Автореферат диссертации на соискание ученой степени


     На  правах рукописи

    

 Волкова Татьяна Федоровна

 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

УСТЬ-ЦИЛЕМСКИХ     КРЕСТЬЯН В КОНТЕКСТЕ

ПЕЧОРСКОЙ     РУКОПИСНО-КНИЖНОЙ  ТРАДИЦИИ

     (XVIII–XX вв.) 

     10.01.01 – Русская литература 

    

 Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

     доктора филологических наук 
 
 
 
 
 
 
 


 Екатеринбург

     2012 

 

      Работа выполнена на кафедре русской и общей филологии ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» 

     Научный консультант:  доктор филологических наук, профессор

     Наталья Сергеевна Демкова

     Официальные оппоненты:  доктор филологических наук, доцент

     Елена Ивановна Дергачева-Скоп 

     доктор филологических наук

     Александр Григорьевич Бобров 

     доктор филологических наук, профессор

     Лариса  Степановна Соболева 

     Ведущая организация:  ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный  университет» 

     Зашита  состоится «29» февраля 2012 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.285.15 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51, комн. 248). 

     С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». 

     Автореферат разослан «_______» _________________________ 2012 г. 
 

    

 Ученый  секретарь

диссертационного совета

доктор  филологических наук, профессор     М.  А. Литовская

Загрузить исходное приложение

Общая характеристика работы

     Одним из самых ярких и литературно  значимых книжных центров старообрядчества по праву считается район Нижней Печоры (Усть-Цилемский район Республики Коми, охватывающий деревни по берегам Печоры и ее притоков – Пижмы, Цильмы, Нерицы). Старообрядческое население этих сел в течение XVIII–XIX вв. создало свою школу кириллического письма, сформировало разнообразный по жанрам фонд средневековых и старообрядческих литературных и публицистических сочинений в рамках семейных крестьянских рукописных собраний. Книги из этих семейных «библиотек» передавались из поколения в поколение, мигрировали по всему району и оседали у наиболее активных читателей и ценителей старинной книги. В составе печорских крестьянских «библиотек» старинные рукописные сборники соседствовали с рукописями XIX – начала ХХ вв. – продукцией местных писцов. Некоторые из них стали не просто переписчиками средневековых произведений, но и их редакторами, а порой и соавторами древнерусских писателей. Остатки некогда живой, подвижной народной «библиотеки» сохранились у современных печорских крестьян и благодаря работе археографов составили несколько собраний в государственных хранилищах Санкт-Петербурга (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Библиотека Российской академии наук, Научная библиотека Санкт-Петербургского университета) и Сыктывкара (Научная библиотека Сыктывкарского университета, Национальный музей Республики Коми).

     Эта особенность печорской рукописно-книжной  традиции – соединение в ней старинных  рукописных сборников XVI–XVIII вв. и многочисленных рукописей, созданных в XIX–ХХ вв. местными писцами из числа усть-цилемских крестьян – ставит перед современным исследователем три важные проблемы. Во-первых, это проблема особенностей книжно-литературной продукции в конкретном географическом пространстве как часть общей проблемы «центр – провинция». Во-вторых, это проблема восприятия средневековой русской литературы демократическим читателем Нового времени и ее функционирования в среде крестьян-старообрядцев Усть-Цилемского края XIX-XX вв. В-третьих, это проблема традиции русской средневековой литературы в рукописном творчестве крестьян-старообрядцев и трансформации средневековых литературных форм и идей под пером местных книжников.

     Актуальность  диссертационного исследования определена тем обстоятельством, что обозначенная проблематика включена в контекст современного научного изучения старообрядческих книжных центров как центров духовной культуры Русского Севера и Сибири. Начало подобным исследованиям было положено в середине XX в. археографическими, источниковедческими, филологическими и историческими исследованиями В. И. Малышева и Н. Н. Покровского. К настоящему времени описана и изучена книжная культура и других старообрядческих центров: Верхокамья (И. В. Поздеевой, Е. А. Агеевой, Е. Б. Смилянской и др.), Урала (Е. И. Дергачевой-Скоп, Л. С. Соболевой, сотрудниками археографической лаборатории УрГУ), Нижнего Новгорода (Т. В. Черторицкой, И. Л. Грицевской), Вятки (А. А. Амосовым, А. Г. Мосиным), Карелии (Н. Ю. Бубновым, А. В. Пигиным), Удорского района Республики Коми (А. Н. Власовым, Е. А. Рыжовой, Е. В. Прокуратовой, Т. С. Каневой). Особо в этом ряду следует выделить фундаментальное научное описание Пинежского собрания рукописей ИРЛИ РАН, осуществленное Н. В. и А. А.. Савельевыми, а также труд Е. М. Юхименко, посвященный Выголексинскому общежительству.

