Об итогах деятельности Программы «Научный фонд ниу вшэ» в 2011 году

3. Порядок финансирования и имущественное обеспечение работы Центра

  1. Центр работает на условиях окупаемости затрат и самофинансирования.

  2. Финансирование деятельности Центра осуществляется за счет следующих источников:

3.2.1. субсидии из федерального бюджета на выполнение заданий (в случае, когда планом фундаментальных исследований предусмотрены темы, выполняемые Центром);

3.2.2. средства, получаемые от приносящей доход деятельности;

3.2.3. добровольные имущественные целевые взносы и пожертвования юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

3.2.4. иные источники, предусмотренные уставом НИУ ВШЭ.

  1. Учет поступления и расходования денежных средств, полученных НИУ ВШЭ за выполненные работы (оказанные услуги) работниками Центра, а также из иных источников, ведется на отдельном субсчете, открываемом для Центра Управлением бухгалтерского учета НИУ ВШЭ (далее по тексту - УБУ).

  2. Расходование средств с субсчета, открытого Центру, производится в установленном НИУ ВШЭ порядке на основании документов, завизированных директором Центра.

  3. Средства Центра, учитываемые на его субсчете, могут использоваться по инициативе директора Центра для оплаты труда привлекаемых специалистов, установления работникам Центра стимулирующих выплат, развития материально-технической базы Центра.

  4. Из средств, поступающих в виде оплаты за выполненные работниками Центра работы (предоставленные услуги), а также по договорам на выполнение научных исследований и разработок аналитические и консультационные работы производятся отчисления в централизованный бюджет НИУ ВШЭ на компенсацию расходов по материально-техническому и организационному обеспечению деятельности Центра в установленном в НИУ ВШЭ порядке.

3.7. Планово-финансовое управление по запросу Центра предоставляет данные об остатках денежных средств по договорам и государственным контрактам, а также остатки собственных средств Центра.

УБУ по запросу Центра осуществляет подборку бухгалтерских документов по оплате затрат для составления финансового отчета Заказчику, если это предусмотрено условиями гражданско-правового договора или государственного контракта.

3.8. Для обеспечения деятельности ЦентраНИУ ВШЭ предоставляет помещения, а также имущество (мебель, компьютерную технику, средства связи, необходимую оргтехнику) в объемах, обеспечивающих условия для начала реализации деятельности Центра. Указанное имущество, равно как и имущество, приобретаемое за счет средств, учитываемых на отдельном субсчете Центра, используется только для осуществления деятельности Центра.

Ответственность за сохранность и надлежащее использование переданного Центру имущества несет директор Центра.

4. Организация работы Центра

  1. Структуру и штатное расписание Центра утверждает ректор НИУ ВШЭ по представлению координирующего первого проректора.

  2. Центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ректора НИУ ВШЭ.

  3. Директор Центра может иметь заместителя(ей), который назначается на должность и освобождается от должности по представлению директора координирующим первым проректором.

  4. Директор Центра:

  1. осуществляет непосредственное руководство деятельностью Центра и несет ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Центр;

  2. обеспечивает соблюдение в деятельности Центра законодательства Российской Федерации, устава и локальных актов НИУ ВШЭ, выполнение решений органов управления НИУ ВШЭ, приказов, распоряжений НИУ ВШЭ и поручений руководства НИУ ВШЭ;

  3. определяет направления научной деятельности Центра и планы научной работы, организует их выполнение;

  4. решает вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности Центра;

  5. обеспечивает выполнение обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам (государственным и муниципальным контрактам), работы (услуги) по которым выполняются (оказываются) работниками Центра;

  6. вносит предложения координирующему первому проректору, о совершенствовании деятельности Центра, повышении эффективности его работы, о штатном расписании Центра, а также о приеме на работу, переводе, увольнении, поощрении работников Центра и наложении на них взысканий;

  7. определяет должностные обязанности работников Центра и представляет их должностные инструкции на утверждение координирующему первому проректору;

  8. представляет НИУ ВШЭ по вопросам деятельности Центра в органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, организациях, учреждениях;

  9. обеспечивает учет поступления денежных средств, отражаемых на субсчете Центра, и расходов Центра за счет указанных средств;

  10. контролирует размещение и обновление информации Центра на интернет-странице (сайте) Центра в рамках корпоративного портала (сайта) НИУ ВШЭ;

  11. обеспечивает ведение делопроизводства в установленном в НИУ ВШЭ порядке;

  12. осуществляет другие полномочия в соответствии с локальными актами НИУ ВШЭ и настоящим Положением.

