Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления

На правах рукописи

Антипова Валентина Геннадьевна

Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления

Специальность 10.01.10 –

«Журналистика (политические науки)»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Яблокова Евгения Анатольевна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Добросклонская Татьяна Георгиевна

кандидат политических наук

Дякону Виталий Аурелович

Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Государственный университет управления»

Защита состоится «25» мая 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.20 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, пр-т Вернадского 84,
1-ый учебный корпуc, аудитория 3302.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Автореферат разослан «_______» апреля 2010 г.

Учёный секретарь диссертационного совета доктор политических наук, профессор

А.В. Шевченко

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации. Отсутствие эффективной информационной политики органов власти, направленной на разъяснение смысла и целей, проводимых в стране преобразований, отрицательно сказывается на отношении населения к проводимым реформам и является одной из причин снижения доверия к институтам власти федерального, регионального и местного уровней.

Перед субъектами информационной политики муниципалитета стоят проблемы совершенствования взаимоотношений между исполнительными, представительными органами власти, СМИ и населением муниципального образования; развития современных информационных технологий и сетей; формирования единого информационно-коммуникативного пространства муниципального образования; обеспечения информационной безопасности личности, гражданского общества и государства в целом. При этом следует отметить, что в последнее десятилетие в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях выстраиваются собственные модели информационной политики, которые декларируют свои принципы и самостоятельно вырабатывают механизмы построения информационно-коммуникативных связей органов власти и населения, зачастую не отвечающие национальным, региональным потребностям и интересам, научным принципам формирования такой политики.

Таким образом, актуальность темы диссертации определяется необходимостью:

- разработки концептуальных основ информационной политики органов местного самоуправления для совершенствования подходов к информационно-коммуникативной деятельности на уровне муниципального управления;

- научного анализа информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления;

- совершенствования механизмов информационно-коммуникативных связей органов муниципальной власти и населения, преодоления существующего между ними кризиса доверия;

- исследования содержания информации в процессе деятельности органов местного самоуправления в двух существующих аспектах: с одной стороны, как ядра управленческой деятельности муниципальной власти, результата отражения явлений и событий общественной жизни и общественного сознания в различных формах, с другой стороны, как передачи, циркулирования отраженного и взаимоотраженного многообразия жизни социума;

- создания моделей информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления и населения муниципального образования.

Степень научной разработанности темы диссертации.Осмысление значимости информации и информационно-коммуникативных процессов, происходящих в обществе, места и роли муниципальной власти в этих процессах, состояния и перспектив взаимоотношений органов власти и гражданского общества, органов власти и СМИ, необходимости управления и регулирования потоками информации, осуществляется в работах философов, политологов, социологов, журналистов, в теории управления, в социальной информациологии.

Современные проблемы построения информационных связей различных подсистем общества, правовые, политические, экономические аспекты поддержания его целостности находят отражение в трудах М. Марченко, Т. Парсонса, М. Фуко.1

Значительный вклад в изучение процессов, происходящих в современном информационном пространстве и связанных с функционированием средств массовой информации и их взаимодействием с властными структурами, внесли ученые Т. Адамьянц, А. Воробьёв, В. Воробьёв, В. Комаровский, И. Мелюхин, Ю. Нисневич, Б. Сапунов и другие.2

Проблемы взаимодействия властных структур, гражданского общества и средств массовой информации в сфере массовой коммуникации содержатся в работах И. Дзялошинского, В. Кравченко, Е. Прохорова, М. Шкондина.3

При изучении организации информационных связей с общественностью большое значение имеют труды М. Анохина, М. Бочарова, В. Комаровского, Э. Макаревича, Г. Почепцова и других.1

Для данного исследования представляют интерес работы по вопросам информационно-коммуникативной деятельности, развитию отечественных средств массовой коммуникации, теории и практики журналистики. Из российских публикаций, которые помогли автору более подробно изучить выбранную тему, отметим труды А. Грабельникова, И. Засурского, С. Корконосенко,2 а также работы учёных факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Я. Засурского, Е. Прохорова, Л. Свитич.3

