Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

121

редакция), И.С. Бах "Шутка" из оркестровой сюиты №2 (облегченная ре­дакция М. Андреевой), "Кубинская песня" (обработка М. Андреевой) и др.

В методике обучения игре на инструментах важно установить после­довательность выполнения различных музыкальных заданий. Как и во вся­ком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивиду­альной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях. Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок, дети справляются с двумя трудностями: воспроизве­сти ритмический рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет ос­воение приемов правильного звукоизвлечения, предлагается детям более легкое задание - воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения.

Детям дается следующее упражнение любого ритма "Музыкальное эхо". Дети распределяются на 3 линии:

  1. линия - стучит палочками;

  2. линия — стучит носком ноги;

  3. линия - постукивает пальцами руки по ладони другой руки.

На следующих музыкальных занятиях проводится индивидуальный опрос: дети исполняют эту песенку на разных звуках (пластинках). Им на­зывают ноты (расположение их на пластинках детям знакомо): "Сыграй на ноте ми, на ноте до" и т.д. Дети хорошо поют и аккомпанируют себе на ме­таллофоне, только хорошо выученную песню. Разучив несколько ритмиче­ских попевок, можно перейти к выполнению следующих заданий - сначала учить попевки, состоящие из близких интервалов, а затем из более широ­ких. Поэтому после упражнений на одном звуке целесообразно играть по­певки, построенные на этом интервале (например, русскую народную по-певку "Сорока-сорока", "Гармошка" Е. Тиличеевой и др.). Все эти упражне­ния использовались и на занятиях ритмики.

122

Широкое распространение в начале ХХ-го века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским му­зыкантом-педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, па­мять, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движение. В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана Н.Г. Александровой, М.А. Румер, Е.В. Коноровой, В.А. Гринер и др. При­менительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман и их учениками М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зиминой и др.

Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комби­нируя (на основе ранее воспринятого). Музыка и движения рассказывают о чем-то, выражая торжество, праздничное веселье, ощущение радости труда, восхищение природой или сочувствие несчастью и т.д. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но посто­янно возникающая ситуация - необходимость действовать под музыку -развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют быстрой реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быст­ро и точно его тормозить. В игре "Медведь и зайцы" дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока "медведь" не уй­дет. Музыка В. Ребикова, передающая образ большого медведя, насторажи­вает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность.

Музыкально-ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество

123

исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мими­ка, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети прояв­ляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры.

Занятия ритмикой плодотворно влияют на развитие личностных ка­честв ребенка: музыкально-эстетических, эмоциональных, волевых и позна­вательных. Для занятий ритмикой брался репертуар, уже использованный для пения, инсценировки и игре на детских музыкальных инструментах: И. Гайдн "Оксфордская симфония", Л. Бетховен "Экосез", П. Греганинов "Марш", "Послушные ладошки", Н. Метлов "Часы", "Поезд", Ю. Слонов "Пришла зима", Г. Курина "Киска", И. Ковнер "Елка", В. Калинникова "Тень-тень", Е. Тимичеева "Что нам нравится зимой", А. Островский "Ново­годняя хороводная", А. Гретри "Спор", Ш. Решевский "Угощение", Е.Л. Бекман-Щербин "Дед и внуки", Н. Носов "Кузнечик", Ю. Энтин "Чун-га-Чанга", В. Шаинский "Песенка крокодила Гены", "Песенка об улыбке", Ф. Шуберт "Экосез", "Вальс", М. Глинка "Детская полька", Г. Гладков "Львенок и черепаха" и др.

В соответствии с основными задачами детского дошкольного музы­кального воспитания, которое опирается на 4 основных вида: слушание му­зыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические упражнения, диссертанткой был создан детский музыкальный театр. В детском музыкальном театре "Улыбка" воплощались все задачи музыкального дошкольного воспитания комплексно 2 раза в неделю по 45 минут.

Основной задачей детского музыкального театра "Улыбка" является создание условий для развития музыкальных способностей и культурных

124

потребностей у детей, а также приобретение первоначальных сведений по музыкальной грамоте. В музыкальном театре осуществлялись постановки спектаклей к праздникам: "Новый год", "8 Марта", "День Победы", "Конец учебного года".

Дети 3-4 лет участвовали в постановках спектаклей по мотивам рус­ских народных сказок, музыка М. Иорданского "Сказка про репку", "Тере­мок". Дети 4-5 лет - по мотивам сказок К. Чуковского "Муха-Цокотуха", "Тараканище" и к ним музыкально-ритмические зарисовки. Дети 5-6 лет -исполняли роли в сказках: по мотивам сказки Ш. Пьеро, музыка Б. Чайковского "Кот в сапогах", по мотивам сказки С. Маршака, музыка Н. Александровой "Кошкин дом"; Н.П. Римский-Корсаков "Золотой пету­шок". Дошкольники всех возрастов участвовали в совместном проекте му­зыкальном празднике к концу учебного года "По следам Бременских музы­кантов", сказка В. Ливанова и Ю. Энтина, музыка Г. Гладкова, где все вме­сте пели, читали стихи и выполняли музыкальные зарисовки.

