Программа для организаций среднего образования самопознание

71 от 18 февраля 2010 года

Об утверждении типовых учебных

программ по предмету «Самопознание»

для 1-11 классов общеобразовательных

организаций образования

С целью внедрения с 2010-2011 учебного года в учебный процесс общеобразовательных организаций образования предмет «Самопознание», как обязательный предмет ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые типовые учебные программы по предмету «Самопознание» для 1-11 классов общеобразовательной средней школы.

2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.) довести данный приказ до сведения областных, городов Астаны и Алматы управлений образования.

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.

Министр Ж. Туймебаев

















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ЦЕНТР «БОБЕК»

ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРОГРАММА

для организаций среднего образования

САМОПОЗНАНИЕ

1–11 КЛАССЫ

АЛМАТЫ

2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ЦЕНТР «БОБЕК»

ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРОГРАММА

САМОПОЗНАНИЕ

1–11 КЛАССЫ

Рекомендовано Министерством образования и науки

Республики Казахстан

АЛМАТЫ

2010

ББК

Cборник программ по самопознанию для организаций среднего образования. – Алматы, ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2010 г.- c.

Программа по самопознанию для начального образования

Авторы:

Л.А.Саинова, М.Ж.Джадрина, Г.З.Байжасарова, И.В.Калачева, Б.К. Кудышева, В.Н.Ким

Программа по самопознанию

для основного среднего образования

Авторы:

Л.А Саинова, М.Ж.Джадрина, Г.З.Байжасарова,

Б.К. Кудышева, И.В.Калачева

Программа по самопознанию

для общего среднего образования

Авторы:

Л.А.Саинова, И.В.Калачева, М.Ж.Джадрина,

Г.З.Байжасарова, Б.К. Кудышева

ISBN

Пояснительная записка

Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.

Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».

Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.

Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

– раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;

– формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

– формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу.

Нравственно-духовное образование «Самопознание» осуществляется через достижение общих целей:

  • способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;

  • содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:

  • определять свою жизненную позицию;

  • конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;

  • выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;

  • оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

  • жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;

  • проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;

  • проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;

  • развивать на практике навыки служения обществу.

Ключевые компетенции выпускников школ служат ориентиром для всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, общественности) и основанием для определения содержания учебного предмета «Самопознание», организации нравственно-духовного образования.

Это обеспечивается решением следующих задач, предусмотренных предлагаемой программой по самопознанию для начального образования, основного среднего образования и общего среднего образования организаций среднего образования:

  • раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;

  • развитие мотивации к познанию себя, других, мира и человечества, к пониманию своего предназначения, к проявлению добра и любви к себе и другим;

  • развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;

  • развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу для ведения здорового образа жизни;

  • развитие способности к критическому осмыслению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;

  • раскрытие способности применять знания, умения и навыки для сбора и анализа информации в заданном контексте; оценивать ситуацию; выражать свое отношение для принятия личностно значимых решений, не противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям;

  • развитие способности проявлять созидательную активность в повседневной жизни в решении конкретных вопросов; умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам.

На решение этих задач направлены состав и структура содержания предмета «Самопознание», которые и определили базовое содержание образования с 1 по 11 класс.

Дидактическими основаниями, регулирующими отбор содержания предмета «Самопознание», являются:

  • общая цельнравственно-духовного образования, направленная на раскрытие способностей человека и гармоническое развитие его физического, психического, духовного, социального и творческого потенциалов;

  • образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированныена содействие развитию у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культур;

Логическая структура содержания предмета определена исходя из:

системы общечеловеческих ценностей, позволяющих

  1. познавать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа;

  2. познавать других: семья, дружба, общение, равенство, братство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;

  3. познавать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония со Вселенной, вера, надежда;

  4. познавать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом человечества, творчество, культура, единение с человечеством;

- основных качеств личности, проявляющихся относительно:

  1. себя: любовь, человечность, благородство души, уважение к себе, самостоятельность, трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность;

  2. других: ответственность, общительность, отзывчивость, справедливость, толерантность, вежливость;

  3. мира: стремление к познанию, стремление любить, стремление заботиться, стремление служить обществу, любознательность, доброта;

  4. человечества: мудрость, открытость, оптимизм, приверженность традициям, устремленность в будущее, глобальная ответственность;

- составных компонентов социального опыта,накопленных человечеством: мировая культура, мудрость народов, знания/наука.

Содержательные линии,выстроенные в ключе: познать себя, познать других, познать мир, познать человечество, конкретизируются в базовом содержании, включающем в себя следующие направления:

1. «Познание человеком самого себя».

2. «Человек в обществе».

3. «Человек и окружающий мир».

  1. Программа для организаций среднего образования самопознание (2)

    Программа
    2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Аршабеков Н.) довести данный приказ до сведения областных, городов Астаны и Алматы управлений образования.
  2. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (1)

    Документ
    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
  3. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе (2)

    Документ
    В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей
  4. Программа развития моу «средняя общеобразовательная школа №6»

    Программа
    Собрать в школе высоко квалифицированный педагогический коллектив, создать условия для их профессионального роста и совершенствования уровня педагогической компетентности;
  5. Учебного года профильные программы для 3 ступени образования по иуп. Базовый компонент учебного плана представлен образовательными областями согласно региональному базисному плану.

    Документ
    Основной целью работы школы является совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода ко всем субъектам образовательной деятельности.
  6. Паспорт образовательной программы 3-5 Информационно-аналитические материалы о школе 6-16 Особенности образовательных программ для каждой ступени образования 17-18

    Аналитические материалы
    Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) образования в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов «Полифорум»
  7. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях

    Инструктивно-методическое письмо
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
  8. Етодическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях республики казахстан на 2010-2011 учебный год астана 2010

    Документ
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан
  9. Государственный общеобязательный стандарт образования республики казахстан общее среднее образование госо рк 003. 1 2008 Издание официальное астана 2009

    Документ
    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Другие похожие документы..