Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

34

тер, когда ребенок начинает выступать в качестве субъекта познавательной деятельности. Социальные формы перцепции формируются в процессе взаимодействия не только с предметным миром, но и с человеческим окру­жением. На основе предпосылок, складывающихся в раннем детстве, в до­школьном периоде социальная перцепция приобретает структурированный характер и свою специфику.1

В дошкольном возрасте образуются два основных функциональных уровня памяти. Причем, высший социальный уровень начинает подчинять себе низший, хотя в определенных условиях последний может сохранять свою самостоятельность, проявляя свойства элементарного уровня. К пер­вичному уровню памяти относится узнавание, которое в дошкольном воз­расте продолжает интенсивно расти. Хотя узнавание и образные виды па­мяти относятся к наиболее элементарным, индивидным характеристикам психики, их становление опосредуется социальными факторами и, прежде всего, речевой функцией, поскольку объекты, окружающие ребенка и со­храняющиеся в его памяти, имеют название, вербализованы, а их запомина­ние начинает носить произвольный характер. Многочисленные исследова­ния памяти в дошкольном возрасте и в раннем детстве свидетельствуют о том, что в процессе социализации интенсивно формируется новый социаль­ный уровень памяти с новым принципом функционирования. Теперь со­держанием памяти является вербальный осмысленный материал, а его ме­ханизмом - произвольное регулирование процесса запоминания и воспро­изведения. Трудность различения этих уровней заключается в существова­нии разнообразных переходных форм проявления социальности, т.е. степе­ни участия вербальных компонентов и произвольного механизма регулиро­вания процессов памяти.

Своеобразие социального становления психики дошкольника состоит в том, что ее развитие опосредуется ведущей, доминирующей в это время психической формой - представлениями. С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков

1 Бодалев А.А. Личность и общение. - М.7 1983. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1987.

35

и другие отмечают, что представления детей носят фрагментарный, неус­тойчивый, диффузный характер. Однако в дошкольном периоде идет про­цесс их интенсивного развития в различных видах игровой и репродуктив­ной деятельности. Об этом свидетельствует появление у дошкольников творческого воображения. В развитии представлений дошкольников суще­ственное значение имеют слово и действие, практический анализ предметов окружающего мира. Их ускоренному развитию способствует общий соци­альный контекст воспитания ребенка. "Актуализируясь в тесной связи со знаниями, функционирующими в речевом плане, эти представления успеш­но использовались детьми в общем ходе их познавательной деятельности. Развитие различных видов детской деятельности, особенно продуктивных: конструирования, изобразительной деятельности, а также усложнение учебных задач на занятиях, - создают необходимость формирования у детей достаточно точных, устойчивых и произвольно актуализируемых представ­лений о внешних свойствах предметов".1

Развивающиеся представления накладывают отпечаток на весь про­цесс социального развития. Иначе говоря, другие формы развития склады­ваются наиболее успешно лишь в том случае, если они связаны со вторич­ными образами. Поэтому быстрее развиваются такие формы и компоненты психофизиологических функций, как воображение, образная память и запо­минание конкретных слов.

В дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. По мнению Н.Н. Поддья-кова, представления являются важной основой, которая в значительной ме­ре определяет успешность формирования наглядно-образного мышления детей. "Последнее характеризуется тем, что познание детьми различных свойств и связей вещей происходит в процессе оперирования образами этих вещей. Но прежде чем оперировать образом, необходимо уметь его актуа­лизировать".2

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1974. — с. 162. 2 Там же, с. 163.