     Цель предлагаемого исследования – осмыслить уникальность печорской книжной традиции в контексте историко-культурных процессов демократической народной культуры на разных этапах ее существования. Исследования К. В. Чистова о генезисе и функции социально-утопических легенд, Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского о типологии культур и их взаимодействии, опирающиеся в свою очередь на концепцию «встречных течений» А. Н. Веселовского и наблюдения В. М. Жирмунского о диалектике взаимоотношений внешних влияний и факторов имманентного литературного развития в культуре локального социума позволяют под новым углом зрения рассмотреть собранные во время многолетней археографической работы на Нижней Печоре материалы, свидетельствующие о функционировании памятников средневековой письменности и их позднейших модификациях в старообрядческой среде, вывести конкретные исследования литературного творчества писателей из демократической крестьянской среды за пределы узко конфессиональных и локально-территориальных границ.

     Поставленная  цель определила ряд конкретных задач:

     1. Выявить круг средневековых литературных памятников и сочинений старообрядческих писателей, которые формировали литературные вкусы печорских крестьян-старообрядцев XVIII – XX вв.

     2. Охарактеризовать читательскую практику печорских крестьян, их восприятие древнерусской словесной культуры.

     3. Выявить принципы и приемы литературно-редакторской работы печорского книжника И. С. Мяндина.

     4. Исследовать устные рассказы печорских крестьян, отражение в них народных исторических представлений о старообрядческом движении и характер восприятия ряда литературных сюжетов.

     5. Выяснить происхождение рукописей и старопечатных книг, бытовавших на Печоре, и установить места их локализации в составе крестьянских книжных собраний.

     6. Исследовать особенности и масштабы работы печорских писцов; определить характер их интереса к произведениям древнерусской литературы.

     7. Охарактеризовать вклад печорских семей в сохранение старинной книжности, выявить рукописные и старопечатные книги, находившиеся в составе родовых библиотек.

     8. Проследить характер бытования и использования древнерусских литературных памятников на Печоре во второй половине ХХ в.

     Предметом исследованиястали, во-первых, памятники древнерусской и старообрядческой литературы и публицистики, сохраненные и переписанные печорскими крестьянами в составе рукописных сборников; во-вторых, читательские приоритеты усть-цилемских старообрядцев, их восприятие средневековой письменности и старообрядческой литературы; в-третьих, источники формирования и характер функционирования родовых крестьянских библиотек; в-четвертых, состояние рукописно-книжной традиции на Нижней Печоре во второй половине ХХ в. Главным объектом исследования является литературное творчество и редакторская работа самого известного печорского книжника второй половины ХIX в. Ивана Степановича Мяндина, оставившего большое и разнообразное в жанровом отношении рукописное наследие.

     Материаломисследования послужили рукописные книги и кириллические издания XVI–XIX вв., собранные на Нижней Печоре в ходе археографических экспедиций и в настоящее время хранящиеся в нескольких государственных хранилищах Санкт-Петербурга и Сыктывкара. В качестве дополнительного материала мы использовали владельческие, читательские и писцовые записи и пометы на печорских рукописях и старопечатных книгах, а также материалы научных отчетов о работе в Усть-Цилемском районе Республики Коми археографических экспедиций Пушкинского Дома и Ленинградского университета и полевые дневники экспедиций археографов Сыктывкарского университета.

     Степень изученности материала. Научное открытие «книжной» Печоры и ее первоначальное исследование связано с именем выдающегося ленинградского археографа и филолога-медиевиста В. И. Малышева. Ученый наметил основные направления в изучении печорской рукописной книжности и внес существенный вклад в разработку каждого из них1. Итогом проведенных исследований явилось формирование из экспедиционных находок Усть-Цилемского собрания ИРЛИ, насчитывающего 417 рукописей, и составление его научного описания, выявление особенностей печорской рукописной традиции, имен печорских писцов и владельцев значительных рукописных собраний XVIII – начала ХХ вв., исследование и публикация ряда памятников древнерусской литературы по печорским спискам.