  1. Директор Центра несет ответственность за:

  1. некачественное и несвоевременное исполнение задач и функций, возложенных на Центр настоящим Положением, невыполнение в полном объеме и в установленные сроки решений органов управления НИУ ВШЭ, приказов, распоряжений НИУ ВШЭ и поручений руководства НИУ ВШЭ;

  2. неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;

  3. причинение НИУ ВШЭ материального ущерба;

  4. правонарушения, допущенные при осуществлении трудовых функций;

  5. превышение предоставленных полномочий;

  6. недостоверность, несвоевременную подготовку и непредставление в органы управления НИУ ВШЭ сведений и документов, касающихся деятельности Центра;

  7. разглашение конфиденциальных сведений, коммерческой тайны;

  8. нарушение правил пожарной безопасности и техники безопасности, Правил внутреннего распорядка НИУ ВШЭ;

  9. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и/или локальными актами НИУ ВШЭ.

  1. Для определения перспективных направлений деятельности Центра, рассмотрения и одобрения результатов научно-исследовательских работ и рассмотрения иных вопросов по решению ректора НИУ ВШЭ может быть создан консультативный совет Центра. Порядок создания совета, его деятельность и полномочия (компетенции) определяются положением об указанном совете Центра, утверждаемым ученым советом НИУ ВШЭ.

  2. Руководитель Центра ежегодно в порядке, установленном в НИУ ВШЭ, представляет координируещему первому проректору отчет о результатах деятельности Центра в прошедшем году.

5. Реорганизация и ликвидация Центра

  1. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по решению ученого совета НИУ ВШЭ.

  2. Решение ученого совета НИУ ВШЭ оформляется приказом ректора НИУ ВШЭ.

Приложение 14

О проведении олимпиад НИУ ВШЭ

  1. При поступлении в федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по решению ученого совета первым трем победителям, набравшим максимальное количество баллов на втором (заключительном) этапе Межрегиональной олимпиады школьников НИУ ВШЭ, НИУ "БелГУ", ОмГУ, РУДН, УрФУ по литературе и Межрегиональной олимпиады школьников НИУ ВШЭ по востоковедению и русскому языку в течение одного года, с момента утверждения результатов Олимпиады, предоставить 100% скидку в случае недобора 1 - 45 баллов до проходного балла на вступительных испытаниях (при условии их обязательной сдачи и получения положительных оценок).

  2. Одобрить проведение Олимпиады Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» для студентов и выпускников вузов (далее – Олимпиада) в 2011-2012 учебном году совместно с Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского.

  3. Директору Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Т.А. Протасевич представить ректору предложения о внесении изменений в локальные акты, регламентирующие проведение Олимпиады, по следующим вопросам:

    1. Установление численности победителей по каждому направлению Олимпиады не менее 10% от общей численности участников соответствующего направления Олимпиады, численность призеров – не более чем на 5 процентных пунктов выше установленной доли победителей Олимпиады по направлению.

    2. Предоставление победителям и призерам Олимпиады в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров одной из следующих льгот:

  • Льгота первого порядка предоставляется победителям Олимпиады. Победители Олимпиады по решению ученых советов НИУ ВШЭ и Омского государственным университетом им. Ф.М. Достоевского имеют право быть зачисленными в НИУ ВШЭ и Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, соответственно, без вступительных испытаний на магистерскую программу, соответствующую профилю Олимпиады;

  • Льгота второго порядка предоставляется призерам Олимпиады. Призеры Олимпиады по решению ученого совета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского имеют права быть зачисленными в Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского без вступительных испытаний на магистерскую программу, соответствующую профилю Олимпиады;

при условии утверждения Положения об Олимпиады ректором НИУ ВШЭ и ректором Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Приложение 15

Анализ обращений на горячую линию «Выразительная кнопка»

(октябрь 2011 года).

