Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра гуманитарного образования

Клоуз-тест и формирование

текстовой и коммуникативной компетенций

Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы

Коммуникативно-деятельностный подход

Пособие разработано и составлено творческой группой

учителей русского языка и литературы

г. Новосибирска и Новосибирской области

под руководством д. филол. н. Наталии Викторовны Максимовой

При использовании материалов пособия ссылка на электронный вариант обязательна.

Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО:

Новосибирск, 2011

Cодержание

Н.В. Максимова Для чего и как работать с клоуз-тестом

(вступительная статья) ……………………………………......... 4

М.М. Пришвин «Дневники»(Н.В. Елагина) …………………… 22

К учебнику Е.И. Никитиной «Русская речь» (УМК В.В. Бабайцевой), 8 класс (Т.М. Холодова) ………………………….. 31

По текстам Е. Гришковца(М.Ф. Фищукова ) …………………. 37

Диагностические тесты. Тесты с выбором. 2-11 классы. Материалы к олимпиаде (В.Г. Касаткина) …………………………………… 46

Клоуз-тесты для 6 - 8 классов(Е.В.Тимашева) ………………… 73

По текстам Л.Н. Андреева(Т.И. Куриганова) ………………….. 78

По текстам М.М. Пришвина(Е.Н. Суродеева) ………………… 87

По текстам И.С. Тургенева, 7-8 классы(Т.Б. Трошенкова) …… 92

Притчи и басни, 8 класс(Т.В. Мордвинова) …………………….. 98

По текстам М. Осоргина(Д.А. Тарасов) ………………………… 105

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (С.Н. Титова) … 110

По текстам Д.С. Лихачева(Т.В. Скворцова) ……………………… 117

А.И. Солженицын «Крохотки»(Л.Г. Лапина) …………………… 123

А.И. Солженицын «Крохотки»(Т.Б. Кайряк) ……………………. 128

По текстам Ю.И. Коваля(Т.Б. Половкова) ………………………. 133

Словотворчество в художественном тексте(С.В. Гранкина) …. 135

По текстам М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, И.С. Тургенева(Н.С. Гребенюк) ………………………………………… 142

Притчи(Г.В. Решетникова) ……………………………………….. 146

К учебнику Е.И. Никитиной «Русская речь» (УМК В.В. Бабайцевой), 5 класс(Г.И. Дереченко) …………………………………….. 150

По текстам М.М. Пришвина(Л.Н. Багаева) …………………… 164

Н.В. Максимова

Для чего и как работать с клоуз-тестом

(Вступительная статья к сборнику

учебно-методических материалов)

Что понимается под клоуз-тестом

В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.

Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов - свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концепуально значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом. Но без пропуска ключевых слов тесты исключались из объекта нашей работы.

Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективных курсов), программы углублённого изучения русского языка, метапредметная (надпредметная) сфера. О последней надо сказать особо. Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как

- способность чтения и понимания текста,

- умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам) - информационная компетенция,

- коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

Из анкет учителей

Вопрос: В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест?

Ответы:

а) на уроке русского языка

- при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию),

- как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию,

- при обучении написанию собственных текстов (художественных, аналитических, эссе и др.),

- при обучении чтению и пониманию текстов разных типов,

- при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению),

- при изучении тем Лексика, Текст (Строение текста, Данное и новое, Средства связи в тексте, Логические связи текста, жанры, типы текста), многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др. Целый ряд представленных в сборнике клоуз-тестов успешно могут использоваться при изучении тем «Словообразование, авторское словотворчество»,

- как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста,

- при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;

б) на уроке литературы

- для повышения мотивации, интереса к книге, художественному тексту,

- с целью формирования вдумчивого читателя, способности к «медленному чтению»,

- при работе над темами: пейзаж, интерьер, портрет героя, роль детали в художественном произведении и под., когда ученики сначала восстанавливают текст, проникают в его смысл, а потом говорят о законах построения произведения,

- при знакомстве с художественными приёмами,

- при подготовке к написанию сочинения,

- при анализе эпизода в старших классах,

- при работе с биографией автора,

- при обучении анализу языка литературного произведения,

- при изучении стиля какого-либо автора, его мировоззрения,

- при обучении пониманию проблемы, идеи текста,

- как форма проведения зачёта;

б) при диагностике…

- контекстного мышления и коммуникативных навыков,

- читательского и «писательского» уровня у учеников,

- умения устанавливать внутритекстовые связи,

- способности понимания текста, его смысла,

- понимания смысловой, композиционной целостности текста,

- затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся);

- при составлении тестовых заданий на основе изучаемого произведения,

- при первом знакомстве с автором, с литературным произведением;

в) в других ситуациях

- работу с незнакомым классом можно провести по клоуз-тесту, чтобы снять отчуждённость и напряжение (клоуз-тест «как палочка-выручалочка, когда идёшь в незнакомый класс и нужно установить контакт с учащимися, быстро включить их в работу»),

- на тематических классных часах разговор по теме можно начать с работы по клоуз-тесту,

- при составлении олимпиадных заданий, проведении конкурса «Кто точнее» - в том числе между классами,

- на интегрированных уроках словесности (в старших классах), факультативе «Тайны словесного искусства (среднее звено),

- при разработке элективного курса с задачами как предметного, так и надпредметного типа.

Примеры

Приведу примеры подобных клоуз-тестов.

(1)

Ночью дул … – холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.

… завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.

Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья берёзы, растущей под окном.

