Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

40

В работе М.И. Лисиной и А.И. Силвестру было установлено, что уже в 3-4 года встречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты сво-. их действий (к примеру, дальность прыжка) на основе собственного опыта. Авторы вместе с тем подчеркивают важность точных оценочных воздейст­вий взрослого в образовании точных представлений ребенка о себе. Зани­женные оценки вызывают у детей недоверие, отказ от деятельности, а за­вышенные могут или искажать самооценку в сторону преувеличения ре­зультатов своих действий, или стимулировать уверенность ребят в дости­жении хороших результатов. О сложном характере формирования самооце­нок детей говорят факты, полученные в исследовании М.М. Абрелевой.

Влияние оценок родителей на самооценку старшего дошкольника опосредуется характером взаимоотношений в семье. Происходит интерио-ризация оценок того родителя, который для. ребенка представляется безус­ловно значимым лицом, носителем эталонных оценок. Селективность инте-риоризации обусловливается, с одной стороны, стилем воспитания родите­лей, а с другой, социальной перцепцией и пониманием детьми компетент­ности матери и отца, потребностью ребенка в самоуважении. Следует под­черкнуть широкий диапазон факторов, приводящих к образованию лично­стных свойств. Они складываются в общении со взрослыми и детьми, в раз­нообразных формах познания и в различных видах деятельности - в игре, на занятиях и т.д. Конвергенция, взаимодействие разных путей и детерми­нант развития ребенка в дошкольном возрасте и приводит к возникновению многообразных, сложных, социальных по своей сз^щности личностных свойств.

К 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу. Дифференциация детского коллектива осу­ществляется вследствие избирательности выбора, которая связана с форми­рованием в общении,, в познавательной и практической деятельности моти-вационно-потребностной сферы, личностных характеристик. В 5-7 лет на-

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННА

41БИБЛИОТШ? ,

мечаются генетические уровни в развитии мотивационной сферы. Одним из мотивов, побуждающих детей объединяться, является удовлетворение про­цессом игрового общения. Потребность в нем занимает в этом возрасте первое место. На втором месте находится ориентация на положительные качества личности выбираемого, которые обнаруживаются в общении детей между собой (веселый, честный, добрый и др.). Позже у старших дошколь­ников 6-7 лет в качестве побудителей силы выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, в том числе на такие, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различного рода занятиях, в общении со взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисова­нию, танцам, пению), свидетельствует о широкой информационной основе, о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотно­шения в группе. С возрастом растет число и разнообразие мотивов выбора и усложняется их структура. Так, отдельные личностные достоинства, назы­ваемые детьми в качестве причины выбора, к концу дошкольного возраста значительно дифференцируются, образуя целый комплекс разнородных черт, где основную роль играют нравственные качества выбираемого.

В дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают вы­ступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотноше­ния его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальней­шего хода социального и культурного развития. В силу глубоких преобра­зований, которые происходят в 3-7 лет по мере включения ребенка в соци­альное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный пери­од образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе. Раннее детство до 3 лет является предысторией формирования личности.

Дошкольный период является начальным этапом формирования субъ­екта деятельности. В процессе общения, познания и практической деятель­ности складываются его основные компоненты, имеющие как общие, так и специфические черты. Переход к дошкольному периоду знаменуется тем,

42

что ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия, которыми он овладевал в предыдущие годы. В дошкольном возрасте проис­ходит развитие одного из основных компонентов субъекта деятельности -целеполагания. До этого маленький ребенок еще не может предвидеть ре­зультата своих действий, представить цель и действовать в соответствии с нею, хотя уже в младенческий период начинают складываться зачатки преднамеренных действий. Лишь после того, как в результате определен­ных действий у ребенка получается, например, какая-либо постройка из ку­биков, он может назвать то, что у него вышло.