Анализ спектра проблем, отраженных на «Выразительной кнопке», сделан на основе выборки сообщений, поступивших с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года. Всего за данный период оставил свои сообщения 141 респондент. Около 4% сообщений можно квалифицировать как спам (сообщения не несущие смысловой нагрузки; не связанные напрямую с образовательным процессом в НИУ ВШЭ), примерно столько же выражают одобрение, 92% – неодобрение (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

21 сообщение касалось различных сторон образовательного процесса в С-Петербургском (201) и Нижегородском (1) филиалах НИУ ВШЭ, остальные – обращения студентов/ сотрудников головного вуза2.

Наиболее часто в указанный период к «Выразительной кнопке» прибегали студенты-бакалавры 2-3-х курсов. Снизилось по сравнению с предыдущим месяцем количество респондентов-первокурсников и неожиданно выросло число обратившихся на горячую линию студентов-магистров 1 курса. Очень редко использовали эту форму выражения своего отношения к возникающим проблемам студенты специалитета и 2 курса магистратуры, а также сотрудники Университета (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Наибольшую активность проявили студенты факультета экономики (16,3%). Часто обращались на горячую линию студенты факультетов бизнес-информатики (11,1%), ГиМУ (9,6%), менеджмента (8,9%). Регулярно обращались к «Выразительной кнопке» студенты Санкт-Петербургского филиала, в общей сложности сообщения студентов филиала составляют почти 15% от общего числа (Диаграмма 3). Совсем не прибегали к «Выразительной кнопке» студенты факультетов истории, филологии и математики, отделения востоковедения, совместной программы НИУ ВШЭ – РЭШ.

Диаграмма 3

3,7% респондентов выразили удовлетворение процессами, проходящими в НИУ ВШЭ. Эти сообщения выражают благодарность преподавателям, сотрудникам учебных частей, изменениям, внесенным в расписание одного из факультетов. (Диаграмма 4).

Диаграмма 4

Описание тех или иных проблем, просьбы разобраться в спорных ситуациях и просто предоставить необходимую информацию содержатся в оставшихся 96,3 % сообщений. Все проблемы с некоторой долей условности могут быть сгруппированы по нескольким направлениям:

  1. Учебный процесс: вопросы, напрямую связанные с учебным процессом (расписание, качество преподавания, работа сотрудников учебных частей, организация итогового контроля, и т.д.). В том числе, вопросы, связанные с организацией и качеством преподавания английского языка.

  2. Административные здания: комфортность условий, в которых проходит учебный процесс (состояние аудиторий, соблюдение температурного режима, туалеты)

  3. Безопасность (работа охраны, пропускной режим, получение пропуска и карты выпускника, кражи и т.д.)

  4. Библиотека: вопросы, связанные с обеспечением студентов учебной литературой.

  5. Организация питания студентов: качество предлагаемого ассортимента, отсутствие мобильных точек питания, очереди в столовых и т.д.

  6. Стипендии: вопросы, связанные с материальным обеспечением студентов (условия и сроки получения стипендии, социальные стипендии)

  7. Техника: вопросы, относящиеся к компетенции Дирекции по информационным технологиям (работа оборудования в компьютерных классах, вопросы функционирования сети Интернет в учебных корпусах и общежитиях и т.д.)

  8. Общежития: вопросы проживания студентов на выделенных университетом территориях (комфортность условий, взаимоотношения с администрацией)

  9. Злоупотребления

  10. Сайт: вопросы функционирования портала

Наглядно распределение поданных заявок представлено в Диаграмме 5:

Диаграмма 5

Следующая диаграмма наглядно демонстрирует динамику проблем в сравнении с предыдущим месяцем (Диаграмма 6).