Важной теоретической базой для диссертационного исследования по вопросу определения роли средств массовой коммуникации в развитии демократических институтов гражданского общества и функционированию системы властных структур послужили труды зарубежных ученых Д. Белла, С. Блэка, М. Кастельса, С. Катлипа, Х. Маклюэна, У. Мартина, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера, Ю. Хабермаса, К. Ясперса и других авторов.4

В соответствии с замыслом диссертационного исследования большое значение имели работы по изучению процессов, происходящих в современном информационном пространстве, проблем становления информационного общества, развития теории массовой коммуникации в условиях современной глобализации. Это труды Р. Абдеева, К. Гаджиева, К. Делокарова, С. Кара-Мурзы, Е. Павловой, И. Пригожина, А. Соловьёва, А. Уткина, Л. Федотовой и других исследователей.5

В контексте исследуемой темы необходимо было изучить основные подходы к определению понятий информация и коммуникация, их свойств и роли в процессе управленческой деятельности. Такие подходы отражены в трудах отечественных и зарубежных исследователей Г. Атаманчука, Н. Винера, А. Каде, А. Катла, Ч. Кули, Н. Лумана, А. Сентера, А. Урсула, Ф. Шаркова, К. Шеннона и других.1

Исследования названных выше авторов способствовали научному осмыслению вопросов становления информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления, созданию базы для формирования оптимальной информационной политики на муниципальном уровне. При этом необходимо отметить, что в последнее десятилетие развивается информационный подход к познанию действительности и применяется информациологический подход к изучению информационно-коммуникативной деятельности в рамках информационной парадигмы, а также социально-информациологический подход. (Э. Семенюк, И. Юзвишин, В. Попов).2

В трудах учёных РАГС, специалистов в области социальной информациологии, разрабатываются методологические аспекты рассмотрения процессов в системе: власть-СМИ-народ, управления информационными связями, теории информационной политики, социальной коммуникации, психологии и социологии информационной деятельности с позиции политологии, журналистики и социальной информациологии.3

Все вышеперечисленные работы позволили автору использовать в диссертационном исследовании разработанные в них основные понятия, категориальный аппарат и методы исследования. Следует подчеркнуть, что в целом проблема создания перспективных моделей информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления, гражданского общества и средств массовой информации в современных условиях изучена и обобщена недостаточно. При этом имеет место определённый дефицит в конкретных разработках по формированию информационной политики на муниципальном уровне. Окончательно не сформулированы цели и принципы информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления и населения муниципального образования, нуждается в разработке теоретико-методологический подход к осмыслению и пониманию проблем, имеющих место сегодня на существующем информационном поле, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Научно-практическая проблемадиссертации обусловлена реформированием политической и информационной систем российского общества, одним из направлений которого является усиление роли местного самоуправления, повышение его ответственности за осуществление модернизации общества. Решение этой задачи затрудняется отсутствием информационной политики, соблюдением принципа открытости власти перед населением, тенденциями в повседневной жизнедеятельности муниципального образования, которые приводят, с одной стороны, к отчуждению человека от власти, а с другой – к замедленному превращению муниципальной власти в социально-ответственный институт современного российского общества, обеспечивающий контакты с населением, общественными и политическими организациями.

Научная задача исследования заключается в использовании методов социальной информациологии (социально-информациологического, социокоммуникативного и политико-информациологического анализа) для формулирования концептуальной модели построения информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления и населения.

Цель исследования – выявить основные направления и факторы развития информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления и населения в условиях модернизации российского общества.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- проанализировать с позиций социальной информациологии понятия «связи», «отношения», «информация», «коммуникация»;

- сформулировать научные принципы формирования и развития информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления;

- выявить специфику отношений власть-СМИ-население в муниципальном образовании;

- раскрыть качественные характеристики и состояние информационно-коммуникативных структур органов местного самоуправления;

- обосновать необходимость разработки информационной политики органов местного самоуправления и предложить проект концепции информационной политики органов местного самоуправления;

- определить основные направления информационной политики органов местного самоуправления;

- построить концептуальную модель информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления и населения.

