Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

20

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Таблица №2

Фаза

Характеристика фазы

Первая

Фаза новорожденное™ до 10 суток

Вторая

Грудная фаза развития от 10 суток до 1 года

Третья

Раннее детство от 1 года до 3 лет

Четвертая

Среднее детство от 4 до 7 лет

Пятая

Старшее детство: • от 8 до 11 лет - девочки; • от 8 до 12 лет-мальчики

Подростковая

12-15 лет - девочки 13-16 лет - мальчики

Юношеская

16-20 лет - девушки 17-21 год- юноши

Зрелости

1-ый период- 21-35 лет - женщины, 22-35 лет -мужчины 2-ой период - 35-55 лет - женщины, 36-60 лет -мужчины

Пожилого возраста

56-74 года - женщины 61-74 года - мужчины

Старческая

75-90 лет

Долгожительства

Свыше 90 лет

В соответствии с обозначенной возрастной периодизацией можно на­звать основные стадии социализации - первичная, ранняя, подростковая, юношеская и взрослая. Однако именно в детском возрасте происходят каче­ственные изменения, оказывающие непосредственное влияние на все этапы жизни ребенка.

Термин "социализация" впервые появился в философских и социоло­гических работах в конце Х1Х-го века. Одним из первых, кто стал рассмат-

21

ривать социализацию как процесс развития в человеке его социальной при­роды, был Франклин Гиддингс. Со времен Ф. Гиддингса понятие "социали­зация" приобрело различные коннотации. Однако основное свое значение -"развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества" - сохранилось.

Степень социализации в детском возрасте находится в прямой зави­симости от эффективности его адаптации в постоянно меняющихся услови­ях среды обитания, овладения определенными навыками практической дея­тельности, нормами, ценностями, социальными ролями и др. Социальное становление ребенка во многом зависит от того, насколько ему удается со­ответствовать требованиям со стороны взрослых. Поощрения со стороны родителей, воспитателей и сверстников положительно влияют на процесс социальной адаптации ребенка. Одной их характерных особенностей, раз­вивающейся в ходе эволюции человека, является способность к художест­венно-образному мышлению. Искусство как специфическая человеческая форма интеграции психической деятельности стало своеобразным языком символов, звуков, красок, который оказался понятным людям всех эпох и поколений; его развитие стало важнейшим элементом социального насле­дования и обеспечило прогресс в качестве основного фактора культурного развития и социализации человека.

К примеру, в ХГХ веке в педагогике доминировала идея индивидуа­лизма, что всякая воспитательная программа должна приспосабливаться к личности ребенка. Утверждалось, что нет и не должно быть общего начала в воспитании, что каждая личность имеет свой путь индивидуального раз­вития. Культ индивидуальности доходил до крайности, когда встал вопрос о целесообразности существования самой школы как общей организации образования, одинаковой для всех питомцев. "Индивидуализм в педагогике неизбежно переходил в педагогический анархизм, имевший большой успех у нас в России".2

1Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М, 1997. - с. 6.

2 Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - с. 87.

22

Это индивидуалистическое течение в педагогике вызвало бурную дискуссию среди различных педагогических течений, в ходе которой поя­вился социальный аспект педагогического воздействия. Этот педагогиче­ский аспект получил широкое распространение во Франции, Германии и Америке. Социальная педагогика основное внимание перенесла на соци­альную среду, в которой развивается ребенок. Ибо индивидуально-личностные качества не могут развиваться изолированно от себе подобных, следовательно, организация процесса воспитания должна исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимо­действия, которое лежит в основе целостного развития ребенка. Личность никогда не может достичь идеала вне общества. "Социальный смысл воспи­тательного воздействия обнаруживается в том, что мы готовим дитя для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной обстановки"1. Это не устраняет и не отодвигает задач развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этой задаче особенный смысл. "Развивать силы и особенности ребенка нужно не для него самого, но для социального целого, поскольку только в обществе, в социальном общении каждый из нас становится человеком, и, только живя для общества, мы раз­виваем свои индивидуальные силы"2.

Детство создает оптимальный фон для обеспечения раннего социаль­ного развития. Ибо основной закон природы детства, по К.Д. Ушинскому, гласит о том, что "дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью"3. В процессе дея­тельности ребенка приобретается чувственный опыт, формируются навыки вербального общения, система мотивации. В детском возрасте происходит становления основных видов восприятия мира, формируется свое представ­ление о предметах и явлениях. Для детского периода развития характерны

1Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. - с. 102.

2 Писанина Т.В. Теоретические основы социального воспитания второй половины XIX в. В сб.: Общество,
образование, человек. -Ярославь, 1998. -с. 331.

3 Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия: Для детей, родителей педагогов: Ч. 1. - Новосибирск, 1998.
- с. 118.

23

начальные этапы социализации, социальной адаптации, рационального и абстрактного мышления, возникновение фантазии, способности устанавли­вать причинно-следственные связи, подражания, впечатлительность от по­ступков взрослых и использование ролевых моделей сверстников.

