Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

27

бенка представляет собой весьма неустойчивый, элементарный, недиффе­ренцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках. И.М. Сеченов1 и вслед за ним Б.Г. Ананьев2 дали глубокий анализ процесса осознания ребенком самого себя, который развертывается у него параллельно с отражением внешнего мира. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя, свои по­ступки из общего потока различных действий и событий.

В процессе овладения речью происходит одновременное разноуров­невое развитие фонематического слуха, словообразования, построения слов, грамматических и синтаксических форм. Такой характер развития обуслов­ливает ускоренный темп формирования у ребенка языковой системы в це­лом. Этот процесс начинается с младенческого возраста и заканчивается в основном к трем годам. Развитие речи осуществляется путем совершенст­вования ее содержания и структуры на основе усвоения социально значи­мых фонематических эталонов, путем социализации сенсорных форм рече­вого общения. Слогообразование и овладение словарным запасом представ­ляют собой процесс моделирования социальных эталонов более высокого синтетического уровня.

Функционирование вербальных моделей осуществляется не изолиро­ванно, а внутри формирующихся синтаксических конструкций, которые служат более совершенным средством общения, в отличие от его эмоцио­нальных неспецифических форм в младенческом периоде. Более высокий уровень речевой формы общения связан со свойствами ее как кода особого рода, который отличается полифункциональностью, высокой степенью рас­члененности и интеграции. Речевая система представляет собой сложное многоуровневое образование, где на основе природной дифференциации звуков и их комплексов возникает и развивается новый функциональный системный механизм, моделирующий объективную языковую систему об­щества.

1Сеченов И.М. Избранные произведения. - М, 1952.

2 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т, /Под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В.
Кузьминой. - М., 1980.

28

Формируясь в процессе общения и выполняя коммуникативную, прагматическую и познавательную функции, речь ребенка служит средст­вом выделения его из социальной среды и в то же время является механиз­мом адаптации к социальному окружению путем самоограничения своих желаний и потребностей в ответ на предписания взрослых. К трем годам дети способны произвольно изменить поведение и затормозить свои непо­средственные импульсы по словесному приказу взрослого. Это подготавли­вает ребенка к активному восприятию многообразных воздействий соци­ального окружения в последующий, дошкольный период, с которого начи­нается интенсивное социальное развитие психики1.

Широкий и многообразный диапазон социальных воздействий на ре­бенка в дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда социаль­но-психологических эффектов. Они возникают как в индивидной организа­ции при социализации психофизиологических функций, так и при форми­ровании структурных образований личности, субъекта общения, познания, деятельности и индивидуальности в их первоначальном виде. В процессе эволюции психики происходят качественные изменения в социальном раз­витии. В этот процесс постепенно вовлекаются все естественные формы психики, и он приводит к возникновению целого ряда психологических эф­фектов посредством речевой деятельности, вносящей инновационный принцип в работу мозга.

Под воздействием второсигнальных импульсов и в контексте решае­мых ребенком социально и личностно значимых задач происходят значи­тельные изменения чувствительности разной модальности. Важным эле­ментом социализации в этот период является включение в сенсорный и перцептивный опыт ребенка посредством общения и речи социально-фиксированных эталонов в виде овладения системой темперированных зву­ков, знания цветового спектра, набора геометрических форм. На этой осно­ве осуществляется упорядочение и систематизация сенсорного и перцеп­тивного опыта в целом путем использования операций сличения и сравне-

Лурия А.Р., Юдович Р.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956.

29

ния, группировки, классификации и сериации. Процессы восприятия стано­вятся направленными, сознательно регулируемыми и мотивируемыми ак­тами. Наблюдение в начале своего развития проходит стадии перечисления, описания, интерпретации. В качестве новых свойств, приобретаемых в этот период, выступает и признак осмысленности, когда воспринимаемый объ­ект связывается со словом, а чувственное и смысловое содержания перцеп­ции взаимообусловливают друг друга. Таким образом, возникает деятель-ностная структура процессов восприятия, и формируется субъект познава­тельной деятельности.1

Наряду с образной памятью, которая преобразуется под влиянием со­циальных факторов в том же направлении, что и перцепция, формируется и способность к запоминанию словесного материала. Кроме наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления, образуется новый сло­весно-логический уровень решения мыслительных задач. Таким образом, усложнение познавательной сферы ребенка характеризуется тем, что в ос­новных формах его психофизиологических функций образуются и как бы надстраиваются качественно новые вербализованные уровни.

Посредством речи происходит и формирование нового типа регуля­ции психики и поведения, складываются произвольные формы перцепции, памяти, внимания, мышления. Не только в процессе восприятия, но и при запоминании и решении разного рода задач ребенок начинает пользоваться различными способами и приемами, которые усиливают психическую дея­тельность, превращая ее в активный процесс, направленный на преобразо­вание получаемых знаний. В результате к концу дошкольного периода соз­дается принципиально новый познавательный аппарат, более совершенный с точки зрения требований социального взаимодействия и дальнейшего культурного и интеллектуального развития.

Под влиянием речи происходит развитие психофизиологических функций, их образных компонентов. Речь способствует определению смыс-

1 Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. ВВ. Давыдова, В.П. Зинченко. -М., 1986. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

30

ла явлений и их обобщению. Она не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует развитие элементов социализации. Благодаря речи и многообразию ее ролей складываются различные типы социализации индивидных структур и, прежде всего, в сфере психофизио­логических функций.

