Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ставропольский государственный аграрный университет

СОГЛАСОВАНО:

Директор Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России

В.В. НУНГЕЗЕР ____________________________

«____»_________________2011 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», член-корреспондент РАСХН

В.И.ТРУХАЧЕВ _____________________________

«____»_________________2011 г.

ПРОГРАММА

повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России

«Совершенствование образовательного процесса по курсам цитология, гистология и эмбриология и патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза с использованием современных методов исследования и информационных технологий»

Ставрополь 2011

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ставропольский государственный аграрный университет

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по заочному, очно-заочному и дополнительному образованию, доцент ________________О. М. Лисова

«____»______________________2011 г.

ПРОГРАММА

повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России

«Совершенствование образовательного процесса по курсам цитология, гистология и эмбриология и патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза с использованием современных методов исследования и информационных технологий»

Ставрополь 2011

Рабочая программа по дисциплине «Совершенствование образовательного процесса по курсам цитология, гистология и эмбриология и патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза с использованием современных методов исследования и информационных технологий» рассмотрена и утверждена методическим советом Ставропольского государственного аграрного университета (протокол № 8 от 20 апреля 2011 года).

Объем учебной нагрузки

Наименование учебной нагрузки

Количество часов

Количество зачетных единиц

Лекции

10

0,3

Практические занятия

30

0,8

Индивидуальные занятия с преподавателем

-

-

Самостоятельные занятия

30

0,8

Итоговая аттестация

2

0,1

ВСЕГО

72

2

Цель и задачи дисциплины

Основной целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России, является повышение уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава в области усовершенствования навыков оценки гистологических препаратов микроструктур клеток, тканей и органов животных, их эмбриональное развитие с применением современных инновационных технологий, изучение патологоанатомической картины при болезнях различной этиологии, основные принципы судебно-ветеринарной экспертизы, получении теоретических основ и практических наработок по применению современных электронных учебно-методических разработок при организации и проведении учебного процесса по преподаванию цитологии, гистологии и эмбриологии и патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизы в высшей школе по специальности 111801 Ветеринария.

В соответствии с «Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования» по специальности 111801 – Ветеринария и поставленными целью и задачами слушатель повышения квалификации должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  1. Уметь пользоваться и научить студентов медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических целях и владеть техникой клинического исследования животных с назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом.

  2. Уметь пользоваться и научить студентов анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфофизиологических основ, методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для диагностики заболеваний.

  3. Научить студентов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для лечебно-профилактической деятельности.

  4. Знать и представить студентам нормативную документацию, принятую в ветеринарии и здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, правила, рекомендации, указания, терминологию, действующие международные классификации).

  5. Научить студентов проводить консультативную деятельность в области профилактики, диагностики болезней и лечения животных, ветеринарно-санитарной экспертизы, судебно-ветеринарной экспертизы и организации ветеринарного дела.

  6. Осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ

п/п

Наименование раздела

Всего зач. ед.

Самостоятельная работа с примене

нием

ДТ

1

Освоение приготовления гистологических препаратов с помощью автоматической линии японской фирмы «Sacura»

0,15

0,1

2

Освоение современных методов микроскопирования срезов с помощью люминесцентного и фазово-контрастного микроскопов

0,25

0,2

3

Освоение современных методик FISH-гибридизации с определением наследственной патологии на генетическом уровне с использованием ВидеоТестаКарио 2.0.

0,4

0,1

4

Освоение ВидиоТестаМорфологического 5.1 для оценки гистологических препаратов и патогистологических процессов в срезах органов

0,2

0,2

5

Освоение методик изготовления и сохранения музейных препаратов

0,15

0,1

6.

Ознакомление с учебно-инновационной продукцией, подготовленной сотрудниками кафедры по предметам, - учебные фильмы, тесты, электронные практикумы, изданные учебные пособия, УМК

0,1

0,1

Итого

1,2

0,8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

п/п

Наименование темы

Лекции

зачет. ед.

Практические занятия, зачет. ед.

Всего

зачет. ед.

1

Совершенствование методов гистологических исследований и повышение качества исследований на базе внедрения новой лабораторной техники и технологий

0,05

0,1

0,15

2

Современные подходы к решению проблем, связанных с патогистологической диагностикой заболеваний незаразной и инфекционной этиологии с использованием с применением ВидиоТестаМорфологического 5.1

0,05

0,2

0,25

3

Методические основы создания и использования мультимедийных средств обучения (электронных презентаций, методических указаний, учебных пособий) по цитологии, гистологии и эмбриологии и патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизе

0,2

0,1

0,4

4

Использование современных цифровых диагностических технологий в патогистологической диагностике: освоение современных методик FISH-гибридизации с определением наследственной патологии на генетическом уровне с использованием ВидеоТестаКарио 2.0

-

0,2

0,2

5

Освоение классических и современных методик изготовления и сохранения музейных препаратов

0,05

0,1

0,15

6.

Методические основы создания и использования учебно-инновационной продукции, - учебных фильмов, тестовых заданий, электронных практикумов, учебных пособий, УМК

-

0,1

0,1

Итого

0,3

0,8

1,1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

п/п

Наименование темы

Практические занятия, зачет. ед.