К утру берёза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки её текли и текли холодные струи … , чётко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

Паутина, растянутая в ёлочках строгим пауком-крестовиком, была полна берёзовых листьев. Сам хозяин её уже скрылся куда-то, а она всё набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей. ## (Юрий Коваль)

Ключ: Листобой (в заголовке), листобой, листобой, листобоя

(2)

« … , - говорит Цветаева, - есть соучастие в творчестве». Это, конечно же, заявление поэта; Лев Толстой такого бы не сказал. В этом заявлении чуткое – по крайней мере, в меру настороженное – ухо различит чрезвычайно приглушённую авторской (и женской к тому же) гордыней нотку отчаяния именно поэта, сильно уставшего от всё возрастающего – с каждой последующей строчкой – разрыва с аудиторией. И в обращении поэта к … – к этой априорно «нормальной» форме общения с читателем – есть всегда некий мотив снижения темпа, переключения скорости, попытки объясниться, объяснить себя. _ _ _ без соучастия в творчестве нет постижения: что есть постижение как не соучастие? Как говорил Уитмен: «Великая поэзия возможна только при наличии великих … ». Обращаясь к прозе, Цветаева показывает своему читателю, из чего слово – мысль – фраза состоит; она пытается – часто против своей воли – приблизить читателя к себе: сделать его равно… . # (И. Бродский. Поэт и проза)

Ключ: чтение, прозе, ибо, читателей, равновеликим

(3)

Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых всё условно, а … . Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты. # (А.П. Чехов. Скучная история)

Ключ: желания

(4)

В акте дарения есть что-то … с любовью, которую мы тоже отдаём другому человеку по неотменяемому зову собственной души. Мы отдаём … , и сами становимся богаче и лучше. Вместе с любовью мы отдаём наше доверие, наши тайны, наши замыслы.

Но и … подарок – это тоже некий знак. Если ты … дар – это заключение союза, подписание договора. Однако не со всякими … поступают так. Я хорошо помню, как одаривали Анну Андреевну Ахматову. И сколь немногие подарки она оставляла у себя. Если подарок … не принимался, то Ахматова коротко говорила: «Это надо передарить».

Мне кажется, что сам смысл подарка надо понимать более широко. В каком-то смысле жизнь – это тоже … . Дар божий. И поэтому нет ничего более правильного, чем истина из великой грузинской поэмы: «Что … – твоё». # (Е. Рейн. Записки марафонца)

Ключ: схожее, любовь, принять, принимаешь, подарками, душевно, подарок, отдал

(5)

В священной … восходит солнце, и от камней острова поднимается в небо сизый туман, насыщенный сладким … золотых цветов дрока.

Остров, среди тёмной равнины … вод, под бледным куполом неба, подобен жертвеннику пред лицом бога-солнца.

Только что погасли звёзды, но ещё блестит белая Венера, одиноко утопая в холодной высоте мутного неба, над прозрачною грядою перистых облаков; облака чуть окрашены в … краски и тихо сгорают в огне первого луча, а на спокойном лоне моря их … , точно перламутр, всплывший из синей глубины вод.

Вы… встречу солнцу стебли трав и лепестки цветов, отягчённые серебром росы, её светлые капли висят на концах стеблей, полнеют и, … , падают на землю, вспотевшую в жарком сне. Хочется слышать тихий … их падения, - грустно, что не слышишь его.

Проснулись птицы, перепархивают в листве олив, поют, а снизу вздымаются в гору густые вздохи моря, … солнцем.

А всё-таки – тихо, … ещё спят. В свежести утра запах цветов и трав … , чем звуки. ## (М. Горький Сказки об Италии)

Ключ: тишине, запахом, сонных, розоватые, отражения, выпрямляются, срываясь, звон, пробуждённого, люди, яснее.

(6)

  1. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (1)

    Документ
    При использовании материалов пособия ссылка на электронный вариант обязательна. Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО: www.kgo.ucoz.ru
  2. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (3)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  3. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (4)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  4. Учебно-методическое пособие И. В. Кузнецова «Русская литература ХХ века в средней школе» (Новосибирск, 2002); научная и методическая литература (список прилагается). Форма контроля

    Учебно-методическое пособие
    Содержание модуля – историко-литературный курс по русской литературе первой половины ХХ века. Рассматриваются общие закономерности литературного процесса в названный период, его специфика по отношению к предшествующим литературным
  5. Лигводидактики Кафедра комплект учебно-методических материалов к учебному модулю

    Документ
    _ «Основы проектирования уроков по немецкому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов при формировании грамматических навыков иноязычного общения»
  6. Книга содержит материалы докладов и выступлений участников Лемпертовских чтений- VI международного научно-методического симпозиума

    Книга
    Проблемы преподавания иностранных языков и культур рассматриваются авторами в широком диапазоне: обучение межкультурной коммуникации, этнические и менталитетные аспекты преподавания иностранных языков и культур, компьютерные технологии,
  7. Пояснительная записка Основное содержание Требования к уровню подготовки выпускников в области владения коммуникативной компетенцией в пояснительной записке излагаются подходы к определению содержания

    Пояснительная записка
    «Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы» разработана в рамках Государственной экспериментальной площадки Департамента Образования г.
  8. «Без хорошего метода не может быть хорошего учителя»

    Документ
    Европа пришла к единому мнению о необходимости формирования многоязычной личности. Россия является частью европейского пространства. Современная ситуация в Чешской Республике и России, условия сближения культур, выход на международную
  9. Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009

    Документ
    Английский язык: актуальные проблемы лингвистики и методики : материалы международной студенческой научной конференции, Екатеринбург, 21 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО Урал.

Другие похожие документы..