Обширный и разнообразный комплекс психических изменений и пре­образований в процессе социального развития способствуют формирова­нию инновационных элементов познавательной деятельности субъекта в ее различных модификациях, таких, как целенаправленность и способность решать отдельно от практических перцептивные, мнемические, мыслитель­ные задачи с использованием разнообразных по составу операций. Все это позволяет выделить основные признаки, по которым можно осуществить размежевание естественного и социального в развитии человека. К ним от­носятся: вербальность, произвольность, опосредствованность. Они форми­руются в процессе социализации индивидуальных форм психики и характе­ризуют наиболее высокий уровень ее развития. Естественным же формам психического развития присущи противоположные свойства, такие как не-вербальность, непроизвольность, непосредственность, которые хотя и со­храняют в ходе социогенеза свою относительную самостоятельность, но приобретают подчиненный высшему интеллектуальному уровню характер. Более высокий социальный уровень включает и подчиняет себе биологиче­ский, когда природное становится качественно иным и становится основой социального.

В работах Л.С. Выготского большое внимание уделяется культурному развитию дошкольника, ибо этот процесс неразрывно связан с ростом и со­зреванием ребенка. Так, развитие его речи служит хорошим примером ор­ганического слияния индивидуального, социального и культурного. Сте­пень социального развития зависит от меры включенности человека в раз­личные системы и уровни системы социальных отношений, институтов и организаций. Процесс социального развития включает в себя и формирова­ние у индивида его личностных качеств, поскольку личностные качества

31

предполагают такие свойства, которые характерны и для других индиви­дуумов. Социальное развитие выражается в становлении человека как субъ­екта деятельности, общения и познания. В соответствии со структурами и законами высшей, более сложной, социальной системы осуществляется преобразование качеств низшего уровня, в определенных пределах сохра­няющего свою самостоятельность. Уровень социального развития зависит от индивидуально-личностных и эмоционально-мотивационных особенно­стей, ценностных ориентации, интересов и черт характера ребенка. Элемен­ты личностей структуры начинают формироваться в дошкольный период. При этом наблюдается тесная связь личностных эффектов и тех глубоких изменений, которые происходят в психике и познавательной сфере ребенка.

Выбору первичных форм социальной ориентации способствуют раз­личные формы общения в кругу семьи, со сверстниками, со взрослыми, с внешним миром, включая социальное окружение. Личностные элементы формируются в процессе усвоения норм, правил, нравственных и духовных ценностей. Усваивая отдельные качества личности, ребенок руководствует­ся оценками "хорошо-плохо", при помощи которых различаются социально полезные и негативные поступки и действия. В начале ребенок эмоцио­нально относится к различным взаимодействиям с детьми и взрослыми, за­тем личностный компонент вкладывается в процессе социальной адаптации и усвоения общих требований взрослых к различным видам поведения и деятельности. В результате к пяти годам у ребенка появляется определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межлично­стных отношений. К концу дошкольного возраста ребенок сам пытается да­вать оценки своему поведению и поступкам.

В этот период психологические свойства (речь, ценностные ориента­ции, интересы, черты характера) сами начинают выступать в качестве внут­ренних факторов, влияющих на ход адаптации ребенка к социальной среде. В силу глубоких и разнообразных преобразований, которые неизбежны по мере вхождения ребенка в социальное окружение, дошкольное детство яв­ляется критическим переходным периодом, когда интенсивно развертыва-

33

интересующего нас периода является интенсивное развитие тех психиче­ских функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцеп­ции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

В развитии основных свойств перцепции наблюдаются две противо­речивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой - проявляется детализация и структурность перцеп­тивного образа. К концу дошкольного возраста появляется способность вы­членять форму объекта. Это означает, что только в данном возрасте проис­ходит истинное опознание уже знакомого ранее объекта. Способность детей выделять объекты по форме и контуру означает формирование целостности восприятия.

Естественный путь развития перцепции заключает в себе процессы роста и усиления ее основных свойств, их качественные преобразования. Способность дифференцировать объекты по форме, определять их струк­турные особенности интенсивно растет в дошкольном возрасте. Эта спо­собность является вместе с тем результатом качественной перестройки спо­собов перцептивных действий. К этому следует добавить, что ускоренное развитие основных характеристик перцепции и сенсорики осуществляется под усиленным влиянием речи в ее многообразных проявлениях.

Другая линия в развитии перцепции выражена в том, что появляются разного рода новообразования, которые являются результатом социальных воздействий и осуществляются также посредством речи. К ним относится усвоение социальных перцептивных эталонов геометрических фигур, цве­тового спектра, темперированного музыкального строя. Существенным но­вообразованием в дошкольном периоде является высшая социализирован­ная форма перцепции - наблюдение, которое связано с формированием оп­ределенных способов его осуществления и носит целенаправленный харак-

1 Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии до­школьного детства // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / Под ред. Журавлевой М.И., М., 1981.-с. 47-61.

32

ется многофазный процесс создания необходимых предпосылок для после­дующего формирования социальных навыков человеческого поведения, деятельности и общения.

По мнению Л.С. Выготского основным критерием для определения содержания конкретных периодов детского развития или возрастов являют­ся новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под новообразованиями понимается новый тип развития личности и ее дея­тельности, психические и социальные изменения, которые впервые возни­кают на данной возрастной ступени и которые в дальнейшем определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что возрастные изменения могут происходить как посте­пенно, литически, так и резко, критически. Период новорожденное™ харак­теризуется социальными предпосылками, которые генетически заложены в ребенке. В младенческом возрасте формируется готовность к социализации на основе развития разноуровневой структуры задатков. Следующий пред-дошкольный период характеризуется тем, что у ребенка развивается рече­вая деятельность и готовность к общению, что дает возможность подойти к следующему этапу в развитии - дошкольному детству. Дошкольный воз­раст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух ос­новных параметров - произвольности и вербальности - в развитии указан­ных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые опре­деляются разным характером и различной степенью выраженности процес­са социализации. Естественные индивидные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятель­ность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Характерной чертой

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..