Диаграмма 6

Анализ заявок свидетельствует о том, что многих студентов волнуют проблемы, связанные с учебным процессом (39,2%). Из них 35,34% составляют проблемы качества работы отдельных преподавателей. Значительное количество сообщений, выражающих неодобрение, в связи с длительным отключением электричества в общежитии № 6, а также озабоченность по поводу угрозы выселения с арендованных Университетом площадей в Измайлово. Регулярно, с начала учебного года, поступают жалобы на отсутствие в учебных корпусах кофейных автоматов и мобильных точек питания. Также есть жалобы, связанные с работой охраны в административных зданиях, а также работой отдельных представителей учебных частей.

Из тех, кто выражал недовольство отдельными аспектами учебного процесса, наиболее активными оказались студенты факультетов ГиМУ, бизнес-информатики, экономики. Отсутствуют жалобы, связанные с организацией учебного процесса в Университете у студентов отделений ПМиИ, культурологии, факультета философии, МИЭФ, ИРО, кафедры публичной политики. Эти данные подробно отражены в следующей диаграмме (Диаграмма 7):

Диаграмма 7

Основные проблемы учебного процесса распределились в процентном отношении следующим образом (Диаграмма 8):

Диаграмма 8

Сообщения, ставшие предметом внимания (всего 97% от поступивших жалоб), были разосланы руководителям подразделений, в ведении которых находится решение описанных проблем (заместители деканов по учебной работе, начальники учебных частей, заведующие кафедрами, начальники управлений, центров, отделов и т.д.). Получена реакция по 86,5% направленных обращений в виде ответного объяснительного письма (телефонного разговора) (Диаграмма 9).

Диаграмма 9

Заявленная проблема была решена или по ней было получено удовлетворительное объяснение, то есть, разъяснена сложившаяся ситуация и (или) проблема поставлена на контроль. В ряде случаев показано субъективное видение вопроса студентом либо указано на противоречие другим фактам. В 69% случаях руководители структурных подразделений ответили студентам/ сотрудникам, обратившимся на горячую линию: письменно, в телефонном разговоре, в личном разговоре. Зачастую, к сожалению, ответить респондентам было невозможно в связи с отсутствием контактных данных (e-mail, номер телефона). Среди студентов, воспользовавшихся в октябре «Выразительной кнопкой», немногим более половины, 63,7%, указало свои контактные данные.

Подробная информация по, так называемой, «обратной связи» содержится в Диаграмме 10:

Диаграмма 10

Анализ обращений на горячую линию «Выразительная кнопка»
(ноябрь 2011 года).

Анализ спектра проблем, отраженных на «Выразительной кнопке», сделан на основе выборки сообщений, поступивших с 01.11.2011 года по 30.11.2011 года. Всего за данный период оставили свои сообщения 236 респондентов. Около 3% сообщений можно квалифицировать как спам (сообщения не несущие смысловой нагрузки; не связанные напрямую с образовательным процессом в НИУ ВШЭ), 4% выражают одобрение, 93% – неодобрение3 (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

4% респондентов выразили удовлетворение процессами, проходящими в НИУ ВШЭ. Эти сообщения выражают благодарность преподавателям, сотрудникам учебных частей, готовящейся встрече Ректора со студентами факультета прикладной политологии и др.

Диаграмма 2

3 сообщения касались различных сторон образовательного процесса в С-Петербургском филиале НИУ ВШЭ, остальные – обращения студентов/ сотрудников головного вуза4.

Наиболее часто в указанный период к «Выразительной кнопке» прибегали студенты-бакалавры 4-го курса. Очень редко использовали эту форму выражения своего отношения к возникающим проблемам студенты специалитета и 2 курса магистратуры, а также сотрудники Университета.

