Об итогах деятельности Программы «Научный фонд ниу вшэ» в 2011 году

магистерской программы

«ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ БИЗНЕС–КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Магистерская Программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование направлена на овладение студентами теорией и практикой психоаналитического консультирования как с психотерапевтическими целями, так и для развития лидерских качеств руководителей разного звена и разрешения ими внутриличностных конфликтов, препятствующих карьерному росту и эффективной самореализации в бизнесе.

Актуальностьразработки и реализации магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»:

  1. Практически полное отсутствие в российском психологическом образовании профессиональной психоаналитически ориентированной подготовки психологов-консультантов и психологов-психотерапевтов. Эта подготовка полностью отсутствует для психологов-консультантов, специализирующихся в сфере бизнес-консультирования.

  2. Возросшая потребность бизнеса в высококвалифицированных психоаналитически ориентированных бизнес-консультантах, обладающих глубокими знаниями и опытом, позволяющим им иметь конкурентные преимущества не только на отечественном, но и на зарубежном рынке труда.

  3. Необходимость обучения студентов бакалавриата и магистратуры навыкам психологического и психоаналитического консультирования, в том числе и бизнес-консультирования.

  4. Необходимость включения практики в учебный процесс; обеспечение наблюдения студентов за реальной консультативной работой профессионала-аналитика; стимулирование студентов к началу собственной консультативной практики и ее супервизорское сопровождение; повышение роли самостоятельной образовательной, практической и исследовательской работы студентов; введение реальной научно-исследовательской работы в учебный процесс.

  5. Необходимость использования в образовательном процессе современных европейских обучающих программ по бизнес-консультированию.

Текущая ситуация на рынке образовательных услуг.

В настоящее время на российском рынке образовательных услуг нет ни одного образовательного учреждения, которое бы подготавливало психоаналитических бизнес-консультантов.

В тоже время существуют различного профессионального уровня организации, выпускающие психоаналитически ориентированных специалистов. Из всех российских организаций только частный Институт психоанализа и практической психологии дает достаточно качественное образование, так как в нем преподают профессиональные психоаналитики. Остальные учреждения (Институт психоанализа, различные обучающие Центры и т.п.) представляют собой эклектический набор различных направлений, преподают которые, как правило, специалисты, не имеющие должного образования.

Это в еще большей степени относится к всевозможным коммерческим образовательным учреждениям, декларирующим, что они выпускают специалистов по коучингу. Преподавателями коучинга, преимущественно, являются специалисты, не имеющие соответствующего международного образования и опыта работа, с предельно эклектичным набором знаний и представлений о том, как можно работать с менеджерами. В целом, во многом из-за подобных «диких» коммерческих программ к настоящему времени само понятие коучинг в России в значительной мере обесценилось и стало синонимом человека-непрофессионала, готового давать поверхностные советы.

Насколько мне известно, до настоящего времени в России не открыто ни одной магистерской программы по психоанализу или по индивидуальному бизнес-консультированию.

Концепция Магистерской программы разрабатывалась исходя из понимания того, что только специалист, получивший высокопрофессиональное образование (в том числе и практико-клиническое), может предлагать консультативные услуги другим профессионалам, специалистам в своем деле.

Текущее состояние отечественных исследований по проблеме.

Научные исследования, посвященные теоретическому и эмпирическому изучению психоаналитического процесса активно проводятся зарубежными учеными. Только в международных реферируемых журналах ежегодно публикуется более 1200 научных статей по психоанализу.

Образованное в 1983 г. Международное общество психоаналитических исследований организаций (The International Society for the Psychoanalytic Study of Organizations (ISPSO)) проводит ежегодные научные конгрессы и различные региональные конференции, посвященные проблемам психоаналитического бизнес-консультирования, психоанализа организаций и т.п. Профессор Манфред Кетс де Врис, давший согласие на участие в работе Кафедры, является почетным членом Общества и одним из трех его основателей.