36

Не только различные психолого-педагогические функции, но и речь ребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представле­ниями. Связь слова и представления обеспечивает развитие семантического аспекта речи. Развитие синтаксиса и грамматических структур осуществля­ется по общим лингвистическим законам, которые ребенок активно усваи­вает в дошкольном возрасте. В результате специального изучения детского словотворчества Т.Н. Ушакова пришла к выводу о том, что оно отражает общий процесс формирования морфологической системы языка, основных явлений словоизменения и словообразования. "Словотворчество ребенка связано с синтаксисом, с процессом построения грамматически оформлен­ных предложений, осуществлением грамматических правил в речи".1

Принципиально новые возможности речи приводят к генезу субъект­ного типа поведения, которое реализуется в разнообразных формах дея­тельности (игры, творческие, продуктивные виды занятий и др.), к появле­нию первичных форм субъекта познавательной деятельности в его разнооб­разных модификациях (субъект перцептивной, мнемической, мыслитель­ной, речевой деятельности), где деятельность и поведение ребенка подчи­няются направленной на конкретный результат цели. Наряду с этим наблю­дение, запоминание, словотворчество осуществляются ребенком и без спе­циальной постановки задачи, стихийно, как познавательные процессы, ха­рактеризующиеся сложным составом, но не образующие еще деятельност-ной структуры.

В дошкольном возрасте социальное развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой - появля­ются и интенсивно формируются социальные формы психики при непо­средственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окру­жающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные за-

1 Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. - М, 1979. - с. 113.

37

нятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих социальных образований. Наблюда­ется также развитие переходных форм психики с разной степенью социали-зированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия позна­ния и общения, продуктивных видов деятельности.

Таким образом, в этом возрасте начинает складываться многоуровне­вая организация социального развития. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные произвольные субъектные формы социально-познавательной ак­тивности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материа­ла. Эти формы развития обнаруживают деятельностную структуру. Поэто­му дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.

Многообразие путей и факторов, влияющих на развитие, создает не­равномерность развития отдельных социальных функций и способствует ускоренным темпам динамики их социальных форм.

В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, свя­занная не только с выделением собственного "я", но и с принципиально но­вым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тема­тики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, сви­детельствует о преимущественной ориентации его на социальное окруже­ние. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных норм.

Ценностные ориентации дошкольника формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных цен­ностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном воз­расте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает

38

связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результа­те к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально не­посредственных к опосредованным нравственным критериям и отношени­ям.1

С.Г. Якобсон показывает, что у старшего дошкольника нравственные оценки действий и поступков превращаются из требований извне в собст­венные оценки и включаются в комплекс переживаемых им отношений к тем или другим действиям и поступкам. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмо­циональное к ним отношение. В дошкольном возрасте осуществляется пе­реход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, ко­торые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в раз­личных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу.

В общении со взрослым ребенок усваивает моральные понятия внача­ле в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования и вме­сте с тем создает опасность их формального усвоения. Усвоение нравствен­ных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нор­мами.

Ориентация ребенка на выполнение положительно оцениваемых по­ступков, выступая в качестве регулятора его поведения, тем самым служит основой для формирования у него разнообразных личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся

Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М, 1984.

39

литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталона поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируется положительные и отрицательные черты характера, что облегчает первона­чальную ориентацию ребенка в сложной структуре личности человека.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Различные инди-зидные, физические, темпераментные особенности как базовые в формиро­вании личности проявляются и фиксируются ребенком в процессе непо­средственного взаимодействия в группе, развитие же нравственных качеств .опосредовано общением со взрослыми, усвоением нравственных знаний. Личностные черты формируются в результате сложного взаимоотношения двух разных линий: реального поведения, поступков ребенка и усвоения им правил нравственных критериев поведения. Свойства личности и индивида, несмотря на их разное происхождение,, санкционируются обществом, при­обретая тем самым социальную ценность. Это способствует отбору и уско­ренному развитию социально значимых свойств.

Итак, воспитание личности посредством нравственных критериев и оценок осуществляется взрослыми, которые способствуют отбору и закреп­лению социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравствен­ные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такая сложная форма личности, как самосозна-_ ние. Б.Г. Ананьев выделял в генезесамосознания формирование самооцен­ки, которое связано с развитием оценочных отношений в семейной и кол­лективной жизни ребенка. Относительная адекватность оценочных сужде­ний ребенка определяется постоянной, оценочной деятельностью воспита­телей, формированием ими оценочных отношений в группе в связи с вы­полнением правил поведения, в различных видах деятельности (занятия, игры, дежурство).

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..