Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

16

Среди наиболее характерных черт детского возраста важно особо вы­делить чувственное познание, которое осуществляется через систему дет­ских представлений образов и настроений. Детские возрастные пережива­ния предстают, с одной стороны, как способ ребенка воспринимать по-своему мир, в котором он живет. А с другой - как эти переживания влияют на усвоение социальных норм и культурных ценностей. Взрослые создают социокультурный мир, а дети впитывают культуру этого мира на уровне чувств и переживаний. В процессе эмоционального приобщения ребенка к культуре происходит его социализация в мир взрослых.

Движущей силой социального воспитания и развития в широком смысле слова является взаимодействие обучения, воспитания и социокуль­турной среды. В этом контексте появляется острая необходимость осмыс­ления роли социокультурного пространства, в котором формируется содер­жательно-воспитательная сторона детства ребенка как составной части это­го процесса. Довольно целостное представление о социокультурном воспи­тании детей в различные исторические периоды дает типологическая мо­дель, разработанная К. Лангмейером и 3. Матейчиком1. Она представлена в наглядной форме в виде таблицы.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ТИПЫ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ В XV-XX ВВ. В ЕВРОПЕ

Таблица №1

Историче­ский пери­од

Культурные модели воспитания детей

Модель со­циализиро­ванного ре­бенка

Основной недостаток в удовлетво­рении по­требности

Модель де-привиро-ванного ре­бенка

Развитие социальной помощи

Средневековье

1. Короткое детст­во. 2. Сложная расши­ренная семья патриархального типа. 3. Зависимость се­мьи и разновоз-

Ребенок как маленький взрослый

Неприятие или отверже­ние группой (семьей)

Отвергнутый ребенок (найденыш)

Сиротские дома и госпи­тали при мо­настырях

1 Лангмейер К., Матейчик 3. Психическая депривация (изоляция) в детском возрасте. - Прага, 1984. - с.35.

17

Историче­ский пери­од

Культурные модели воспитания детей

Модель со­циализиро­ванного ре­бенка

Основной недостаток в удовлетво­рении по­требности

Модель де-привиро-ванного ре­бенка

Развитие социальной

ПОМОЩИ

растных групп.

XVTJ-XIX вв.

1. Удлиненный пе­риод детства. 2. Простые формы патриархальной семьи. 3. Повышение эф­фективности в семье, рост дис­циплины вне се­мьи (в школе).

Идеал при­стойного ре­бенка

Недостаток обществен­ной дисцип­лины и хо­роших нравов

Морально покинутый ребенок

Школы с воз­растным ог­раничением

Вторая поло­вина XIX в.

1. Продленное дет­ство. 2. Высокая эффек­тивность и дис­циплина внутри семьи, иерархия авторитета в се­мье. 3. Подчеркивание личной морали.

Идеал мо­рального дет­ства

Недостаток авторитета (отец) и эф­фективности (мать)

Ребенок без родителей (сирота, вне­брачный ре­бенок)

Воспитатель­ные учреж­дения, благо­творительная социальная помощь

Начало XX в.

1. Умеренная дис­циплина. 2. Снижение аф-фективности. 3. Общезначимые моральные цен­ности.

Идеал обра­зованного ребенка

Недостаток руководства в семье (соци­альная запу­щенность)

Морально опускающий­ся ребенок из семей "на периферии" общества

Социальная помощь, на­родное про­свещение и обществен­ное образо­вание

Вторая чет­верть XX в.

1. Понижение авто­ритарности. 2. Рост рационали­зации и либера­лизации отноше­ний.

Идеал ребен­ка, добиваю­щегося успе­ха

Недостаток рациональ­ной заботы и воспитания

Воспитатель­но-запущенный ребенок

Обществен­ная социаль-но-медицинская помощь

Послевоенный период

1. Возрастающая эффективность в малой нуклеар-ной семье. 2. Сосредоточение эффективности внутри семьи.

Идеал эмо­ционально приспособ­ленного ре­бенка

Недостаток эмоциональ­ных связей в малой семье

Эмоциональ-но-депривиро-ванный ребе­нок ("мате­ринская де-привация")

Забота о пси­хическом здоровье, замещающая семейная за­бота

Современные тенденции

1. Умеренно рас­тущая эффектив­ность. 2. Открытость и планирование, подчеркивание дисциплины.