Реализация цели и умение довести работу до необходимого результа­та требуют от ребенка целенаправленного произвольного поведения. Фор­мирование волевого компонента субъекта деятельности происходит в раз­личных направлениях. Проявляются сосредоточенность и последователь­ность действий, самоконтроль, самооценка своих действий и полученного результата. Под влиянием оценок и контроля взрослого старший дошколь­ник начинает замечать ошибки в своей деятельности, в работе других детей и в то же время выделять образцы для подражания. В младшем же дошко­льном возрасте ребенок еще не замечает своих ошибок и не может правиль­но оценить качество выполняемой работы.

Необходимым компонентом в структуре субъекта деятельности явля­ется процесс регулирования действия посредством слова. Простая двига­тельная реакция по элементарной инструкции осуществляется всеми детьми дошкольного возраста. Однако в младшем дошкольном возрасте это про­стое задание выполняется нечетко. Более сложное задание на дифференци-ровку сигналов вызывает у детей трудности и требует специальной трени­ровки. Только к концу дошкольного возраста у ребенка обнаруживается адекватная реакция. Расчленение инструкции на отдельные элементы, за которыми следует действие ребенка ("нажми", "не нажимай"), позволяют уже младшему дошкольнику справиться с заданием. Все это свидетельству­ет о первоначальных формах образования произвольного поведения, о том, что в дошкольном возрасте постепенно складывается регулирующая роль

43

речи. Вначале младший дошкольник понимает и воспроизводит словесную инструкцию, но еще не может подчинить ей свое поведение. Развитие регу­лирующей функции словесной инструкции происходит наиболее успешно на основе формирования образа цели в процессе ориентировочной деятель­ности, образования связи между системой словесных указаний и наглядной ситуацией будущей деятельности.

В ходе выполнения различных заданий у ребенка складываются опре­деленный комплекс способов действий, навыки и умения применительно к конкретным видам деятельности, что является существенным компонентом становления психологической структуры субъекта. В дошкольный период формируются как общие, умственные, так и специальные способности: к изобразительной, шахматной, хореографической, музыкальной деятельно­сти. Своеобразие всех видов способностей в дошкольном возрасте как важ­нейшего компонента психологической структуры субъекта деятельности состоит в том, что в их основе лежит развитие разных форм представлений (зрительных, слуховых и т.д.). В качестве ведущей психологической струк­туры представления в дошкольном периоде определяют не только своеоб­разие развития способностей (изобразительных, музыкальных, хореографи­ческих), но и развитие психики в целом.1

Направленность на учебную деятельность определяет особенности гетерохронии социального развития в целом и внутри отдельных структур. Специфика общей подготовки на уровне индивидных психофизиологиче­ских функций выражена в интенсивном процессе их социализации, в появ­лении новых свойств, которые в своей совокупности приводят к формиро­ванию новых произвольных и вербальных форм памяти, внимания, произ­вольных форм психомоторики, перцепции, представлений и к возможности произвольной регуляции эмоциональной и сенсорной сфер, проявлений темпераментных особенностей и многих других индивидных образований.

По темпам своего развития социализированные психические образо­вания, как отмечалось ранее, опережают онтогенез первоначальных естест-

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М, 1988.

44

венных форм психики. Гетерохрония такого рода лежит в основе психоло­гической готовности к учебной деятельности, которая может осуществлять­ся лишь при наличии у ребенка способности к произвольному управлению своим поведением. К моменту поступления в школу произвольность, фор­мирующаяся посредством речи, становится определяющей чертой инди­видной психофизиологической организации, охватывая в той или иной сте­пени все ее компоненты.

В психолого-педагогический комплекс готовности к школьному обу­чению входят специфические новообразования, необходимые для осущест­вления самой учебной деятельности. К ним относятся развитие начальных форм социальной перцепции и коммуникативного потенциала, с одной сто­роны, и усвоение элементарных форм умственных действий (например, счет) - с другой. Генез социальной перцепции коммуникативного потен­циала в дошкольном возрасте показан в исследованиях А. А. Бодалева.

