Игра в процессе музыкального воспитания 67-80 Социокультурный портрет детей дошкольного возрас­

2.3. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФАКТОР СО­ЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Требование гуманизации образования, выдвинутое пси­хологами, социологами, культурологами, педагогами, предполагает усиле­ние внимания к развитию социокультурных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Это в значительной степени касается и музыкаль­ного воспитания дошкольников. Методы музыкального воспитания едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим.

Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помо­гают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и в постановке музыкальных спектаклей, и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития. Дан­ная программа рассчитана на три года обучения в зависимости от возраста и способностей ученика. Цель программы - выстроить логическую последо­вательность по формированию и развитию познавательных интересов и мо­тивов на выявление и развитие музыкальных и социокультурных задатков и способностей.

Наиболее важными учебно-воспитательными задачами являются:

  • Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением в
    процессе слушания музыки, пения, музыкально-ритмического
    движения;

  • Последовательное разучивание песен, хороводов, плясок, танцев,
    упражнений и усвоение знаний, умений, навыков;

  • Закрепление знаний, умений, навыков; отработка выразительности
    исполнения песен, танцев, игр, спектаклей;

108

  • Проверка выученного репертуара и качества усвоения знаний,
    умений и навыков;

  • Постановка детских музыкальных спектаклей в соответствии с ре­
    пертуаром для данного возраста.

Среди задач, способствующих развитию музыкальных способностей, можно назвать:

  • Развитие эмоционального отклика на музыку;

  • Развитие музыкально-сенсорных способностей;

  • Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических инто­
    наций;

  • Развитие чувства ритма;

  • Развитие музыкальной памяти;

  • Развитие музыкального творчества.

В соответствии с задачами обучения и развития использовались сле­дующие методы обучения:

  1. Выразительное исполнение произведений различного жанра и
    тематики; сопоставление музыкальных произведений с произ­
    ведениями литературы и изобразительного искусства; образные
    характеристики музыкальных произведений;

  2. Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуко-
    высотных, ритмических, тембровых и динамических), их гра­
    фическое изображение; упражнения в различении этих свойств;
    применение сведений в процессе практических упражнений;
    самостоятельное использование музыкально-дидактических игр
    с сенсорными заданиями;

  3. Упражнения в определении двух различных по высоте музы­
    кальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление
    с графическим изображением мелодической линии; системати-

109

ческое исполнение певческих упражнений; пение без сопрово­ждения после настройки в данной тональности;

  1. Упражнения в исполнении метроритмических заданий в про­
    цессе движения (игры, пляски); упражнения в определении раз­
    личных ритмических рисунков; ознакомление с графическим
    изображением ритма (половинные, четверти и восьмые);

  2. Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и
    про себя, вместе и друг за другом; упражнения в определении
    названий произведений по их фрагментам; упражнения в само­
    стоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на дет­
    ских музыкальных инструментах;

  3. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных дей­
    ствий в пении, игре на детских инструментах, движении; уп­
    ражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хо­
    роводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в уп­
    ражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие
    задания как метод развития песенного, музыкально-игрового,
    танцевального творчества для постановки детских музыкальных
    спектаклей;

  4. Систематическое наблюдение за каждым участником в процес­
    се коллективного действия; индивидуальный опрос в ходе разу­
    чивания; выборочная проверка усвоенных знаний и навыков за
    определенный учебный период (месяц, полгода, год); исполне­
    ние выученных произведений на праздниках, развлечениях, на­
    блюдение за самостоятельной деятельностью детей с целью вы­
    явления их интересов и правильности приобретенных ими спо­
    собов творческих действий.

Следует отметить, что музыкальные способности проявляются у де­тей неравномерно. Их изучение дает возможность придумывать задания

по различной трудности. Вначале все происходит на интуитивном, слуховом

восприятии музыки, а сознательное восприятие вступает в действие только тогда, когда у детей накапливается слуховой багаж, поэтому программа детского музыкального театра начинается с раздела "Слушание музыки".

