Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

10

l, валась философская, педагогическая, психологическая, социологическая,

культурологическая, музыковедческая литература. Изучался опыт работы образовательных учреждений художественно-музыкальной направленно­сти, отечественный и зарубежный опыт. Осуществлялось теоретическое ос­мысление и обобщение опыта работы специалистов различных профилей искусства. Определялась проблема, объект, предмет, цель и задачи исследо­вания.

Второй этап — постановочно-преобразующий(1995-1996). Уточне­
ны психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность
художественно-музыкальных занятий. Апробирована инновационная мето-
|: дика для определения уровня музыкального и социокультурного развития

дошкольников. Начато поэтапное апробирование обучающей программы с вкраплением в нее социокультурных элементов. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности программы, строящейся на коррекционно-педагогическом воздействии на детей.

Третий этап - итоговый(1997-2000). Проведен содержательно-методологический анализ авторской программы музыкального воспитания "Войди в мир музыки", коррекционных мер, направленных на эмоциональ­ное, эстетическое музыкальное развитие. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы, осуществлено литера­турное оформление работы.

Научная новизна исследования:

  • музыкальное обучение и воспитание рассматривается как педаго­
    гический процесс, способствующий социокультурному развитию
    ребенка;

  • впервые применен термин "социокультурное развитие" к данной
    возрастной группе;

  • выявлена ведущая роль музыкально-игровой деятельности и обще­
    ния в социокультурном развитии и личностном становлении до­
    школьника:

11

• на основе опытно-экспериментальной деятельности разработана и
апробирована инновационная методика музыкального воспитания,
направленная на социокультурное развитие дошкольников.

Теоретическая значимость исследования:определена социокуль­турная природа детства; выявлены тенденции социокультурного воспита­ния в различные исторические эпохи; создан социально-психологический портрет детей; определена социокультурная направленность музыкального воспитания.

Практическая значимость исследованиясостоит в разработке и апробации авторских методик и программы музыкального воспитания в общем контексте социокультурного развития детей дошкольного возраста. Программа может быть использована в учебно-воспитательном процессе ДМШ, школ искусств, центров культуры и искусств, культурно-досуговых учреждениях.Базой для эксперимента стала эстетическая школа искусств при Центре детей и юношества "Россия молодая" г.Москвы.

Положения, выносимые на защиту.Основными условиями социо­культурного развития ребенка в процессе музыкальных занятий являются:

  • учет социально-психологических возможностей детей;

  • развитие музыкальных способностей через вхождение в микросо­
    циум, где взаимодействуют дети и взрослые;

  • взаимосвязь знаний, умений и навыков с социальными нормами и
    духовно-нравственными ценностями;

  • целостная совокупность разнообразных средств музыкально-
    педагогического влияния на социальное развитие личности ребен­
    ка;

  • приобщение детей к музыке в сочетании с поэтическим словом,
    сюжетом и музыкально-игровым действием способствует социо­
    культурному развитию дошкольников.

Апробация результатов исследования.Положения исследования нашли отражение на научных конференциях и в публикациях:

12

  • Культура в контексте социализации личности // Культура России
    на рубеже столетий. Тезисы докладов Международной научно-
    практической конференции 22-23 февраля 1996 года. - М, 1996. -
    0,5 п.л.;

  • Понятие, сущность и формы социализации личности. - МГСУ,
    1996.-0,5 п.л.;

  • Влияние музыкального творчества на социальное развитие ребен­
    ка. - МГУК, 1997. - 0,3 п.л.;

  • Культурно-гуманистические принципы образования в современ­
    ной социокультурной ситуации. - МГУК, 1997. - 0,3 п.л.;

  • Взаимодействие музыки и игры в детском творчестве // Духовные
    ценности и молодое поколение. Тезисы научно-практической кон­
    ференции молодых ученых. Москва, 25-26 марта 1998 года. -
    М.,1998. - 0,3 п.л.;

  • Детство - социокультурный феномен // Методические рекоменда­
    ции дошкольного воспитания. - М.: Изд. "Гриф-фонд", 1999. - 0,3
    п.л.;

  • Социально-педагогическое значение детства // Парадигмы XXI ве­
    ка: информационное общество, информационное мировоззрение,
    информационная культура. Материалы Международной научной
    конференции. Краснодар, 16-18 сентября 2002 года. - Краснодар,
    2002. - 0,3 п.л.;

  • Социально-педагогическая компонента культурного развития до­
    школьника // Социально-культурная деятельность: поиски, про­
    блемы, перспективы. Сб. статей. - М.:, 2002. - 0,5 п.л.

Структура диссертации.Поставленная цель и задачи предопредели­ли структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заклю­чения и списка использованной литературы.