В России все научные исследования психоаналитического процесса осуществляются исключительно на ф-те психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (А.В. Россохин, А.Ш. Тхостов, И.М. Кадыров) и в Институте психологии РАН (Е.М. Калмыкова). Небольшое число исследователей, занимающихся этой проблемой, объясняется тем фактом, что для проведения подобных исследований (или по крайней мере для руководства научной группой) необходимо одновременно быть ученым-исследователем и иметь профессиональное психоаналитическое образование. Число таких российских специалистов, имеющих международное психоаналитическое образование, в данный момент ничтожно мало.

Динамика и структура объектных отношений, идентичности, защитные организации личности, проблема психического пространства у пациентов с психотической, пограничной и невротической личностной организацией исследуются И.М. Кадыровым с использованием как традиционных методов клинического психоанализа, так и с применением методов формализованного эмпирического исследования (метод конфигурационного анализа и др.) (Кадыров, 1996, 1998, 2000, 2003).

На материале протоколов психотерапевтических и психоаналитических сеансов проведены исследования Е.С. Калмыковой (1996, 1998, 2000, 2002), посвященные изучению нарративов в психотерапии, сопоставлению методов CCRT и дискурс-аналитического подхода к анализу психотерапевтического диалога.

Наибольший вклад в научные исследования психоаналитического процесса в России внесла научная группа под руководством А.В. Россохина:

- изданы 2 научные монографии по этой теме (пока единственные в России): Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе. М.: Смысл, 2004. – 544 С.; Россохин А.В. Интерсознание в психоанализе. М.: Когито, 2010. – 306 С.;

- защищена первая в России докторская диссертация (А.В. Россохин), посвященная изучению психоаналитического процесса;

- научные исследования по этой тематике, проводимые группой, ежегодно с 1996 г. финансируются РГНФ.

В последнее время под влиянием работ А.В. Россохина, в которых разработаны и подробно описаны эмпирические методы исследования психоаналитического процесса, количество научных исследований по рассматриваемой проблеме стремительно возрастает.

Отечественные научные исследования психоаналитического бизнес-консультирования целиком ограничены деятельностью научной группы А.В. Россохина.

Конкурентные преимущества Магистерской программы:

б) высокий уровень профессионализма преподавателей (А.В. Россохин, М. Кетс де Врис – лидеры в области психоанализа, психоаналитического бизнес-консультирования, научных исследований по этим направлениям; преподаватели, имеющие международное образование и опыт работы в ведущих западных бизнес-школах и центрах);

в) международный уровень программы;

г) использование самых современных европейских обучающих программ (INSEAD, Центр глобального лидерства, Лондонский институт менеджмента, Парижский центр психоанализа и психотерапии);

д) междисциплинарный характер программы (психоанализ, психологическое консультирование, бизнес-консультирование, менеджмент);

е) элитный уровень предлагаемой программы (элитный по специализации, по составу преподавателей, по уникальности методов обучения, по эксклюзивности предлагаемых услуг);

ж) неэклектический характер подготовки специалистов, строго сфокусированный на профессиональном обучении психоаналитическому консультированию;

з) использование впервые в России открытых видео-консультаций, проводимых профессионалом-аналитиком. Студенты, находящиеся в соседней аудитории и наблюдающие за реальной консультативной работой в режиме реального времени, получают исключительную возможность обучения путем прямой и непосредственной идентификации с профессионалом.

и) создание на основе видео-консультаций первых в России банков обучающих видео-кейсов как чисто психоаналитических консультаций, так и психоаналитических бизнес-консультаций;

к) формирование нового психоаналитически ориентированного поколения российских бизнес-консультантов;

л) возможность стажировки в ведущих европейских бизнес-школах и университетах;

м) ориентация на создание магистерской программы «Executive психоаналитическое бизнес-консультирование», направленной как на подготовку психоаналитически ориентированных бизнес-консультантов для руководителей высшего звена и владельцев собственного бизнеса.

Цель программы:создание международной профессиональной школы психоанализа и формирование на ее основе нового психоаналитически ориентированного поколения российских бизнес-консультантов.

Задачи программы:

  1. Подготовить специалистов, способных применять психоаналитические знания и опыт для эффективной консультативной работы как с психотерапевтическими целями, так и для развития лидерских качеств у руководителей разного уровня.

  2. Подготовить специалистов, ориентированных на проведение научных исследований особенностей и феноменов консультативного и психоаналитического процесса.