     Намеченные  В. И. Малышевым аспекты изучения печорской книжности в дальнейшем с разной степенью активности были подхвачены исследователями разных научных центров. Археографическое направление было продолжено экспедициями коллег В. И. Малышева по Пушкинскому Дому, преподавателей, сотрудников и студентов Ленинградского, а затем Сыктывкарского университетов. В 1989 г. коллективными усилиями археографов Сыктывкара, Санкт-Петербурга и Москвы было опубликовано описание печорских рукописей НБ СыктГУ; в 1997 г. А. А. Савельевым – научное описание кириллических книг НБ СПбГУ.

     Начали исследоваться по печорским спискам и отдельные произведения: памятники ранней старообрядческой литературы и сочинения выговских писателей – Н. С. Демковой, Н. Ю. Бубновым, Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко и др., средневековые литературные памятники разных жанров – О. В. Твороговым, Р. П. Дмитриевой, О. А. Белобровой и др.; сочинения местных авторов (С. А. Носова, А. Ф. Бобрецова) – М. В. Мелиховым. Особенно активно после первой публикации В. И. Малышева2 стали изучаться мяндинские переработки древнерусских повестей (исследования Н. С. Демковой, О. В. Творогова, Е. К. Пиотровской, Е. М. Шварц, А. Г. Боброва, Е. К. Ромодановской, А. В. Пигина и др.). Эти исследования показали, что на Нижней Печоре сформировался не просто тесный локальный круг любителей древнерусской книжной старины, а настоящий книжный центр, где древние памятники не только переписываются, но активно читаются и подвергаются литературной обработке.

     Как видно из представленного обзора, многие из направлений в изучении печорской книжности и литературы, намеченные В. И. Малышевым, получили дальнейшую научную разработку. Однако изучение печорского книжного центра еще далеко от завершения. Источниковая база исследования со времени публикаций В. И. Малышева существенно расширилась: в Древлехранилище ИРЛИ сформировалось Усть-Цилемское новое собрание, насчитывающее 370 рукописей, в НБ СПбГУ – собрание старопечатных книг, найденных на Печоре (85 единиц хранения), в НБ СыктГУ – два усть-цилемских собрания – рукописей (267 единиц хранения) и старопечатных книг (111 единиц хранения). Таким образом, в настоящее время доступно для изучения свыше 1000 печорских рукописей XVI–XX вв. и около 200 кириллических книг, найденных на Печоре. Все эти источники рассредоточены по нескольким хранилищам Санкт-Петербурга и Сыктывкара и не имеют сводного описания и единого справочного аппарата; описания некоторых из этих коллекций до сих пор не изданы.

     Не  были выявлены и опубликованы многие записи на печорских книгах, свидетельствующие о владельцах и переписчиках книг, а введенные в научный оборот В. И. Малышевым нуждались в новой сверке и уточнении. Записи на книгах Усть-Цилемского нового собрания ИРЛИ и других собраний рукописных и старопечатных книг печорского бытования практически еще не исследованы.

     Требовал  углубленного изучения и жанровый состав печорских сборников. Нуждались в изучении и печорские списки многих памятников древнерусской литературы, еще не привлекшие внимания исследователей.

     Особенно  много оставалось проблем, связанных  с изучением рукописного наследия И. С. Мяндина. Предстояло выявить в составе переписанных Мяндиным рукописей новые сочинения, несущие на себе следы его редакторской работы. К давно исследуемым мяндинским сборникам (ИРЛИ УЦ 66, 67, 70) в настоящее время добавился ставший доступным для изучения «Торжественник», составленный Мяндиным (НБ СыктГУ, УЦ р. 46), в состав которого помимо «слов» и поучений на темы годовых церковных праздников входят и повествовательные тексты – повести, жития, апокрифы, требующие изучения. Кроме того, после публикации исследований ряда мяндинских переработок, основанных на одном их списке, были выявлены новые списки этих произведений, сделанные И. С. Мяндиным. Они нуждаются в специальном исследовании в сопоставлении с уже изученными списками.