Программа воспитания дошкольников по разделу "Слушание музыки" имеет конкретные задачи:

  1. Ознакомить детей с художественными, доступными их воспри­
    ятию образцами современной, классической, народной музыки;

  2. Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность
    эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

  3. Различать музыкальные образы, особенности их развития;

  4. Дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоми­
    нанию музыкальных произведений, различению их содержания,
    характера, средств выразительности, формировать оценочное
    отношение.

Программа по слушанию музыки строится на основе четко продуман­ной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно ус­ложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, на­строения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке. Ус­ложняются и выразительные средства.

Известно, что Д.Б. Кабалевский применил тематическое построение своей программы. Этот принцип можно использовать и при составлении программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Темы, построенные в логической последовательности, влияют на углубление и со­вершенствование процесса формирования музыкального восприятия детей. Логическая последовательность тем от простого к более сложному вводит ребенка в мир музыки, обогащает его эмоциональное переживание, после чего ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях жиз­ненные явления, переданные средствами музыкальной выразительности,

Ill

глубоко влияют на его чувства. Наибольший интерес и устойчивое внима­ние вызывают произведения, обладающие элементами изобразительного характера, а также музыка на определенный сюжет: сказки, детские оперы, где поют и действуют знакомые детям персонажи.

Из урока в урок повторяется что-либо из прослушанного: песни, пье­сы или сказки. Проверяется, как запомнили дети то или иное произведение, ведется беседа с ними о характере музыки и ее выразительных средствах. Большое впечатление производит на детей мелодия или отрывок из пьесы, сыгранные в ином темпе, регистре, характере, чем они ее привыкли слу­шать (особенно если это связано с каким-либо персонажем песни или сказ­ки). Они узнают, какое значение имеет высотность, темп, характер звукоиз-влечения.

В слушании музыки большое значение приобретает игра на ударных инструментах. Играя на них, дети могут подчеркнуть регистры, ритмиче­ский рисунок, акценты, динамику. Слушание музыки в какой-то мере может быть связано также с пением и движением. Для того чтобы лучше запом­нить прослушанное произведение, дети могут спеть его мелодию, подви­гаться. Репертуар для слушания музыки включает большое разнообразие произведений, общий эмоциональный настрой которых бодрый, жизнера­достный. В процессе обучения дети обогащаются впечатлениями, их круго­зор с возрастом расширяется. Даже в пределах одного лирического жанра старшие дошкольники знакомятся с грустной, с оттенком печали "Болезнью куклы" П. Чайковского, задумчивой по характеру пьесой С. Прокофьева "Ходит месяц над лугами", светлым, спокойным "Вальсом" Д. Кабалев­ского.

Дети легко воспринимают юмор в чешской народной песне "Три си­нички", молдавской народной песне "Люди работают", пьесе Д. Каба­левского "Клоуны". В танцевальном жанре различают веселую, стреми­тельную "Камаринскую" П. Чайковского, плавное движение "Вальса"

112

Н. Леви. Ценный источите первых музыкальных впечатлений малышей — народные напевы, близкие, родные интонации. Например, русские народ­ные песни ласкового, напевного, колыбельного характера - "Бай, качи-качи", "Летит галка" или легкие, подвижные, игровые песни для самых ма­леньких - "Петушок", "Ладушки" и др.

Значительную художественную ценность представляет музыка рус­ских классиков, написанная специально для детей, например, "Детский аль­бом" П. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр - "Марш деревянных солда­тиков", "Игра в лошадки", "Новая кукла", сказочные сюжеты - "Баба Яга", "Нянина сказка"; танцевальная музыка - "Вальс", "Мазурка", "Полька", "Русская"; поэтичная картина природы в пьесе "Песня жаворонка" и др.

Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: "Детская полька", "Марш Черномора" М. Глинки, фрагменты из балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица" П. Чайковского, фрагменты из опе­ры Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" ("Колыбельная", "Мо­ре", "Белка"), "Полька" С. Рахманинова, "Галоп" А. Глазунова, "Детский альбом" Д. Кабалевского, "Танцы кукол" Д. Шостаковича, музыкальная иг­ра для дошкольников "Тим и Том" М. Красева, музыкальная игра для до­школьников "Зайцы и лиса" Е. Теличевой, "Сказка про репку", "Теремок", "Шесть русских народных сказок", "Коза-дереза" М. Иорданского и др.

Из произведений западных классиков в программный репертуар во­шли: И.С. Бах "Шутка" из оркестровой сюиты №2; Л. Бетховен "Немецкий танец", Р. Шуман "Альбом для юношества" ("Веселый крестьянин", "Первая утрата"), Ф. Шуберт "Вальсы: соч. 9а №1, 2, 3, соч. 96 №1, 3, 7", Э. Григ "Лирические пьесы" ("Танец эльфов", соч. 12 №4, "Птичка", соч. 43 №4, "Кобольд", соч. 71 №3) и др.

Работа над развитием певческих навыков сводится к следующему:

113

  1. Пение своим, естественно звучащим голосом без малейшей
    форсировки;

  2. Выработка кантилены на коротких фразах;

  3. Правильное формирование гласных;

  4. Выработка правильного дыхания: глубокий вдох и медленный
    выдох, смена дыхания между фразами.

Во время урока дети от одной формы занятий переходят к другой. Они поют, двигаются, слушают музыку, занимаются музыкальной грамо­той. Для этого брался такой песенный материал, который связал бы между собой различные формы работы. В процессе обучения пению особенно ак­тивно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоцио­нальная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Следует отметить еще одну важную особенность хорового пения -его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обуча­ют в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хо­рах и ансамблях. Композитор Д.Б. Кабалевский образно назвал песню, марш и танец "тремя китами", на которых строится музыкальная культура. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического раз­вития ребенка.

В младших группах внимание ребят привлекается к точному воспро­изведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построен­ные на двух-трех тонах. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятия­ми, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ре­бенка все время контролирует правильность звучания. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо мало-

114

подвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.

Правильному выбору песенного репертуара помогает знание диапа­зона звучания детского голоса. Певческий диапазон - это объем звуков, ко­торый определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до само­го низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследовате­лями. Н.Д. Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, "звуча­щую зону" (в пределах звуков ми-си первой октавы), Е.И. Алмазов, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, А.Д. Воинова, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене и др. отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пре­делах ре-си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и бо­лее высокие звуки. Певческие диапазоны для детей 4-5-летнего возраста -(ре-си), 5-6-летнего возраста - (ре-си/до2). Иногда дети 6-летнего возраста поют в диапазоне ((/до) ре-до2/до#2-ре2).

Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овла­деть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть за­ботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает ус­нуть, поэтому исполнять ее надо тихо, напевно, в медленном темпе, равно­мерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, уст­ремленность, бодрость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося сло­ва, подчеркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.

Основные художественно-воспитательные задачи в процессе занятий следующие: формировать у детей певческие умения, навыки, способствую­щие выразительному исполнению; учить детей исполнять песни с помощью педагога и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инстру-

  1. А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (2)

    Документ
    Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи.
  2. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  3. Методика и технологии социально- педагогической деятельности. Защита детей в современных условиях. Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

    Документ
    Предмет социальной педагогики - их социализация. И как следствие, возникновение опыта лечения, адаптации, реабилитации и интеграции личности или группы людей в обществе.
  4. Ство • юность • взрослость • старость под общей редакцией а. А. Реана санкт-петербург «прайм-еврознак» Издательский Дом «нева» москва олма-пресс» 2002 ббк 88. 37

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  6. Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном

    Документ
    В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения,
  7. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  8. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  9. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.

Другие похожие документы..