13

ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬ­НОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА ДЕТСТВА

"Все начинается с детства..." - это не просто крылатая фраза, а прин­ципиально важное положение для целостного осмысления этого сложного и специфичного феномена детства. В детском возрасте как многогранной своеобразной призме преломляются и физиологические, и психологические, и возрастные, и индивидуальные, и социальные, и культурные свойства ре­бенка.

В нашей работе термин "детство" используется как понятие, которое акцентирует внимание на конкретной фазе развития человека и характери­зуется определенным качественным состоянием и процессом формирования этого состояния. Производные от термина "детство", такие как "детское со­общество", "детская группа", "мир детства", "детская субкультура" и т.д., -все они рассматриваются нами как понятия, отражающие разные грани кон­тинуума ребенка. Детский возраст мы рассматриваем не в физиологическом или психологическом, а в срезе социокультурного характера. При этом осо­бое внимание уделяется основным периодам становления и взросления че­ловека в соотнесении жизни ребенка с социальным и культурным аспекта­ми. Традиционно считается, что начало детства совпадает с актом рожде­ния, а конец - с началом полового созревания и выполнением различных социальных ролей. Однако взросление ребенка обусловлено различного ро­да факторами.

Одним из ключевых факторов, характеризующих процесс развития ребенка, является его возрастная периодизация. Она включает в себя до­вольно широкий диапазон возрастных граней взросления ребенка. Возрас­тная периодизация фиксируется по разным основаниям, но чаще всего она содержит в себе вариативное сочетание физиологических, психологических

14

и социальных черт. Исследователь Л.С. Выготский1 выделяет следующие возрастные периоды:

  • Кризис новорожденное™;

  • Младенчество (2 месяца - 1 год);

  • Кризис одного года;

  • Раннее детство (1-3 года);

  • Кризис трех лет;

  • Дошкольный возраст (3 года - 7 лет);

  • Кризис 7 лет;

  • Школьный возраст (8-12 лет);

  • Кризис 13 лет;

  • Пубертатный возраст (14-18 лет);

  • Кризис 17 лет.

Важно подчеркнуть, что к 2-3-летнему возрасту формируются основ­ные черты личности и мироощущения маленького человека, устанавлива­ются ранние социальные связи и отношения, накапливается большое коли­чество ярких впечатлений и наблюдений, которые на многие годы могут определять поведение взрослого человека. Эти впечатления "запечатывают­ся" в структуру бессознательного "сектора" психики, что в дальнейшем влияет на формирование определенного типа поведения взрослого челове­ка, хотя он может и не осознавать этого.

В детском возрасте психические функции в начале проявляются во взаимодействии с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными внутренними чертами самого ребенка.

Другими не менее важным фактором является обозначение основных ступеней социализации ребенка. Уровень его социализации находится в прямой зависимости от эффективности его адаптации в постоянно меняю­щихся условиях среды обитания, овладение определенными навыками практической деятельности, нормами, ценностями, социальными ролями и

1 Выготский Л.С. Детская психология. // Собр. соч. Т. 4. - М, 1989. - с. 47.

15

др. Первичная, ранняя социализация ребенка происходит в процессе семей­ного общения и воспитания, в результате активного родительского влияния. Семья занимает важное место в системе социального воспитания. Семья как социальный институт выполняет ведущие социально-культурные и воспи­тательно-образовательные функции. Особая ценность семейных форм ран­ней социализации детей состоит в том, что в них включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: родители-дети, дети-дети, родители-дети-родственники. Вариативность этих контактов придает се­мейному общению эмоциональную привлекательность, душевность, тепло­ту. Внутрисемейное общение и отношения выполняют социализирующую функцию и благотворно влияют на создание благоприятного психологиче­ского микроклимата в семье.

Степень социализации во многом зависит от того, насколько ребенку удается соответствовать требованиям со стороны взрослых. Если он преус­пел в этом, то такой тип поведения часто закрепляется, и ребенок не хочет взрослеть. Это нежелание или боязнь взрослеть может сохраняться и в бо­лее зрелом возрасте. Таким образом формируются инфантильные люди, стремящиеся сохранить детство, неспособные вступить во взрослую жизнь, а тем более найти в ней свое место. Отчасти это подкрепляется романтиче­ским ореолом детства, созданным рядом известных русских писателей.

Социализация как неотъемлемый компонент процесса формирования личности выражает типичные черты ее общественного становления и адап­тации в социуме. Вначале ребенок изучает окружающий его мир, устанав­ливает различные связи, находит в них смысл. Затем он постигает самого себя, окружающих, достигает определенного уровня своего социального развития. Наиболее высоким уровнем социализации ребенка можно считать такой уровень, когда ребенок занимает лидирующие позиции в своем окру­жении. В общении со сверстниками, родителями, воспитателями, педагога­ми во всем его многообразии и целевой направленности вырабатываются необходимые навыки установления контактов в различных микросоциумах.

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..