     Перечисленные проблемы изучения печорской рукописно-книжной  традиции и определили обозначенные задачи диссертационного исследования.

     По  причине разнообразия этих задач  и разнородности изучаемогоматериала методологическая база исследования не однородна: в диссертации были использованы источниковедческие, библиографические, археографические, текстологические, палеографические методы, а также методы историко-литературного и теоретико-литературного анализа. Такой комплексный подход к изучению памятников древнерусской письменности и их позднейших модификаций в народной среде активно используется современными исследователями локальных рукописно-книжных традиций и восходит к исследованиям Д. С. Лихачева, В. И. Малышева, А. А. Амосова. В теоретико-литературных исследованиях нарративных текстов мы опирались на работы по сюжетологии Б. В. Томашевского, Ю. М. Лотмана и современные исследования в области нарратологии (В. И. Тюпы, Н. Д. Тамарченко и др.), а также на коллективное исследование элементов беллетристики в древнерусской литературе медиевистов Пушкинского Дома – «Истоки русской беллетристики» (Л., 1970). Для систематизации материалов, связанных с печорской рукописной традицией, нами была разработана структура электронного банка данных, включающего серию информационно-поисковых систем (баз данных). Использование поисковых систем этого банка данных позволило осуществить систематизацию и обобщение выявленных материалов.

     Научная новизна исследования состоит прежде всего в том, что впервые осуществлено комплексное историко-литературное изучение книжной и литературной культуры старообрядцев Нижней Печоры, представлена своеобразная и сложная картина развития средневековой русской литературы в народной демократической среде конца XIX – начала XX в. Впервыена столь обширном рукописном материале показана попытка региональных книжников-старообрядцев воссоздать древнерусскую литературную традицию во времена, когда эта традиция была уже утрачена всем предшествующим развитием русской литературы, начиная с Петровской эпохи, и шла по совсем иному пути.

     Кроме того, впервыевводится в научный оборот ряд памятников древнерусской литературы, переписанных и переработанных печорскими книжниками: новые литературные редакции и переработки И. С. Мяндина (повести о новгородском посаднике Щиле, о Тимофее Владимирском, о происхождении табака, новелла «Великого Зерцала» о царе, научившем приближенных бояться суда Божия, Сказание об Иосифе прекрасном, печорские списки и редакции «Слова о ленивых»). С привлечением еще не изучавшихся мяндинских списков зановоисследован ряд литературных переработок И. С. Мяндина, рассматривавшихся ранее по одному списку(повести о Дмитрии Басарге, о царевне Персике). Пересмотрена текстологическая концепция взаимоотношения двух мяндинских списков «Троянских сказаний» и впервые охарактеризована работа Мяндина при их создании в сюжетно-композиционном аспекте. Исследована ранее выявленная, но не изученная мяндинская редакция Жития Корнилия Выговского. Впервые исследован печорский вариант стихотворной фацеции «О купце и о жене его лукавой». Также впервые проанализирован и введен в научный оборот ряд литературных и исторических сюжетов в устной интерпретации печорских крестьян.

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (57)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится "__ " 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.17 в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (35)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 28 мая 2007 года в 15 часов 15 минут на заседании диссертационного совета Д.210.018.01 в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (123)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 сентября 2010 г. в часов минут на заседании Совета Д.212.199.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата исторических наук при Российском государственном педагогическом университете им.
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (172)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  5. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (379)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится " " 2008 г. в аудитории М-611 в час. __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.157.02 при Московском энергетическом институте (Техническом университете) по адресу: ул.
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (459)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования определяется необходимостью глубокого научного анализа причин и характера эмиграции россиян в страны Северной Америки в ХХ веке, в результате которой страна потеряла значительную часть своих наиболее активных сограждан.
  7. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (34)

    Автореферат диссертации
    Актуальность диссертации связана с возросшим интересом исследователей к проблемам социального развития российских регионов. К числу наиболее значимых проблем относится модернизация образования - необходимое условие эффективного общественного развития.
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (157)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре правового обеспечения рыночной экономики
  9. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (200)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «16» октября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте языка, литературы и искусства им.
  10. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (277)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 002.026.01 при Всероссийском институте научной и технической информации РАН по адресу: 125190, Москва, ул.

Другие похожие документы..