Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

47

характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности... Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направ­ление образования и общественного воспитания, т.е. определив человека как объект общественного развития, мы можем показать внутренние усло­вия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-историчная, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих всех истории об­щества и ее собственного жизненного пути".1

Социокультурное в человеческом развитии выступает в многообраз­ных проявлениях, представляя собой процесс социализации индивидных свойств и становление новообразований в виде таких сложнейших социаль­ных подструктур человека, как личность и субъект профессиональных ви­дов деятельности, познания и общения. Говоря о социокультурном разви­тии, необходимо выделить творческий аспект, который наиболее полно проявляется в музыкальном воспитании дошкольников.

1 Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2т./Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М, 1980.

48

1.3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Период детства характеризуется многообразием проявлений задатков и способностей. Детство является наиболее благодатным временем для реа­лизации многоаспектных содержательно-воспитательных возможностей. Говоря о "наиболее благодатном времени", мы имеем в виду не столько то, что детский возраст доминантный в развитии ребенка, сколько то, что, упустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в деле воспи­тания и развития и, быть может, что-то бесповоротно теряем. Это непосред­ственно относится к музыкальному воспитанию и образованию.

Музыкальное искусство, воспитание и образование приобретают со­циокультурный смысл, если способствуют приобщению к музыкальной и художественной культуре, на основе знания индивидуальных, возрастных и психологических качеств ребенка. Восприятие и чувствование музыки спо­собствует духовному общению индивидов.

Начиная с первого года жизни, ребенок слышит простейшие мелодии и пытается голосом, мимикой или жестами реагировать на них. Основой для приобщения к музыке является освоение образно-выразительных музы­кальных средств.

Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте призвано, образно говоря, "раскрыть окно" в мир музыкального искусства, способного плодо­творно влиять на чувства и мысли детей. Основной целью музыкального воспитания, как нам представляется, является приобщение детей к музыке, которое способствует повышению их общей культуры, развитию музыкаль­ности, совершенствованию эстетических и духовно-нравственных качеств. Своими художественными достоинствами и содержанием музыка оказывает благотворное воздействие на формирование личности.

Античная эстетка акцентировала внимание на конечные результаты влияния художественных параметров музыки на образование и культуру, на благотворные преобразования в сознании и в душе после соприкосновения

49

с высоконравственным искусством. Чудо и тайну искусства И. Кант видел в том, что оно раскрывает свободное пространство для "игры познавательных способностей".1 Д.Б. Кабалевский, многие годы посвятивший музыкально­му просвещению, образованию и художественному воспитанию детей, важ­ное внимание уделял не только художественным достоинствам музыкаль­ных произведений, но и тому, в какой социокультурной среде они создава­лись. По мнению Ю.А. Кремлева "...не может быть художественного об­раза без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях, звуках".

Музыкальные образы трудно поддаются определенному описанию, но глубина их воздействия очевидна. Музыкальный образ представляет собой целый комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием и особенно мелодией, которая наиболее ярко передает основную мысль и чувства. Этот художественный образ обогаща­ется и другими средствами музыкальной выразительности - его темповыми и динамическими нюансами, приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения. Набор этих средств в сочетании с поэти­ческим способом, сюжетом и действием делает музыкальный образ доступ­ным восприятию и способным доставлять наслаждение от соприкосновения с прекрасным. Музыка, отражая жизненные явления, обогащает детей пред­ставлениями об обществе, быте, традициях, обладает богатыми познава­тельными возможностями. Размышляя о приоритетах музыкального обра­зования, Г. Нейгауз отдавал предпочтение сначала воспитанию человека, потом музыканта, а затем пианиста.

Приобщение детей к искусству, любительскому творчеству способст­вует максимальному развитию индивидуальных и творческих задатков ка­ждого ребенка и его социокультурной ориентации. В зависимости от воз­раста, степени развитости, уровня индивидуальных склонностей и стремле­ний детей, объема и качества художественной информации, форм организа-

1Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г. Носков. - М: Мысль, 1990. —
с. 239.

2 Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. - М, Музыка, 1966. - с. 26.

50

ции и видов деятельности, возраста ребенка находится и выбор соответст­вующего метода художественного воспитания. Так, разучивание стихов или песен требует предварительного исполнения их взрослыми; беседы о худо­жественных качествах, выражающих содержание и настроение произведе­ния, применения наглядных пособии; повторного неоднократного исполне­ния детьми текста.

Для того чтобы научиться понимать прекрасное, важен определенный уровень развития эмоциональных и познавательных процессов, основанных на ярких и образных впечатлениях, зрительских и слуховых ощущений. Музыка оказывает благотворное воздействие, если открывает перед ребен­ком мир радостных переживаний и положительных эмоций.

Музыкальные образы пробуждают художественные чувства ребенка, заставляют его задуматься над тем, о чем "рассказывает" музыка, способст­вуют развитию индивидуальных задатков, музыкального вкуса. Восприни­мая звуки, красоту, гармоничность их сочетаний, он стремится сопоставить все это с чем-то реальным и постепенно постигает интонационную природу звучащего мира; мелодию, взволнованный или спокойный рассказ, преры­вистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы. Художест­венный образ становится более конкретным, понятным и оставляет сильное впечатление благодаря сочетанию выразительных средств музыки с поэти­ческим словом (в песне), сюжетом (в программной пьесе), действии (в тан­це, сюжетно-ролевой игре, сказке).