Генез личности в дошкольном возрасте включает начало процесса формирования разного рода отношений к социальному окружению, к раз­личным видам деятельности, что означает появление новообразований в плане социокультурного развития. В их первоначальном виде развиваются доброта, справедливость, ответственность и другие нравственные качества. Дети начинают различаться по степени выраженности у них того или иного личностного качества. Индивидные свойства и характеристики личности и субъекта деятельности начинают выступать в старшем дошкольном возрас­те в качестве регуляторов поведения, деятельности и поэтому фиксируются как самими детьми, так и их родителями, педагогами, воспитателями.

В дошкольный период появляется отчетливо выраженная направлен­ность на школу, включающая положительное отношение к ней, заинтересо­ванность процессом обучения и познания, интерес к знаниям, желание стать школьником, что означает формирование нового специфического комплек­са, включающего в себя характеристики личности и субъекта учебной, по­знавательной, коммуникативной, трудовой деятельности.

45

Результаты комплексного изучения школьной направленности пока­зывают к 6 годам ее доминирующий характер по сравнению с игровыми ин­тересами. Разнообразие взаимосвязей показателей школьной направленно­сти с интеллектуальными функциями свидетельствуют о сложном психоло­го-педагогическом обеспечении ее формирования у детей шестилетнего возраста еще до поступления в школу. Такого рода познавательно-мотивационные корреляционные структуры являются одними из сущест­венных элементов социально-психологической готовности к школе. Они представляют собой многокомпонентное, иерархическое образование из индивидных и личностных характеристик, которое включает в себя отдель­ные свойства субъект познания, общения. В первоначальном виде эти структуры складываются к концу дошкольного периода.

Гетерохрония в развитии разного рода психологических характери­стик, процессы их структурирования приводят к образованию готовности к школе как определенной функциональной системы, обусловленной специ­фикой будущей сложной учебной деятельности, где одним из основных компонентов является направленность на процесс обучения.

В то же время при переходе из детского сада в школу происходят зна­чительные изменения не только в отношениях ребенка к окружающему ми­ру, к себе, но и во внутренней структуре психофизиологических функций и личностных характеристик. Структурные преобразования являются одними из существенных проявлений процесса социально-психологической адапта­ции к новым факторам развития, к учебной деятельности в условиях школьного обучения.

В дошкольном периоде происходит становление сложной многоуров­невой социальной организации, когда наряду с появлением нового социали­зированного уровня психолого-педагогических функций в индивидной сис­теме с их новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредован-ность) складываются новые сложные социально-психологические образо­вания, такие как личность и субъект общения, познания и деятельности. Формирование этой организации обусловливается включением ребенка в

46

социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контро­лируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели, педагоги во многом определяют своеобразие и сложность социального раз­вития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные социальные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Социальная и психолого-педагогическая подготовка дошкольника в целом создает психо­логическую готовность к последующему, школьному периоду развития.

Новый, более высокий, уровень развития психики, достигнутый в ре­зультате первичной социализации, создает возможность для дальнейшего социального развития. К концу дошкольного возраста создается готовность к обучению, и оно становится ведущим фактором развития. Школьные годы жизни являются вторым этапом социального развития. На данном этапе формируются те социально-психологические структуры субъекта учебно-познавательной деятельности и личности, которые обеспечивают эффек­тивность процесса обучения. Социальное воздействие приобретает систе­матизированный характер, главным содержанием которого являются объек­тивные закономерности науки. Раньше для ребенка существовал мир вещей, теперь перед ним - мир отношений и закономерностей с их внутренней, строго научной организацией.

В заключение отметим, что и представители русской педагогики уде­ляли значительное внимание формированию собственной позиции в про­цессе становления личности ребенка. Настоящее образование, считал В.А. Добролюбов, - это такое образование, которое заставляет определять свое отношение ко всему окружающему. Еще большее значение имеет сис­тема субъективных отношений личности взрослого человека как субъекта своего собственного развития и как активного участника общественного ис­торического процесса. "Личность, - подчеркивал Б.Г. Ананьев, - есть обще­ственный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..