Объект исследования - деятельность органов местного самоуправления по формированию информационно-коммуникативных связей.

Предмет исследования - факторы формирования и совершенствования информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления в ходе реализации информационной политики муниципалитета.

Методологическую основу исследования составляют методы системного анализа, структурно-функциональный, информационный, включающий в себя социально-информациологический и социокоммуникативный подходы к изучению информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления и населения, идеи, содержащиеся в общей теории информации и социальной информациологии, теории коммуникативного действия, теории и практики журналистики, теории современного гражданского и информационного обществ.

В диссертации также использованы эмпирические методы исследования: экспертный опрос, социологический опрос.

Теоретической основой диссертации явились концептуальные положения и работы по философии, социологии, политологии, теории управления, социальной информациологии, которые позволили обосновать необходимость формирования информационной политики органов местного самоуправления и выявить необходимость совершенствования информационно-коммуникативных связей муниципальной власти. Особое место в работе занимают научные положения теории власти и коммуникации (Н. Луман), теории информации (Н. Винер, К. Шеннон, К. Уивер), теории коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теории современного гражданского и информационного общества (М. Кастельс, Д. Белл).

Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность органов власти в области формирования информационно-коммуникативных связей: законодательные акты Российской Федерации в области местного самоуправления и информации, нормативные документы Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, исполнительного и представительного органов власти муниципального образования «Город Астрахань»; материалы региональных и муниципальных СМИ, в которых освещается деятельность органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» в области формирования информационно-коммуникативных отношений, в том числе материалы официального сайта органов местного самоуправления, вторичный анализ данных общероссийских социологических исследований, проведённых социологическим центром РАГС, а также проведённым автором в 2009 году экспертным опросом 126 государственных и муниципальных служащих.

  1. Программа обучения посвящена актуальным вопросам, стоящим перед органами местного самоуправления в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 06. (1)

    Программа
    «С 2009 года закон о местном самоуправлении будет работать в полном объёме, начнётся реализация его основной идеи – большинство вопросов жизнеобеспечения должно решаться на местном, то есть на городском и поселенческом уровне…».
  2. Программа обучения посвящена актуальным вопросам, стоящим перед органами местного самоуправления в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 06. (2)

    Программа
    С 1 января 2009 года в полном объеме на всей территории Российской Федерации будут применяться нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (30)

    Информационный бюллетень
    Дмитрий Медведев, призывая российских губернаторов перенять опыт Гонконга по отключению света после десяти часов, говорил об отключении подсветки рекламных конструкций, но не жилых домов и улиц, как писали некоторые СМИ.
  4. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (37)

    Информационный бюллетень
    Президент России Д.Медведев назначил новых полномочных представителей в трех федеральных округах. Полпредом в Центральном федеральном округе стал глава президентского управления внутренней политики Олег Говорун.
  5. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (50)

    Информационный бюллетень
    Президент России Д.Медведев поддержал идею введения обязательного тестирования старшеклассников и студентов на предмет употребления наркотиков на заседании президиума Госсовета в Иркутске 18 апреля 2011 года.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины организация местного самоуправления (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальности _(080504) Государственное и муниципальное управление (2008 г.) _(080502) Экономика и управления на предпприятии (городское хозяйство) (2008 г.
  7. Задачи социологического сопровождения процесса формирования имиджа органов местного самоуправления мартынова В. Е

    Документ
    Одно из приоритетных направлений сферы связей с общественностью – формирование положительного имиджа объекта посредством целенаправленной коммуникационной политики.
  8. «кадровая политика и кадровая работа в органах местного самоуправления»

    Учебный курс
    Учебный курс «Кадровая политика и кадровая работа в органах местного самоуправления» относится к комплексу дисциплин специализации, углубляет и развивает профессиональную подготовку в конкретном направлении деятельности.
  9. Методическое пособие Рекомендовано научно-методическим советом Центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций (Протокол № 2 от 21.

    Информационно-методическое пособие
    Рекомендовано научно-методическим советом Центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций (Протокол № 2 от 21.

Другие похожие документы..