В процессе музыкального воспитания ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в ми­ре. Эффективность музыкального воспитания обусловлена как содержанием различных видов деятельности, так и их сочетанием, взаимосвязью между ними, взаимопроникновением, их рациональным соотношением с учетом потребностей и интересов растущего человека. Именно такой подход по­зволяет определить основные направления использования содержания дея­тельности, ее обогащения в работе с детьми, наметить возможные связи,

51

пути педагогического взаимодействия, как в организованной взрослыми, так и в самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к музыкальной культуре происходит в зависимо­сти от природных задатков и психического развития ребенка, на основе по­лученных впечатлений и представлений о музыкальной деятельности. В первую очередь это касается влияния музыки на эмоциональную сферу ре­бенка, что способствует возникновению первоначальных ответных дейст­вий, в которых можно видеть предпосылки к выявлению и формированию его музыкальных задатков и способностей. Истоки первоначальных прояв­лений определенного интереса к музыке лежат в ее эмоциональной воспри­имчивости. Углубленный интерес удовлетворяет народная, классическая, серьезная музыка. Так, общение с серьезной музыкой в силу своей эмоцио­нально-содержательной насыщенности несет мощный интеллектуально-облагораживающий заряд, который благотворно влияет на поведение и по­ступки детей и взрослых. Музыкальные образы вызывают у ребенка ответ­ную реакцию и сопереживание, эмоциональную отзывчивость на мир зву­ков. Освоение изобразительно-выразительных средств музыкальной речи является основой для приобщения к целостному эмоционально-образному восприятию содержания музыки. Глубоко прав Ю.А. Кремлев, когда утвер­ждает, что "... не может быть художественного образа без внешней конкре­тизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях, зву­ках".1

В социокультурной среде, в которой прибывает ребенок, осуществля­ется развитие его познавательных процессов, воспитание чувств, формиро­вание отношений, происходит осмысление сущности общечеловеческих ценностей (жизнь, мир, человек, его права, свобода, здоровье, культура, добро, милосердие, труд и др.), приобщение к миру этих ценностей. Как подчеркивает Ш.А. Амонашвили, "чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт чело-

Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. - М., Музыка, 1966. - с. 29.

52

вечества", "оттачивать и совершенствовать"1 способности на основе имею­щегося у ребенка социального опыта, приобретенных умений и навыков и их использование в реальной действительности, в различных видах практи­ческой деятельности ребенка. Социокультурная среда воспитания - мощ­ный фактор развития и воспитания растущего человека.

Социокультурный фон музыки составляют мифы, легенды, предания, сказания, природа, поэзия, живопись, литература, традиции, обычаи, обря­ды, - то есть все то, из чего складывается историческая жизнь народа.

Дети дошкольного возраста способны к простейшим обобщениям, типа - определить характер музыки, назвать признаки, по которым сыгран­ную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в медленном хороводе или в ритмическом танце. На этой позна­вательной основе у них складываются музыкальные интересы, проявляются предпочтения тому или другому виду деятельности, музыкальному жанру.

В младенческом возрасте мир звуков воспринимается импульсивно, вызывая реакцию оживления и покоя. С возрастом и по мере целенаправ­ленного музыкального слушания дети начинают воспринимать музыку со­ответственно ее эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или гру­стя, в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают вы­разительность образа.

Начиная с раннего возраста (1-2 года), дети способны почувствовать характер произведения, его эмоциональное содержание. Это проявляется у них в жестах, мимике, эмоциях (удивления, удовольствия), подпрыгивании, прихлопывании и др. В возрасте 3-4 лет формируется произвольное внима­ние, умение прислушиваться, проявлять интерес к музыке. В этом возрасте дети улавливают не только общее настроение и характер, но и смену их на протяжении всего музыкального произведения. У них появляются любимые произведения, желание слушать их многократно, они каждый раз подмеча­ют что-то новое. Достигнув определенного уровня музыкального развития,

1 Амонашвилн Ш.А. Педагогическая симфония - Ч. 2. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. - с. 10.

53

ребенок может сопоставить отдельные явления действительности с впечат­лениями, полученными от музыки. На основе эмоциональной отзывчивости и осмысления детьми простейших особенностей художественного образа возникают начальные проявления музыкального вкуса.

В процессе восприятия музыки и ее исполнения ребенок проявляет способности эстетически-эмоционального сопереживания; он входит в ху­дожественный образ произведения. На основе этих переживаний он активно осваивает опыт музыкальной деятельности, выражая свое эстетическое от­ношение к музыке. Если ребенок при этом восхищается прекрасным, доб­рым, выраженным в музыке, то в этом случае решается задача нравственно-эстетического воспитания, ибо прекрасными не могут быть безнравствен­ные поступки.

Музыкальный образ создается совокупностью выразительных средств, которые одновременно воздействуют на слушателя своим конкрет­ным звучанием и особенно мелодией, которая наиболее ярко передает ос­новную мысль и чувства. Этот образ обогащается и другими средствами музыкальной выразительности - его структурой, темповыми и динамиче­скими нюансами, приемами изложения музыкальной мысли, гармоничным сочетанием выразительных средств создает музыкально-художественный образ, который ассоциируется с жизненными явлениями и переживаниями человека.

Сочетание музыки с поэтическим словом, с сюжетом и действием де­лает музыкальный образ более конкретным, понятным и целостным. Воспи­тательно-эстетическая направленность наиболее полно проявляется в раз­витии способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в ис­кусстве и жизни, в стремлении самому участвовать в преобразовании окру­жающего мира по законам гармонии и красоты, в степени приобщенности к художественной деятельности, возможности развития своих творческих способностей. Характерными признаками эстетической и духовно-нравст­венной направленности в художественном воспитании детей являются: эмоциональный отклик на доступные их пониманию явления социальной

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..