1

Совершенствование методов гистологических исследований и повышение качества исследований на базе внедрения новой лабораторной техники и технологий. Освоение приготовления гистологических препаратов с помощью автоматической линии японской фирмы «Sacura».

0,1

2

Освоение современных методов микроскопирования срезов с помощью люминесцентного и фазово-контрастного микроскопов. Применение программы ВидиоТестМорфологический 5.1 для оценки гистологических препаратов

0,2

3

Современные подходы к решению проблем, связанных с патогистологической диагностикой заболеваний незаразной и инфекционной этиологии с использованием МорфоВидеоТеста, методик FISH-гибридизации с определением наследственной патологии на генетическом уровне с использованием ВидеоТестаКарио 2.0

0,1

4

Освоение классических и современных методик изготовления и сохранения музейных препаратов

0,2

5

Внедрение методик по использованию мультимедийных средств обучения (электронных презентаций, методических указаний, учебных пособий, учебных фильмов, тестов, УМК) по цитологии, гистологии и эмбриологии и патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизе

0,1

6

Методические основы создания и использования учебно-инновационной продукции, – учебных фильмов, тестовых заданий, электронных практикумов, учебных пособий, УМК

0,1

ИТОГО

0,8

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Наименование темы

зачет. ед.

1

Развитие компьютерных технологий по созданию электронных учебных материалов по цитологии, гистологии и эмбриологии и патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизе.

0,1

2

Использование методик по оценке срезов с помощью программы ВидиоТестМорфологический 5.1.

0,2

3

Специализация лабораторных исследований: приготовление гистологических препаратов с помощью автоматической линии японской фирмы «Sacura».

0,1

4

Возможность интеграции интеллектуального и производственного потенциала для максимально углубленного закрепления методик FISH-гибридизации с последующей оценкой наследственной патологии с использованием ВидеоТестаКарио 2.0.

0,2

5

Разработка программ и рекомендаций контроля качества по проведению количественных и неколичественных гистологических и патогистологических исследований.

0,1

6

Проведение мастер-класса по приготовлению макропрепаратов и чучел животных.

0,1

Итого

0,8

ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ.

  1. Комплексная оценка гистологических и патогистологических препаратов с использованием инновационных технологий.

  2. Приготовление макропрепаратов и чучел.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

  1. Видеофильмы по патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизе «Вскрытие животных», «Вскрытие рыб».

  2. Анимационный фильм по эмбриологии.

  3. Макро- и микропрепараты.

  4. Программа МорфоВидеоТест 4,0.

  5. Программа по FISH-гибридизации.

  6. Автоматическая линия приготовления гистологических препаратов.

  7. Электронные учебно-методические пособия по дисциплинам.

  8. Тесты.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

1. Александровская, О.В. Цитология, гистология и эмбриология: Учебник / О.В. Александровская, Т.Н. Радостина, Н.А. Козлов. – М.: Агропромиздат,1987.

2. Васильев, Ю.Г. Цитология, гистология, эмбриология: Учебник / Ю.Г. Васильев, Е.И. Трошин, В.В. Яглов. – СПб.:«Лань», 2009.

2. Гуков, Ф.Д. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии сельскохозяйственных животных / Ф.Д. Гуков, В.И. Соколов, Е.В. Гусева. – Владимир. – «Фолиант». – 2001.

3. Жаров, А.В. Вскрытие и патоморфологическая диагностика болезней животных /А.В. Жаров, И.В. Иванов, А.П. Стрельников. – М.: Колос, 2001.

4. Жаров, А.В. Судебная ветеринарная медицина / А.В. Жаров. – М.: Колос, 2001.

5. Жаров, А.В. Практикум по патологической анатомии с.-х. животных / А.В. Жаров, И.В. Иванов, А.П. Стрельников и др. – М.: Агропромиздат, 1989.

6. Иванов, И.Ф., Гистология с основами эмбриологии / И.Ф. Иванов, П.А. Ковальский. – Москва,1962.

7. Кокуричев, П.И. Патологическая анатомия с.-х. животных/ П.И Кокуричев., Б.Г. Домнин, М.П. Кокуричева. – С.-П.: Агропромиздат, 1994.

8. Соколов, В.И. Цитология, гистология и эмбриология: Учебник / В.И. Соколов, Е.И. Чумасов. – М.: «КолосС», 2004.

Дополнительная:

  1. Даль, К. К. Пособие для работников анатомо-зоологических музеев и кафедр биологии / К. К. Даль. – Душанбе, 1965.

  2. Заславский, М.А. Изготовление чучел, муляжей и моделей животных. Общая таксидермия / М.А. Заславский. – Л., 1968.

  3. Заславский, М. А. Новый метод изготовления чучел/ М.А Заславский. – Л., 1968.

  4. Заславский, М.А. Изготовление чучел птиц, скелетов и музейных препаратов/ М.А Заславский. – 1968.