Идеал сенси­тивного ре­бенка

Недостаток осмысленно­го отношения к миру и са­мому себе

Отчужден­ный ребенок

Социально-психологиче­ские службы

В таблице обозначены основные исторические периоды в их динами­ке, начиная со Средневековья и заканчивая современными тенденциями. Здесь же даны основные типологические характеристики культурных и со­циальных моделей воспитания детей. Так, формы "античной" жизни требо-

18

вали неразрывного единства знания и умения, когда к искусству относились не только как к художественному творчеству, искусность касалась любого ремесла, это умение и мастерство, которые составляли суть любой профес­сии (гончарное, врачебное, рыболовное, охотничье, ткацкое искусство, ис­кусство верховой езды и т.д.). В основе античной педагогики, в том числе и музыкальной, лежало стремление к приобретению самых разнообразных знаний и практических навыков, приобщение к высоким нравственно-этическим идеалам. Не случайно в трактате Псевдо-Плутарха "О музыке" сказано, что "мудрейший Хирон" был одновременно учителем музыки, справедливости и врачевания.

В различных городах Греции имели место свои характерные особен­ности воспитания и образования, однако в каждом из них музыка занимала ведущее место. Интересные сведения о музыкальном воспитании в Аркадии приводит Афиней. В этом городе "закон предписывал детям с младенчества практиковаться в пении гимнов и пеанов (хоровых гимнов)". Вслед за этим они учили номы (законы). Главной целью музыкального воспитания явля­лась не подготовка музыкантов-профессионалов, а такое приобщение к му­зыке, которое способствовало бы повышению общей культуры и развитию музыкальности. По этому поводу Аристотель недвусмысленно заметил: "...мы исключаем профессиональное обучение ... ибо тогда исполнитель занимается музыкой не ради усовершенствования своей нравственности, а для удовольствия слушателей..."1. Музыка взаимодействовала с поэзией, и текст песнопений также оказывал благотворное воздействие на формирова­ние личности своими художественными достоинствами и, конечно, содер­жанием. В качестве "основного инструмента" музыкального воспитания вы­ступала лира. Она давала возможность учащимся приобщаться не только к музыке как таковой, но и сопровождать свое пение звучанием лиры. Из-за своей простоты лира была доступна многим и являлась надежным провод­ником в прекрасный мир искусства.

1 Аристотель. Поэтика. - М., 1957. - с. 85.

19

Дамон Афинский (вторая половина V в. до н.э.) современниками счи­тался разносторонним педагогом, способным руководить учеником "в чем угодно". Важное значение Дамон придавал воздействию музыки и танце­вального искусства на формирование характера. Он был глубоко убежден, что воспитание хорошего музыкально-художественного вкуса является од­ним из необходимых условий формирования нравственной чистоты.

Греки искренне верили, что боги дали людям музыку не ради услаж­дения слуха, а чтобы сохранить соразмеренность и гармонию в душе и по­ступках (Плутарх)1. Они считали, что музыка является важным, но лишь одним из средств гармонического воспитания нравственной красоты и фи­зического совершенства человека. Эстетика и педагогика древних греков акцентировали внимание на важности эмоционального и логического ос­воения музыкального материала, без которых невозможно воспитательное воздействие на человека.

В музыкально-педагогических целях широко использовались пред­ставления, способствующие формированию высоконравственных устоев, которые служат основой развития образования и культуры. В воспитании, считал Аристотель, "необходимо пользоваться нравственными критериями из песен". Так, по свидетельству Аристотеля, спокойная музыка "воспиты­вает характеры и успокаивает людей бурного нрава и тех, чьи мысли ка­призны"2.

Социокультурная направленность воспитания непосредственно свя­зана со знанием возрастных и физиологических особенностей не только де­тей, но и взрослых. В этой связи важно знание основных периодов жизни человека. Довольно четкая и полная возрастная периодизация представлена в таблице №2.

Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г. Носков. - М: Мысль, 1990. -с. 173-174. 2 Аристотель. Поэтика. - М., 1957. - с. 98.

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..