Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной

деятельности

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

МОСКВА-2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ3-12

Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ МУЗЫ­КАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. Социокультурная природа детства 13-24

  2. Социально-педагогические особенности детей дошко-

щ льного возраста 25-47

1.3. Социокультурный аспект музыкального воспитания 48-66

Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДО­ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Игра в процессе музыкального воспитания 67-80

  2. Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­
    та в процессе музыкального воспитания 81-106

  3. Детский музыкальный театр как фактор социокуль­
    турного развития дошкольников 107-125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126-128

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 129-147

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертации связана с общественными измене­ниями ценностных ориентации, всевозможными социальными трансформа­циями, чрезмерной рационализацией бытия человека, кризисом культуры как социального выражения духовной жизни индивидов. На этом негатив­ном фоне катастрофически сокращается мир детства, поскольку в него все больше входят принципы утилитарного технократического, виртуального мира взрослых: прагматизм, цинизм, жестокость, жажда легкой наживы де­нег, одиночество и т.п., когда духовность вытесняется рациональностью, которая, в конечном счете, выступает против самого человека.

Дети как зеркало отражают и лучшие, и худшие социальные черты общности, общества. В условиях значительной криминализации общества ребенок прямо или косвенно подвергается этому негативному влиянию. С одной стороны, он может стать жертвой насилия, с другой - велика опас­ность втягивания в преступные группы и действия. В этой связи научный интерес представляет исследование социокультурных механизмов, нивели­рующих негативные асоциальные проявления. Одним из таких действенных механизмов является разностороннее многоуровневое образование, сориен­тированное на общечеловеческие ценности и позволяющее с наименьшими трудностями войти в социум.

Социализация в рамках образования ориентирует на различные виды деятельности, способствующие социальной адаптации, личностному ста­новлению и вхождению в систему социально значимых отношений. Такие социализирующие механизмы потенциально содержатся и в общем музы­кальном образовании. Ибо музыка имеет глубокий ценностный потенциал и обладает социализирующими свойствами. Через воздействие на эмоцио­нально-чувственную сферу она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на социокуль­турную адаптацию и развитие.

4

Музыкальное воспитание как компонент культуры содержит в себе проект человеческого существования, идей и ценностей, которые являются основой для развития гуманистической сущности человека. Культура через деятельность, диалог и общение способствует развитию и саморазвитию растущего человека. Интеграция образования и культуры ориентирует на воспитание "человека культуры", способного к творческой самореализации. Воспитание как общественное явление представляется нам как сложный и противоречивый процесс социального опыта, вхождения подрастающего поколения в жизнь общества и включения в систему социальных отноше­ний.

Социальное и культурное развитие является результатом активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Воспитание становится социально значимым явлением, если включает в се­бя определенный комплекс воспитательных воздействий, оказываемых на ребенка общностью, обществом. Процесс социализации непосредственно связан с использованием различных социальных, воспитательных, культур­ных, образовательных и обучающих технологий, способствующих дости­жению общественно значимых целей.

Воспитание по отношению к развитию играет ведущую роль, по­скольку оно определяет уровень, широту и глубину этого развития (Б.Т. Лихачев)1. Обучение и образование в сравнении с воспитанием явля­ются его органическими составными частями и являются его духовной сердцевиной. Именно они формируют духовное ядро человека, его миро­воззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Ху­дожественное образование как компонент культуры содержит в себе проект системно упорядоченной деятельности. Эта деятельность выступает в двух основных формах: целевых программах, содержащих определенную сово­купность средств, способов и приемов организации человеческой деятель-

1 Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. - М.: Педагогика, 1983. - с. 126.

5

ности, а также типологии различных видов деятельности в контексте с за­данной программой.

Каждый ребенок обладает определенной способностью к обучению и умением выбирать адекватные формы поведения. Но эти его потенциаль­ные качества реализуются только при наличии воздействия извне, стимули­рующего соответствующую перемену. При этом социокультурная эволюция неотрывна от изменяющейся внешней среды.