Диаграмма 3

Наибольшую активность проявили студенты факультета МЭиМП (36,3%). Причем только одно сообщение из 80 касалось учебного процесса, остальные посвящены другим проблемам, из них 75 сообщений выражали неудовлетворение организацией питания (отсутствием автоматов с кофе и снеком) в АУК «Покровка» (Диаграмма 4). Совсем не прибегали к «Выразительной кнопке» студенты факультетов филологии, ИРО, совместной программы НИУ ВШЭ – РЭШ, Нижегородского и Пермского филиалов.

Диаграмма 4

Описание тех или иных проблем, просьбы разобраться в спорных ситуациях и просто предоставить необходимую информацию содержатся в 93 % сообщений. Все проблемы с некоторой долей условности могут быть сгруппированы по нескольким направлениям:

  1. Учебный процесс: вопросы, напрямую связанные с учебным процессом (расписание, качество преподавания, работа сотрудников учебных частей, возможность отказаться от курсов по выбору и т.д.). В том числе, вопросы, связанные с организацией и качеством преподавания английского и французского языков.

  2. Административные здания: комфортность условий, в которых проходит учебный процесс (курение, соблюдение температурного режима, туалеты)

  3. Безопасность (работа охраны, пропускной режим, получение пропуска и карты выпускника и т.д.)

  4. Библиотека: вопросы, связанные с обеспечением студентов учебной литературой (доступом к электронным ресурсам библиотеки).

  5. Организация питания студентов: качество предлагаемого ассортимента, отсутствие мобильных точек питания, обслуживание в столовых и т.д.

  6. Стипендии: вопросы, связанные с материальным обеспечением студентов (условия и сроки получения стипендии)

  7. Техника: вопросы, относящиеся к компетенции Дирекции по информационным технологиям (работа оборудования в компьютерных классах, вопросы функционирования сети Интернет в учебных корпусах и общежитиях и т.д.). В ноябре большое количество сообщений (41) пришло в связи с фактом копирования одним из студентов фотографий своих коллег из учебной среды LMS и размещения их в общем доступе (сообщения были направлены в Управление по безопасности и режиму и Дирекцию информационных технологий)

  8. Общежития: вопросы проживания студентов на выделенных университетом территориях (комфортность условий, взаимоотношения с администрацией)

  9. Подготовка к встрече с Ректором НИУ ВШЭ на факультете прикладной политологии (широко освещалась на портале НИУ ВШЭ, в т.ч. заметки «Покраска травы» и «Никто не собирался красить траву»)

  10. Вопросы, связанные с подготовкой к выборам в Государственную Думу РФ (агитация в общежитиях).

  11. Сайт: вопросы функционирования портала

Наглядно распределение поданных заявок представлено в Диаграмме 5:

Диаграмма 5

Анализ заявок свидетельствует о том, что многих студентов по-прежнему волнуют проблемы, связанные с учебным процессом (20,9%). Однако, в ноябре проблемы непосредственно учебного процесса, беспокоили студентов меньше, чем, например, организация питания (38,2%). Большая часть жалоб такого рода принадлежит студентам факультета МЭиМП, которые жаловались на отсутствие в учебном корпусе на Покровке автоматов по продаже кофе и снека. Кстати, уже в декабре проблема стала решаться, сообщение студента от 10 декабря: «Автоматы с кофе на Покровке. Спасибо за них! Казалось бы, какая мелочь - чашечка кофе, однако, она, разбудив сонного студента, позволяет не пропустить интереснейшую лекцию мимо ушей, находясь в полудреме всю пару, а внять». Также есть жалобы, связанные с работой Интернета в общежитиях и административных зданиях, пропускным режимом, а также работой отдельных представителей учебных частей.