Под социальной адаптацией современная педагогика понимает "спо­собность ребенка к социальному, нравственному, бытовому (физическому и коммуникативному) выживанию, статусному самоутверждению, сотрудни­честву в существующих и в новых, ожидаемых и непредвиденных обстоя­тельствах, готовность выбрать различные способы жизнедеятельности, со­храняя свою индивидуальность".1

На основе вышеизложенного можно сделать общие выводы. Социо­культурное развитие ребенка осуществляется в несколько этапов. На пер­вом этапе происходит его физическое приспособление к социуму, к среде обитания, определение и усвоение своей экологической ниши как ниши безопасности. Для этого этапа характерны осмысление своего внутреннего мира и его адаптация к внешнему миру. Ребенок активно осмысливает ок­ружающий мир себе подобных, среду обитания, находит в ней смысл, уста­навливает связи в различных микросоциумах. Второй этап - постижение самого себя, формирование "я-концепции", постижение окружения, дости­жение определенного уровня социального развития. Основными показате­лями ранней социализации дошкольника является контакт с окружающим миром людей, семьей, самостоятельность, самовоспитание, самообучение, саморегуляция. Более высоким уровнем адаптации и социализации ребенка можно считать такой, когда ребенок занимает лидирующие позиции в своем окружении, общении с себе подобными, родителями, воспитателями, педа­гогами во всем их многообразии, когда обозначаются социальные и эстети­ческие черты, вырабатываются необходимые навыки установления контак­тов в различных микросоциумах. При этом духовное развитие и социальное становление ребенка происходят в противоречивой ситуации между реаль-

1 Вульфов Б.З., Иванов И.Д. Основы педагогики. - М., 2000. - с. 604-605.

24

ным уровнем его социокультурного развития и формами взаимодействия с окружающим социальным миром и культурной средой.

25

1.2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выявление социальной сущности человека предполагает изучение различных путей, способов и возможностей социального развития ребенка, которое осуществляется на протяжении всей его жизни. Социальное разви­тие начинается в раннем детстве, поскольку ребенок с момента рождения находится в социальной среде и с ней взаимодействует. Вначале этот про­цесс проявляется в социализации индивидуальных форм психики ребенка. Для того чтобы социализация осуществлялась эффективно, необходимы предпосылки в виде естественных форм познавательной деятельности, тем-пераментных особенностей, сферы естественных потребностей, приобрете-

г

ния опыта эмоционального невербального общения.

Однако эти формы социализации носят незавершенный характер, и их дальнейшее развитие происходит в более зрелом возрасте. Процесс соци­ального развития человека связан с накоплением с передачей социального опыта из поколения в поколение. Содержание этого опыта аккумулируется в духовной и материальной культуре и определяется характером общест­венно-экономической формации в системе социально-экономических от­ношений. Именно социальная направленность во многом влияет на процес­сы индивидуального развития человека, межличностного взаимодействия и включения его в различные структуры общественных отношений.

В дошкольном периоде детства можно выделить несколько качест­венно различных фаз социального развития. Особенность первой фазы -новорожденное™ - состоит в том, что она содержит предпосылки социали­зации индивидных свойств и всех последующих форм социального разви­тия. Положение о том, что предрасположенность человека к социальному развитию предусмотрена его наследственностью, что человеческое сущест­во социально генетически, не раз подчеркивалось в исследованиях по пси­хологии и педагогике раннего детства.

26

Вторая фаза относится к младенческому возрасту, когда формируется психологическая готовность к социализации на основе развития разноуров­невой структуры задатков. В младенческий период происходит интенсивное формирование доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, за исключение представлений. При особой чувствительности к разнообразным воздействиям взрослых (речевым, эмоциональным и др.), обеспечивающим удовлетворение жизненно необходимых потребностей ребенка, появляется целый комплекс неспецифических форм общения, а также эмоциональная избирательность поведения. Именно в этот период жизни обнаруживается многообразие воздействий ребенка на взрослого в виде жестикуляции, голосовых, общедвигательных и эмоциональных реак­ций. Это дало основание Д.Б. Эльконину1 сделать вывод о том, что эмоцио­нальное общение со взрослыми представляет собой ведущую деятельность младенца, на фоне и внутри которой формируются ориентировочные и сен-сомоторные манипулятивные действия. Эмоциональное общение в качестве основного фактора развития определяет специфику младенческого возрас­та. В этот ранний период жизни, наряду с естественными формами психи­ческого развития, закладываются предпосылки для формирования субъекта общения, познания, деятельности и личности.

Следующая, третья, фаза подготовительного периода - преддошколъ-ный возраст - характеризуется тем, что на ее протяжении формируется ос­новной и универсальный механизм социализации и социального развития в целом - речевая деятельность, которая создает инструментальную готов­ность ребенка к его последующему социальному развитию. Овладение ре­чью и общение, познавательная и практическая, предметно-манипулятивная активность способствует образованию обобщенной и элементарной формы самосознания, собственного "я". Это начало построения социальных свойств как бы "сверху", с образования высших элементов личности и субъ­екта деятельности - самосознания, а не только "снизу", с развития их осно­вы в виде индивидных свойств. К концу преддошкольного возраста "я" ре-

1 Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988.

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..