  5. Кухтина, Ж. М. Руководство к практическим занятиям по цитологии/ Ж.М. Кухтина, Н.Н. Рябченков. – М.: Издательский Дом Рученькиных, 2004.

  6. Хэм, А. Гистология / Хэм А., Кормак Д. – М.: «Мир», 1982.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ

  1. Основные методы гистологических и патогистологических исследований.

  2. Основные виды микропрепаратов в гистологических и патогистологических исследованиях.

  3. Основные этапы изготовления микроскопических препаратов.

  4. Необходимое оборудование для подготовки микроскопических препаратов.

  5. Основные и специальные методы окрашивания гистологических и патогистологических микропрепаратов.

  6. Основные виды микроскопии.

  7. Основная классификацию современных микроскопов.

  8. Основные методы архивирования микропрепаратов.

  9. Определение термина «Телемедицина».

  10. Современные методы исследований живых организмов норме и патологии на генетическом уровне.

  11. Основные виды музейных препаратов.

  12. Основные методы изготовления музейных препаратов.

  13. Основные методы сохранения музейных препаратов.

  14. Современные методы преподавания биологических и клинических дисциплин.

  15. Современные методы создания электронной учебно-методической продукции.

  16. Современные основы использования электронной учебно-методической продукции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫХОДНОГО КОНТРОЛЯ

  1. Современные методы исследований в гистологической и патогистологической технике.

  2. Основные требования техники безопасности в современных гистологических лабораториях, прозекториях и кабинетах визуализации.

  3. Оснащение современных гистологических лабораторий.

  4. Принцип работы автоматической линии японской фирмы «Sacura».

  5. Обзор и анализ готовых наборов для проведения гистологического и патогистологического окрашиваний различных фирм, представленных на рынке Российской Федерации.

  6. Методы исследования и принцип работы светового микроскопа.

  7. Методы исследования и принцип работы люминесцентного микроскопа.

  8. Методы исследования и принцип работы фазово-контрастного микроскопа.

  9. Современные системы документирования и анализа изображений.

  10. Современные компьютерные программы обработки изображения, применение программы ВидиоТестМорфологический 5.1.

  11. Основные методы FISH-гибридизации.

  12. Определение наследственной патологии на генетическом уровне при применении программы ВидеоТестКарио 2.0.

  13. Современные методы изготовления и сохранения музейных препаратов.

  14. Современные компьютерные программы необходимые для создания электронных средств обучения.

  15. Методические основы создания инновационной электронной продукции – презентаций, методических указаний, учебных пособий, учебных фильмов, учебно-методических комплексов.

  16. Методические основы использования инновационной электронной продукции - презентаций, методических указаний, учебных пособий, учебных фильмов, учебно-методических комплексов.

Программу составили:

В.В. Михайленко, кандидат ветеринарных наук, доцент

О.В. Дилекова, кандидат биологических наук

Рецензенты:

Л.Д. Тимченко, доктор ветеринарных наук, профессор

А.Н. Квочко, доктор биологических наук, профессор

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры паразитологии, ветсанэкспертизы, анатомии и патанатомии протокол № 8 от 18 апреля 2011 г.

Заведующий кафедрой, профессор В.П. Толоконников

  1. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России (4)

    Программа
    «Совершенствование методов ветеринарно-санитарного контроля безопасности и качества сырья животного и растительного происхождения на базе внедрения новой лабораторной техники и технологий»
  2. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России (1)

    Программа
    Рабочая программа «Совершенствование образовательного процесса по анатомии животных с использованием современных методов исследования и информационных технологий» рассмотрена и утверждена методическим советом Ставропольского государственного
  3. Программа повышения квалификации профессорско- преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России

    Программа
    Рабочая программа повышения квалификации по курсу «Содержание и методика преподавания дисциплин «АГРОХИМИЯ» и «ПОЧВОВЕДЕНИЕ» для многоуровневой системы обучения на базе инновационных лабораторий» разработана с учетом новых требований
  4. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России (5)

    Программа
    «Современные технологии преподавания финансово-экономических дисциплин по направлению «Экономика» в условиях перехода на уровневую подготовку и введения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения»
  5. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России (3)

    Программа
    «Современные технологии преподавания финансово-экономических дисциплин по направлению «Менеджмент» в условиях перехода на уровневую подготовку и введения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения»
  6. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России По направлению

    Программа
    Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России, разработана в соответствии с положением о Центрах повышения квалификации профессорско-преподавательского
  7. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России Особенности функционирования инфекционных паразитарных (1)

    Программа
    Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по курсу «Особенности функционирования инфекционных паразитарных систем и обоснование региональной системы эпизоотологического, микробиологического и иммунобиологического
  8. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России Особенности функционирования инфекционных паразитарных (2)

    Программа
    Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по курсу «Особенности функционирования инфекционных паразитарных систем и обоснование региональной системы эпизоотологического, микробиологического и иммунобиологического
  9. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России природообустройство и водопользование

    Программа
    Целью предлагаемого курса является предоставление образовательных услуг по повышению квалификации преподавательского состава образовательных учреждений Сибирского Федерального округа, подведомственных Минсельхозу России по направлению

Другие похожие документы..