Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

115

мента, на занятиях и вне их; развивать музыкальный слух, память, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длитель­ность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, заме­чать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль); развивать певческий диапазон, преодолевая монотонное "гудение" у низко и неточно поющих детей; помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музы­кальных инструментах.

Программа по пению с детьми включала: И. Арцебашева "Уточка", "Два кота" (польская народная песня), Н. Метлов "Часы", "Поезд", Е. Тили-чеева "Ручеек", М. Раухвергер "Солнышко", Г. Эрнесакс "Паровоз", Г. Ку­рина "Киска", Ц. Кюн "Мыльные пузыри", З.В. Павленко "Капельки", "Пой­ду ль, выду ль я" (русская народная песня в обр. С. Бодренкова), Ю. Слонов "Пришла зима", "Птичий дом" (ритмический рисунок), И. Ковнер "Елка", В. Шаинский "Песенка крокодила Гены", "Ходила младешенька по бороч-ку" (русская народная песня в обр. Н. Римского-Корсакова) и др.

Для инсценировки были взяты следующие песни: В. Калинникова "Тень-тень", Е. Тиличеева "Что нам нравится зимой", А. Островский "Ново­годняя хороводная", А. Гретри "Спор", Ш. Решевский "Угощение", Е. и Л. Бекман "Дед и внуки", немецкая народная песня "Гусята", Е. Крыла-тов "Колыбельная медведицы", Н. Носов "Кузнечик", Ю. Энтин "Чунга-Чанга", В. Шаинский "Песенка об улыбке" и др.

Дети пели песенки, отдельные попевки и гамму с названием звуков (в до мажоре). Это развивает слух и дает знания по музыкальной грамоте. Пе­сенный материал выбирался наиболее простой, с короткими фразами, лег­ким ритмом. Мелодии эти хорошо знакомы детям, так как начало обучения связывалось у детей со слуховыми и зрительными впечатлениями, поэтому использовались заранее приготовленные таблицы с нотным текстом, так как

116 черные ноты, нарисованные на бумаге, воспринимаются лучше, чем белые,

написанные на доске.

Для изучения нотной грамоты брались следующие произведения: Ю. Чичков "Котята", "Мышка", белорусская народная песня "Сел комарик на дубочек", М. Старокадомский "Зимняя пляска", украинская народная песня-считалочка "Куры, гуси да индюшки", считалочка "На лугу увяли фи­алки", игра "Живая гамма" и "Нужно с нотами дружить" (мелодии и слова Н. Френкель, музыкальная обработка В. Красевой) и др. Многие из этих пе­сен использовались для дирижирования, инструментовки и ритмических упражнений. Ритмический рисунок песни или инструментальной пьесы ча­ще всего дети выполняют хлопками. Сначала они исполняют его интуитив­но, а затем начинают понимать соотношение простейших длительностей. Первоначальные понятия о четвертях и восьмых легко связываются в дет­ском представлении с шагом и бегом. Половинка становится им понятной как остановка.

Полезны примеры на сопоставление четвертей и восьмых, звучащих одновременно в разных голосах: Г.-Ф. Гендель "Паскалия" (два отрывка), английская народная песня "Новогодняя", А Филиппенуо "Подарок маме", М. Раухвергер "Солнышко" и др. Детям, обладающим гармоническим слу­хом, обычно нетрудно проинтонировать простейшие интервалы (терцию, кварту или квинту), а также большое и малое трезвучия и их обращения. Но не каждый ребенок, обладающим таким слухом, знает, как это сделать, не понимая самой просьбы взрослых спеть два или три звука.

Для того чтобы интонирование данного интервала или трезвучия сде­лать интересным и понятным, его связывают с пением песен, их содержа­нием или с отдельными мелодическими оборотами. Он превращает интони­рование в своеобразную игру, во время которой дети незаметно для себя упражняются в разъединении голосом интервала или трезвучия на два-три звука. В дальнейшем они интонируют также и септаккорды (доминантсеп-

117

таккорд, септаккорд с квинтой, оба последние как вводные), как, например: А. Гретри "Спор", немецкая народная песня "Верхом на палочке" (обработ­ка А.Н. Александрова), А. Степанов "Кораблик" и др.

Дети выучивают наизусть песни, выполняют по памяти их ритмиче­ский рисунок, запоминают показанные движения. В целях воспитания слу­хового внимания и быстроты восприятия можно проводить с ними специ­альные упражнения и игры. Ритмическое и мелодическое эхо, повторение отдельных фраз песни, связанное с ее разучиванием, можно превратить в своеобразную игру: Э. Сухонь "Мой Янко", П. Чайковский "Зимнее утро" (отрывок), игра "Обезьянки и попугаи" и др.

Такие песни, как "Мыльные пузыри", дети одновременно поют и ди­рижируют, однако в других песнях это не всегда возможно. Следить сразу за правильностью своего дирижерского жеста и за хорошей подачей текста и звука трудно. Чаще дети сначала поют, а потом дирижируют, или дири­жируют и поют закрытым ртом. Дирижерский жест соответствует характе­ру музыки. Так, например, "Елочную" песню Конвера следует дирижиро­вать плавно, спокойно, а песню Слонова "Пришла зима" - энергично.