В связи с вышеизложенным актуальность данной проблемы опреде­ляется:

  • потребностью современной педагогики в поисках действенных ме­
    ханизмов музыкального воспитания;

  • новой парадигмой воспитания, в которой особую значимость при­
    обретает усиление социокультурной компоненты;

  • современным состоянием отечественного музыкального воспита­
    ния, которое требует современного осмысления;

  • потребностью в инновационных авторских методиках музыкально­
    го образования и воспитания для более целостного социокультур­
    ного развития детей.

Степень разработанности проблемы: проблемное поле, контуры и суть нашего исследования очерчивают ключевые понятия в их логической последовательности и взаимосвязи. Назовем только некоторые из них: "дет­ство", "социальное развитие", "социализация", "социокультурная адапта­ция", "социокультурное развитие", "художественная культура", "музыкаль­ное воспитание". Названные понятия дают довольно целостное представле­ние о различных сторонах музыкального влияния, при этом акцентируется внимание на более универсальные из них.

Фундаментальные основы этнографических особенностей детства достаточно подробно описаны в трудах И.Д. Демаковой, И.С. Кон, Э. Тей­лор и др.; проблемы социализации личности рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Ф. Гиддингса, Я. И. Гилинского, П.О. Кенкманна, Б.Д. Пары-гина, М.Х. Титма и др.; вопросы дошкольного воспитания и образования

6 изучались в работах A.M. Баркова, С.А. Горячкова, Н.Д. Епанчинцевой,

Е.В. Рыбак, Е.И. Суховой и др.; вопросами музыкального воспитания детей дошкольного возраста занимались Е.В. Волкова, Е.В. Болотова, О.В. Грид-чин, В.В. Домогацких, Г.Т. Исхакова, Н.В. Карташов, Н.Г. Кононова, Т.Ю. Кулагина, И.Б. Нестерова, Г.П. Новикова, А.Л. Савушкина, Т.А. Серде, Е.М. Скотарева и др.; духовно-нравственное развитие ребенка изучалось в работах О.С. Борило, Т.Д. Красовой и др., личностное развитие ребенка - в работах В.А. Дергунова, Ф.И. Кевля, Т.В. Кузнецовой и др.; во­просы социализации, социального развития, социальной адаптации дошко­льников изучались в трудах С.А. Быкова, Б.З. Вульфова, И.Д. Иванова, В.В. Игнатовой, Т.И. Левкиной, Т.Ю. Купач, М.Н. Нужновой, Д.В. Посхо-диевой, Е.В. Прима, СМ. Радзивиловой и др. Однако специального педаго­гического исследования социокультурного развития дошкольников в про­цессе музыкального воспитания не проводилось.

Недостаточная разработанность вопроса обусловила выбор темы дис­сертационного исследования: "Социокультурное развитие детей в про­цессе музыкального воспитания".

Цель исследования- создать целостную методику музыкального воспитания, влияющую на социокультурное развитие детей дошкольного возраста. — Задачи исследования:

  • определить социокультурную природу детства и выявить тенден­
    ции социокультурного воспитания в историческом контексте;

  • дать социально-психологический портрет детей дошкольного воз­
    раста;

  • определить социокультурную направленность музыкального вос­
    питания;

  • разработать и внедрить экспериментальную авторскую программу
    музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

  • определить зависимость социокультурного развития дошкольни­
    ков от предлагаемого варианта музыкального воспитания.

7

Объект исследования: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет, органи­зованные в группы для занятий музыкой.

Предмет исследования: социокультурное развитие детей дошколь­ного возраста в процессе музыкального воспитания.

Гипотеза исследования состояла из двух предположений:

  • через погружение в активную музыкально-творческую деятель­
    ность обеспечиваются благодатные условия для овладения куль­
    турными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум;

  • создание условий для обогащения художественной среды и вклю­
    чение детей в различные виды музыкально-воспитательной дея­
    тельности будут плодотворно влиять на процесс социокультурного
    развития дошкольников: соединение в музыкальном театре основ­
    ных задач дошкольного музыкального воспитания (слушание му­
    зыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика)
    происходит не только художественное развитие ребенка, но и ак­
    тивно осуществляется процесс социальной адаптации (осознание
    своей роли и места в группе) и социокультурного развития (выход
    в другие социумы).