Из тех, кто выражал недовольство отдельными аспектами учебного процесса, наиболее активными оказались студенты факультетов бизнес-информатики (в основном, жалобы на качество работы ППС), ГиМУ и социологии (преимущественно, недовольство невозможностью отказаться от выбранных курсов по выбору без объективных причин). Отсутствуют жалобы, связанные с организацией учебного процесса в Университете у студентов отделений ПМиИ, культурологии, востоковедения, программной инженерии, ОСАДиД, факультета медиакоммуникаций, истории, математики, ИРО, кафедры публичной политики, студентов С-Петербургского филиала. Эти данные подробно отражены в следующей диаграмме (Диаграмма 6):

Диаграмма 6

Основные проблемы учебного процесса распределились в процентном отношении следующим образом (Диаграмма 7):

Диаграмма 7

Все неодобрительные сообщения (100%), ставшие предметом внимания, были направлены руководителям подразделений, в ведении которых находится решение описанных проблем (заместители деканов по учебной работе, начальники учебных частей, заведующие кафедрами, начальники управлений, центров, отделов и т.д.). Получена реакция по 96,4% направленных обращений в виде ответного объяснительного письма (телефонного разговора) (Диаграмма 8).

Диаграмма 8

Заявленная проблема была решена или по ней было получено удовлетворительное объяснение, то есть, разъяснена сложившаяся ситуация и (или) проблема поставлена на контроль. В ряде случаев показано субъективное видение вопроса студентом либо указано на противоречие другим фактам. В 52,8% случаях руководители структурных подразделений ответили студентам/ сотрудникам, обратившимся на горячую линию: письменно, в телефонном разговоре, в личном разговоре. Зачастую, к сожалению, ответить респондентам было невозможно в связи с отсутствием контактных данных (e-mail, номер телефона). Среди студентов, воспользовавшихся в ноябре «Выразительной кнопкой», с целью выразить неодобрение, немногим более половины, 54,5%, указало свои контактные данные.

Подробная информация по, так называемой, «обратной связи» содержится в Диаграмме 9:

Диаграмма 9

1 Одно из сообщений, объемное, затрагивающее несколько проблем, было разбито на семь сообщений по количеству затронутых тем

2 Далее идет речь о сообщениях, не относящихся к спаму

3 Далее идет речь о сообщениях, не относящихся к спаму

4 Далее речь идет о сообщениях, выражающих неодобрение

  1. Я. И. Кузьминов Ученый секретарь (10)

    Документ
    И.В.Абанкина, С.Б.Авдашева, С.М.Авдошин, В.С.Автономов, Д.А.Александров, А.А.Алексахин, Ф.Т.Алескеров, О.И.Ананьин, Г.В.Андрущак, Е.К.Артемов, А.Г.Барабашев, А.
  2. Программа конгресса проводимого в рамках Программы развития Южного федерального университета на 2011 год Организаторы конгресса (1)

    Программа
    Информационный подход к разработке систем поддержки принятия решений на основе использования интегрированных нечетких адаптивных и бионических методов
  3. Программа конгресса проводимого в рамках Программы развития Южного федерального университета на 2011 год Организаторы конгресса (2)

    Программа
    Сравнительное изучение изменений структуры зернистых клеток мозжечка в условиях модельного инсульта, вызванного действием повышенных концентраций глутамата и оксида азота (NO)
  4. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за июнь 2011 года

    Документ
    2. Проблема доступности городского метрополитена для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. Открытое письмо заместителя секретаря Общественной палаты М.
  5. «Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

    Документ
    Об открытии профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (МВА)» по специализации «МВА - Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».
  6. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (4)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», содержит программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематику магистерских диссертаций и рекомендации по их написанию,
  8. Положение о грантах факультета социологии ниу вшэ на финансирование научно-исследовательских работ и академической мобильности работников на 2012 год 1

    Документ
    В 2012 г. факультет социологии НИУ ВШЭ проводит конкурсы на получение финансовой поддержки (грантов) для выполнения преподавателями (в т.ч., кроме конкурса 1, совместителями), аспирантами и студентами факультета социологии НИУ ВШЭ
  9. «Культурные факторы модернизации»

    Документ
    Социологическое исследование проведено Центром независимых социологических исследований (Санкт-Петербург). Общее руководство – Виктор Воронков. Обзор российской дискуссии о культурных факторах модернизации – Оксана Карпенко, обзор

Другие похожие документы..