Для развития метроритма с помощью дирижирования были использо­ваны следующие музыкальные произведения: А. Гречанинов "Утренняя прогулка", М. Ларцхаладзе "Мастерица", Е. и Л. Бекман "Урок танцев", Ф. Шуберт "Менуэт", В. Блага "Чудак", Л. Бетховен "Лендлер", М. Красев "Песня медведя" из оперы-сказки "Маша и медведь", Э. Сухонь "Мой Ян­ко", Е. Тиличеева "Марш" и др.

Все объяснения, связанные с клавиатурой, проходят возле инструмен­та. Таким образом, дети лучше усваивают названия октав и регистры. На­пример, можно играть знакомые детям песни в разных октавах, и дети отга­дывают, кто поет песню (птичка, волк, медведь, лисичка и т.д.). У детей хо­рошо развито чувство воображения.

118

В небольших попевках дети учатся на слух распознавать движение мелодии вверх и вниз (по ступеням гаммы или по трезвучиям), определяют повторность звуков, наличие скачка в начале, середине и конце мелодии. Например, движение вверх и вниз по ступеням гаммы: русская народная песня "Деревня" и др.

Детям очень нравится сочинять мелодии на двух-трех звуках само­стоятельно, а также по слуху подбирать знакомые. Подбор по слуху требует некоторых навыков в игре на фортепиано и возможен лишь на определен­ной стадии общего музыкального развития учащегося. Он связан с целым комплексом слуховых представлений, в первую очередь с пониманием вы­сотности. Понятие о различной высоте звуков дети приобретают, когда по­ют гамму и небольшие песенки в до мажоре. Кроме того, с ними можно проводить и специальные упражнения, связанные с определением различ­ной высоты звуков на слух. Например, игра "Лестница-чудесница" или пес­ня Г. Лобачева "Кукушка".

Дети начинают подбирать песню от разных клавиш. Можно позаба­вить их, сказав, что кукушки бывают разные: белые (на белых клавишах), черные (на черных клавишах), с черной головкой и белым хвостиком (чер­ная и белая клавиши), с белой головкой и черным хвостиком (белая и чер­ная клавиши). Подбирать можно знакомые мелодии и новые. Таким обра­зом воспитывается в детях умение быстро сосредоточиваться, и проигрыва­ние новых мелодии постепенно сокращается до одного-двух раз. Детям с абсолютным слухом даются примеры более продолжительные и трудные в ритмическом отношении. Особенно важно запоминать мелодию целиком.

Все эти навыки используются в детском музыкальном оркестре. Су­ществует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музици­рование, и коллективное исполнение в детском оркестре. Существует опре­деленная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на

119

струнные, духовые, клавишные и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инстру­ментам, несмотря на некоторую ее условность. В музыкально-дидактичес­ких играх роль инструментов возрастает. Детям предлагалось различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.

Для развития звуковысотного слуха использовались колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик "по­ет" выше, какой "ниже", или же металлофон, поставленный наклонно, мо­жет стать "музыкальной лесенкой". Молоточком, на конце которого при­крепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам "лесенки", и дети определяют, куда "идет" куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т.е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.

Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инст­рументами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в "музыкаль­ное эхо": один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повто­ряет.

Для развития тембрового слуха сравнивали звучание не только "пред­ставителей" различных групп - струнной, духовой, клавишной или ударной, но и прелагали детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т.д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.

Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов со­ставлялся из произведений (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жан­рам и индивидуальному почерку. В репертуар включались и произведения, близкие интересам малышей. Это мир животных и птиц ("Лошадка" М. Раухвергера, "Ворон", "Сорока-сорока", "Петушок" - русские народные),

120

поэтические картины природы ("Во поле береза стояла", "Дождик", "Сол­нышко" - русские народные песни), странички из жизни детей ("Мы идем с флажками" Е. Тиличеевой) и др.

Но помимо общих требований к музыкальному репертуару, есть и специфические, характерные для детской инструментальной музыки. Му­зыка для детского оркестра отличается своими особенностями. Многие пье­сы как бы иллюстрируют звучание тех или иных инструментов. Для приме­ра назовем пьесы "Наш оркестр" М. Глинки, "Шарманка" Д. Шостаковича, "Трубач и эхо" Д. Кабалевского, "Музыкальная шкатулка" Ю. Некрасова, "Гармошка, "Наш оркестр" Е. Тиличеевой, "Звенящий треугольник", "Азер­байджанский танец с бубном" Р. Рустамова, "Веселая тройка с бубенцами", "Маракас" Е. Туманян и др.

Диапазоны мелодий небольшие, все мелодии построены на постепен­ных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами; фак­тура достаточно прозрачна, ритмические рисунки несложные (остинатные ритмы, т.е. многократно повторяющиеся ритмические обороты). Особенно хорошо инструментировать пьесы, написанные в форме вариаций, или пес­ни с вариационной обработкой. Главная же задача - обучить детей игре на музыкальных инструментах и тем самым заинтересовать их музыкой, вы­звать желание музицировать самостоятельно.

Репертуар для игры на детских музыкальных инструментах можно условно разделить так: маленькие пьески для первоначальных упражнений; попевки, песенки, считалки для индивидуальной игры; пьесы, песни для коллективного исполнения. Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т.п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков иг­ры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов. Например, Е. Теличеева "Ручеек", Ф. Шуберт "Менуэт", М. Гаухвергер "Солнышко", М. Глинка "Марш Черномора" (из оперы "Руслан и Людмила", облегченная

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..