Программа дисциплины дпп. В. 05. Юридическая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

__________________________________________

«_____» _____________________________2008 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.В.05. Юридическая психология

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

    1. Цели и задачи дисциплины.

    Цель курса состоит в том, чтобы дать основополагающие психологические знания, способствовать личностному развитию самих студентов, развитию у них целостного психологического взгляда на реальность

    Задачи курса:

    -оказать помощь в профессиональном становлении,

    -подготовить к решению задач развития человеческой субъективности, личностного начала в правовых процессах.

    2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

    В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки:

    -знание основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания

    -освоение основных экспериментальных путей решения ключевых проблем юридической психологии,

    - должны знать основные психологические концепции личности юриста и преступника, понимать общие закономерности их поведения;

    - иметь навыки работы с учебной и научной психологической литературой.

3.Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

72

Аудиторные занятия

56

Лекции

28

Практические занятия (ПЗ)

28

Самостоятельная работа

16

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

    4. Содержание дисциплины.

    4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование тем

Лек

ПЗ

1

2

3

4

Раздел I. Юридическая психология как наука

1

Юридическая психология в системе научного знания

2

2

2

История возникновения и развития юридической психологии

2

2

3

Личность и юридическая деятельность

2

2

4

Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности

2

2

5

Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка

2

2

6

Индивидуально-психологические особенности личности, использование знаний о них юристом в практической деятельности

2

2

Раздел II. Криминальная психология.

7

Предмет и задачи криминальной психологии

2

2

8

Психологические особенности личности преступника

2

2

9

Социально-психологическая характеристика преступных групп и криминальной среды

2

2

10

Психологические особенности виктимного поведения

2

2

Раздел III. Психологические основы профессиональной деятельности юриста

11

Психология личности юриста

2

2

12

Психологические особенности профессионально-юридических действий

2

2

13

Судебная психология и проблемы совершенствования судебно-психологических экспертиз

2

2

14

Экстремальные ситуации в юридической деятельности

2

2

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Тема № 1.Юридическая психология в системе научного знания.

Предмет, содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических и юридических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении качества труда сотрудников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры. Методы юридической психологии.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным правом и уголовным процессом, криминалистикой, криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Тема № 2. История возникновения и развития юридической психологии.

Характеристика основных предпосылок возникновения юридической психологии как самостоятельной науки, созданных в XVIII-XIX веках при развитии различных наук (общественных, гуманитарных, естественных) и в результате совершенствования правового регулирования.

Особенности становления и развития направлений и отраслей юридической психологии в зарубежных странах.

Основные этапы и закономерности в развитии отечественной психолого-юридической мысли и психопрактики (дореволюционный и советский периоды).

Актуальные проблемы историографии в области юридической психологии.

Тема № 3. Личность и юридическая деятельность.

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Основные зарубежные (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая школа) и отечественные теории личности (К.Н. Платонов, А.Н.. Леонтьев). Изучение личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Тема № 4. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

Понятие познавательных процессов, классификация.

Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерность и свойства.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность. Иллюзии восприятия. Влияние особенностей восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.

Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов. Способы приемы, улучшающие активизацию памяти участников уголовного процесса. Приемы, улучшающие запоминание, качество воспроизведения в профессиональной деятельности юриста. Нарушения памяти.

Мышление – высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании уголовных дел, разрешения гражданско-правовых споров. Нарушения мышления.

Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста. Нарушения воображения.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

  1. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  2. Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 18

    Документ
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Опасные ситуации в населенных пунктах» Шифр дисциплины в соответствии с гос: дпп. Ф. 07 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин (протокол № 10 от 28 июня 2007 г.) и представлена на утверждение
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «Опасные ситуации в населенных пунктах» Шифр дисциплины в соответствии с гос: дпп. Ф. 07 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность проблемы обучения будущих педагогов диагностике опасностей в населенных пунктах, знанию факторов риска, умению их прогнозировать и с их помощью выявлять опасные явления и процессы заключается в возросшей необходимости
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    Д История зарубежной литературы Х1Х века. Реализм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические

Другие похожие документы..