Методология исследования: в современной научной литературе по проблемам дошкольного возраста содержится объемный материал о возрас­тной периодизации детства, психофизиологических функциях, влиянии му­зыки на человека, о ее воспитательно-эстетических, познавательных, креа­тивных, компенсаторных, коммуникативных и других функциях (А. Вахе-мете, Ю. Давыдов, Н. Дмитриева, М. Коган, А. Катев, А. Сохор и др.).

Социально-философские аспекты этой проблемы с позиций формиро­вания личностных качеств и взаимодействия дошкольников со средой в той или иной мере рассматриваются в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леон­тьева, С.Л. Рубинштейна и др. В работах ученых-культурологов находят от­ражение проблемы развития коммуникативных навыков ребенка (И.С. Кон, Л.Н. Коган, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, С.Г. Якобсон и др.).

8

В работе над поставленной проблемой мы опирались на труды по об­щей педагогике и психологии детского творчества Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, Д.Б. Эльконина и др.; музыковедческие труды Б.В. Асафьева, Ю.А. Кремлева, В.В. Медушевско-го, А.Н. Сохора; изучение зарубежных методов музыкального воспитания Ж. Далькроза, К. Орфа; теоретические работы, посвященные проблемам развития детей в музыкальной деятельности НА. Ветлугиной, Г.М. Чуми-чевой и др.

Существенный вклад в научное осмысление и развитие социально-культурной деятельности, педагогики социальной работы, культурно-досуговой деятельности и самодеятельного творчества внесли Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Б.Г. Мосалев, B.C. Са­довская, Ю.А. Стрельцов и др.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, му­зыкальной психологии (Л.С. Выготский, А.Л. Готснидер, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкин, Б.М. Теплов и др.) приводит к убежде­нию в возможности активного воздействия музыки на формирование твор­ческих способностей ребенка. Положительные эмоции и чувства, вызван­ные движением под музыку, пением, слушанием музыки, игрой на детских музыкальных инструментах, участием в спектаклях, озвученных самими детьми, вводят их в состояние внутренней гармонии.

Исследования различных концепций психического развития человека, суть которых сводится к разработке концепций соотношения биологическо­го и социального в психике, связаны с именами таких ученых, как П.П. Блонский, М.Я. Басов, В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин, А.Ф. Лазурский и др. Основу этих исследований составляет культурно-историческая психо­логия развивающего образования.

Рядом мыслителей, ученых, практиков (П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др.) было доказано, что приоритетным является такое вос­питание, которое ориентировано на общечеловеческие ценности: добро, милосердие, любовь и др. Приобщение к данным ценностям создает благо-

9

приятную почву для вхождения в социум и осознания себя в нем, то есть делает человека социализированным.

Теоретико-методологической основойдля диссертационного иссле­дования послужили:

• теория дошкольного воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и

др);

  • теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
    В.В. Зеньковский, Д.Б. Эльконин и др.);

  • гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухо-
    млинский, СТ. Шацкий и др.);

  • теория творческой педагогической деятельности (В.И. Звягинский,
    В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.);

  • теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев,
    О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, В.Л. Яворский и др.);

  • музыкальная психология (Л.С. Выготский, В.Н. Готсдинер,
    В.В. Медушевский, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов и др.).

Важное методологическое значение и сегодня имеет теоретическое наследие К.Д. Ушинского о методах обучения, которое основывается на глубоком философском и психологическом знании и выверенном в практи­ческой деятельности.

На фоне обозначенных научно-теоретических позиций в проблемное поле нашего исследования входит осмысление интегративных образова­тельно-воспитательных качеств и свойств в контексте их социокультурных проявлений, выявление характерных признаков ценностно-смысловых и структурно-функциональных взаимосвязей. В качестве основной методоло­гической позиции нашего исследования выступает органическое сочетание индивидуального и социального начал, креативная педагогика, педагогика ненасилия, педагогика равноправного диалога и общения.

Исследование включало три этапа.

Первый этап - информационно-поисковый(1992-1994). Анализи­ровалось состояние проблемы, теории и практики. Изучалась и анализиро-

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..