  3. Подготовить специалистов, способных разрабатывать новые методы консультативной психологии, создавать банк «case studies» для использования видеозаписей психоаналитических консультаций в обучающем процессе.

  4. Начать формирование нового корпуса высококвалифицированных профессионалов в междисциплинарной области, находящейся на пересечении психоанализа, психологического консультирования, менеджмента, социологии и других смежных наук.

  5. Осуществить подготовку магистров в области психоаналитического консультирования по высшим европейским стандартам, что позволит выпускникам НИУ-ВШЭ выдержать конкуренцию при поступлении на программы PhD в любом университете мира.

  6. В целях обеспечения мирового уровня подготовки магистров и признания их квалификации за рубежом следует внедрять в систему психологического образования в НИУ-ВШЭ программы и курсы, разработанные в ведущих зарубежных бизнес-школах и университетах с их последующей апробацией, адаптацией и развитием с учетом российской специфики.

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическоебизнес-консультирование» ориентирована на:

  • выпускников бакалавриата НИУ ВШЭ, в особенности, экономических, социальных и гуманитарных факультетов (психологии, менеджмента, экономики, социологии, бизнес-информатики, философии и др.);

  • выпускников специалитета и бакалавриата других высших учебных заведений (как с первым психологическим образованием, так и без него);

  • практических психологов, психотерапевтов, бизнес-консультантов, коучей и других специалистов в практической психологии, деятельность которых диктует необходимость получения соответствующего уровня высшего образования;

  • специалистов, работающих в бизнес-структурах и государственных предприятиях, заинтересованных в использовании своего опыта для овладения новой престижной профессии.

Таким образом, предполагается, что диплом о первом образовании не соответствующий психологическому профилю может быть компенсирован наличием опыта практической работы.

Базы практикидля студентов, обучающихся на данной программе: Центр психоанализа и психологического консультирования НИУ ВШЭ (планируется создать), Центр развития лидерства (планируется создать), психологические Центры г. Москвы, различные компании: «ТНК-BP», «Тройка диалог», «Свеза», ФК «Уралсиб», Сбербанк, ВТБ и др.

Набор компетенций, формируемых в процессе обучения (общие и специальные компетенции специалистов).

  1. Я. И. Кузьминов Ученый секретарь (10)

    Документ
    И.В.Абанкина, С.Б.Авдашева, С.М.Авдошин, В.С.Автономов, Д.А.Александров, А.А.Алексахин, Ф.Т.Алескеров, О.И.Ананьин, Г.В.Андрущак, Е.К.Артемов, А.Г.Барабашев, А.
  2. Программа конгресса проводимого в рамках Программы развития Южного федерального университета на 2011 год Организаторы конгресса (1)

    Программа
    Информационный подход к разработке систем поддержки принятия решений на основе использования интегрированных нечетких адаптивных и бионических методов
  3. Программа конгресса проводимого в рамках Программы развития Южного федерального университета на 2011 год Организаторы конгресса (2)

    Программа
    Сравнительное изучение изменений структуры зернистых клеток мозжечка в условиях модельного инсульта, вызванного действием повышенных концентраций глутамата и оксида азота (NO)
  4. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за июнь 2011 года

    Документ
    2. Проблема доступности городского метрополитена для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. Открытое письмо заместителя секретаря Общественной палаты М.
  5. «Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

    Документ
    Об открытии профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (МВА)» по специализации «МВА - Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».
  6. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (4)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», содержит программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематику магистерских диссертаций и рекомендации по их написанию,
  8. Положение о грантах факультета социологии ниу вшэ на финансирование научно-исследовательских работ и академической мобильности работников на 2012 год 1

    Документ
    В 2012 г. факультет социологии НИУ ВШЭ проводит конкурсы на получение финансовой поддержки (грантов) для выполнения преподавателями (в т.ч., кроме конкурса 1, совместителями), аспирантами и студентами факультета социологии НИУ ВШЭ
  9. «Культурные факторы модернизации»

    Документ
    Социологическое исследование проведено Центром независимых социологических исследований (Санкт-Петербург). Общее руководство – Виктор Воронков. Обзор российской дискуссии о культурных факторах модернизации – Оксана Карпенко, обзор

Другие похожие документы..