональные финансы: психоанализ финансовых рынков.

2.2.3. Психоанализ групп и организаций.

2.2.4. Французский индивидуальный и групповой психоанализ.

2.2.5. Современные психоаналитические школы: сходства и различия.

2.2.6. Ключевые психоаналитические концепции.

Теоретическое обучение

М3 Практики и Научно-исследовательская работа

1. Научно-исследовательский семинар (1 из 2)

1.1. Научно-исследовательский семинар «Исследование психоаналитического процесса»

1.2. Научно-исследовательский семинар "Психоаналитическое бизнес-консультирование"

2. Курсовая работа

3. Научно-педагогическая практика

4. Научно-исследовательскаящшо практика

М4 Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

1. Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки

2. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)

М5 Адаптационные дисциплины:

  1. Основы менеджмента

  2. Конфликты в системе управления и методы их урегулирования

  3. Специфика современной среды бизнеса

  4. Клиническая психология

  5. Психология личности

Поскольку одной из целевых аудиторий данной магистерской программы будут бакалавры без базового психологического образования, им предлагаются соответствующие адаптационные дисциплины. В то же время для специалистов, имеющих психологическое образование, но не обладающих опытом работы в бизнес-структурах, предлагаются адаптационные курсы по менеджменту. При этом часть адаптационных курсов может быть реализована за счет согласования расписаний бакалавриата и магистратуры, с тем, чтобы слушатели магистратуры имели возможность, при необходимости, пройти соответствующий курс бакалавриата.

Адаптационные дисциплины для студентов без базового психологического образования:

  1. Клиническая психология

  2. Психология личности

Адаптационные дисциплины для студентов, не имеющих опыта работы в бизнесе:

  1. Основы менеджмента

  2. Конфликты в системе управления и методы их урегулирования

  3. Специфика современной среды бизнеса

Междисциплинарный характер данной программы предполагает диалог психоаналитиков с психологами-практиками, бизнес-консультантами, экономистами, руководителями кампаний, менеджерами различных уровней. Этот диалог будет осуществляться в различных формах: приглашение специалистов других факультетов НИУ ВШЭ, отечественных и зарубежных партнеров кафедры психоанализа и бизнес-консультирования для чтения специальных курсов, проведения мастер-классов, практических семинаров-встреч с руководителями кампаний, имеющими опыт использования психоаналитического бизнес-консультирования.

Траектории обучения

В МП «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» предусмотрена возможность выбора одной из двух специализаций и соответствующей траектории обучения:

1) Прикладной психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование.

2) Психоаналитическое консультирование и психоаналитическая психотерапия.

При наличии обязательного для всех студентов цикла общих дисциплин направления и базовой части цикла дисциплин программы, в зависимости от выбора той или иной траектории обучения будущие магистры выбирают соответствующие дисциплины из предложенных в вариативной части цикла дисциплин программы и принимают участие в соответствующем НИС.

Для специализации «Прикладной психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»:

  • Клиническая парадигма менеджмента.

  • Техника и практика психоаналитического бизнес-консультирования.

  • Психоанализ лидерства.

  • Психоаналитическая диагностика. Патологии лидерства.

  • Нарциссизм в бизнесе. Психоаналитические концепции нарциссизма.

  • Эмоциональные финансы: психоанализ финансовых рынков.

  • Психоанализ групп и организаций.

  • Научно-исследовательский семинар "Психоаналитическое бизнес-консультирование".

Для специализации «Психоаналитическое консультирование и психоаналитическая психотерапия):

  • Первичные психоаналитические интервью (в бизнес-консультировании и в психотерапии).

  • Теория и практика современного психоанализа.

  • Психоанализ и психоаналитическая психотерапия.

  • Работа со сновидениями в психоаналитической практике.

  • Французский индивидуальный и групповой психоанализ.

  • Современные психоаналитические школы: сходства и различия.

  • Ключевые психоаналитические концепции.

  • Научно-исследовательский семинар «Исследование психоаналитического процесса».

Основными формами обучения в магистерской программе являются:

  • Лекции и семинары, на которых рассматриваются теоретические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших разработок в области психоанализа и бизнес-консультирования; обсуждаются и анализируются сложные и дискуссионные аспекты изучаемой дисциплины, проводятся презентации домашних заданий, а также работ по индивидуальным и групповым исследовательским проектам;

  1. Я. И. Кузьминов Ученый секретарь (10)

    Документ
    И.В.Абанкина, С.Б.Авдашева, С.М.Авдошин, В.С.Автономов, Д.А.Александров, А.А.Алексахин, Ф.Т.Алескеров, О.И.Ананьин, Г.В.Андрущак, Е.К.Артемов, А.Г.Барабашев, А.
  2. Программа конгресса проводимого в рамках Программы развития Южного федерального университета на 2011 год Организаторы конгресса (1)

    Программа
    Информационный подход к разработке систем поддержки принятия решений на основе использования интегрированных нечетких адаптивных и бионических методов
  3. Программа конгресса проводимого в рамках Программы развития Южного федерального университета на 2011 год Организаторы конгресса (2)

    Программа
    Сравнительное изучение изменений структуры зернистых клеток мозжечка в условиях модельного инсульта, вызванного действием повышенных концентраций глутамата и оксида азота (NO)
  4. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за июнь 2011 года

    Документ
    2. Проблема доступности городского метрополитена для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. Открытое письмо заместителя секретаря Общественной палаты М.
  5. «Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

    Документ
    Об открытии профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (МВА)» по специализации «МВА - Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».
  6. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (4)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», содержит программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематику магистерских диссертаций и рекомендации по их написанию,
  8. Положение о грантах факультета социологии ниу вшэ на финансирование научно-исследовательских работ и академической мобильности работников на 2012 год 1

    Документ
    В 2012 г. факультет социологии НИУ ВШЭ проводит конкурсы на получение финансовой поддержки (грантов) для выполнения преподавателями (в т.ч., кроме конкурса 1, совместителями), аспирантами и студентами факультета социологии НИУ ВШЭ
  9. «Культурные факторы модернизации»

    Документ
    Социологическое исследование проведено Центром независимых социологических исследований (Санкт-Петербург). Общее руководство – Виктор Воронков. Обзор российской дискуссии о культурных факторах модернизации – Оксана Карпенко, обзор

Другие похожие документы..