В музыкальном театре в синтетической форме реализовывались зна­ния ребенка, полученные в процессе музыкальных занятий: прочтение сти­хов, исполнение песен, танцев, заучивание роли, вхождение в образ, испол­нение произведений на музыкальных инструментах, выступление на сцене "Сказочного мира" и др. Родители тоже были включены в учебный процесс: шили костюмы, готовили декорации.

Требования, заложенные в авторской программе, соответствуют цели и задачам художественного воспитания и образования, обозначенным в Концепции художественного образования в России. Они ориентируют на общемузыкальное развитие, приобщение к творческому музицированию. Подобная музыкальная деятельность развивает такие важные личностные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, актив­ность, инициативность и самостоятельность. Программа ориентирует на развитие углубленного интереса к музыке, на серьезное отношение к обще-

125

образовательным и музыкальным и теоретическим дисциплинам, создает эмоциональное благополучие ребенка. Данная программа музыкального воспитания апробирована и может использоваться в культурно-досуговых учреждениях, центрах эстетического воспитания, школах искусств с учетом специфики их работы.

126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что проблема социокультурного развития в процессе музыкального воспитания дошкольников продолжает оставаться актуальной в аспекте как ее теоретической разработки, так и фактической ее реализации. Анализ педагогических основ музыкального воспитания в контексте социокультурного знания позволил выявить ряд важных его особенностей, специфику и характерные черты. Социальный смысл воспитательного воздействия обнаруживается в том, что индивиду­альные качества личности не могут развиваться изолировано. Следователь­но, воспитание должно исходить не от отдельного ребенка, а от социально­го целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе его целостного развития. Это не устраняет и не отодвигает задач развития ин­дивидуальных черт и свойств, способностей и особенностей ребенка, а при­дает этому развитию более содержательный смысл, поскольку только в об­ществе, межличностном общении человек становится личностью. И только живя в социуме, мы развиваем свою индивидуальность.

Социокультурное развитие и взросление ребенка происходят благо­даря индивидуальным, психологическим, физиологическим, возрастным и другим факторам. При этом важно иметь в виду, что возраст понятие не только физиологическое, но и социальное, с ним связано выполнение опре­деленных социальных функций и ролей. За возрастными группами закреп­ляется тот или иной социальный статус, поэтому социально-психологичес­кий смысл возрастного деления полнее проявляется в контексте развития ребенка в процессе общения и динамики его отношений к окружающему миру, его интересов и потребностей к различным видам деятельности, в том числе и музыкальной.

Дошкольный возраст - возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. На их уровне ребенок обобщает свой непосредственный опыт,

127

выделяет наиболее важное, формирует свое отношение к реальности. Одна­ко его социальное становление определяется его жизненным опытом. В процессе игровой деятельности, общения со сверстниками, взрослыми, со­вместной деятельности, освоения социокультурной среды и приобретения опыта у ребенка с возрастом происходит переход от начальной ступени к более высокому уровню развития, познания и мышления. На этой основе формируются новые социальные и культурные черты, позволяющие до­школьнику легче приспособиться к социальным условиям, социокультур­ным нормам и правилам жизни в социуме.

Знание физиологических, возрастных, психологических особенностей дошкольника и общих закономерностей психологического развития детей позволяет социальным педагогам компетентно осуществлять их социокуль­турное развитие на основе использования воспитательных методов, адек­ватных названным чертам детского возраста. Ранняя социализация в до­школьном возрасте является одной из необходимых ступеней дальнейшего социокультурного развития, где есть взаимосвязь между социализирующим началом и культурным развитием в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Социализация предполагает освоение человеком определенной системы знаний, ценностей и норм, позволяющих ему действовать в качест­ве полноправного члена общества. Социально-гуманистическая ориентация дошкольного учебно-воспитательного процесса способствует обозначению целостной картины детства как "колыбели" взрослого человека, со своими социальными и духовными потребностями.

Одним из условий эффективного духовно-нравственного и социаль­ного развития является не приспособление детей к общепринятым формам социального бытия, не формальная подгонка под определенный социаль­ный стандарт, а ориентация на установление гуманистических отношений, основанных на знании индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка. От того, насколько педагогически целесообразно ис-

128

пользуются различные виды музыкальных занятий, соответствующие своим содержанием интересам ребенка, возможностям его индивидуальных про­явлений, зависит базис личностной культуры, соответствующий общечело­веческим духовным ценностям. Ибо в сегодняшнем детстве закладываются предпосылки дальнейшего развития демократии в Российском обществе, для создания сообщества, основанного на принципах мира и согласия на основе развития эстетических, духовных и нравственных личностных черт ребенка. Отсюда в качестве целевых установок гуманистически сориенти­рованной культурной политики может выступать не только умственное раз­витие детей, их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, по­полнять свои знания, но и развитие способностей участвовать в совместной социокультурной деятельности.

Одним из важных условий социокультурного развития ребенка явля­ется постоянное воспитательное влияние и акцентирование внимания на его индивидуальную неповторимость, стимулирование элементов творчества во всех видах деятельности, в единстве ее уникальных и универсальных свойств. Реализация установки на социокультурное развитие в процессе му­зыкального воспитания на основе поиска, диагностики и передачи элемен­тов творчества будет содействовать становлению и совершенствованию ин­дивидуальных, социальных и культурных свойств личности ребенка.

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..