Военная история Учебник

Военная история

Учебник для высших военно-учебных заведений
Министерства обороны Российской Федерации

Москва

Воениздат

2006

ББК 63.3(2) В63

ВВЕДЕНИЕ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:И. И. Басик, М.Г. Вожакин (председатель), Н.И. Никифоров, О.Е. Смирнов

Учебник разработан сотрудниками Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации при участии преподавателей Военного универси­тета, Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и Ака­демии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Б.А. Божедомов, Н.И. Бородин, Н.В. Васильева, А.В. Виноградов,

В.А. Гаврилов, СБ. Елисеев, М.Н. Зуев, В.В. Изонов,

В. Т. Им иное, СИ. Карлов, А. В. Кириллов, А. С. Киселев,

Н.Ф. Ковалевский, В.Е. Ковалёв, Д.Ю. Козлов, В.А. Колунтаев,

ЮМ. Коробов, Г.И. Короткое, Г.А. Куманев, Б. И. Невзоров,

В.Д. Овчинников, А.А. Падерин, В. В. Паршин, С.Д. Половецкий,

В.Ю. Русанов (руководитель), A.M. Соколов, Ю.Ф. Соколов,

В.А. Стрельников, СА. Тюшкевич, Г.Ф. Чекмарев, П.Я. Цыганков,

И.А. Шеин, А. В. Шишов

Научный редактор — А.А. Кольтюков

Военная история: Учебник для высших военно-учебных В63 заведений Министерства обороны Российской Федера­ции.— М.: Воениздат, 2006. — 469 с, ил.

ISBN 5-203-01989-4

Учебник по военной истории содержит краткое описание наиболее поу­чительных войн, битв и сражений, а также этапов развития вооруженных сил и способов ведения боевых действий с древнейших времен до наших дней. В соответствии с учебной программой вузов Министерства обороны Российской Федерации особое внимание уделяется отечественной военной истории.

ББК 63.3(2)

О Главное управление кадров, 2006
© Институт военной истории, 2006
ISBN 5-203-01989-4 © Воениздат, 2006

Военная история своими корнями уходит в глубокую древ­ность. Она зародилась в форме простейшего повествования о вой­нах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальни­ков в рамках общей древней историографии.

Появление письменности предопределило возможность накоп­ления исторических знаний в форме исторических надписей, еже­годных записей событий, а затем — специальных описаний. Не­смотря на то что военно-историческая мысль зарождалась в самых простейших формах и сводилась по существу к регистрации, учету военных походов, появилась возможность накопления военного исторического опыта, анализа и оценки тех или иных событий. Это привело к формированию военной истории как науки (воен­но-исторической науки), составляющей особую часть всеобщей истории. В конце XVIII— начале XIX в. военная история отпоч­ковалась от всеобщей истории и военных знаний и превратилась в относительно самостоятельную науку.

Собственный путь развития прошла отечественная военно-ис­торическая наука. Военно-исторические знания в период Средне­вековья на Руси сосредоточивались главным образом в сказаниях, летописях, церковных (монастырских) хрониках. Такого рода хро­ники, как правило, имели частный, местный характер, излагали события, относящиеся к отдельным городам, княжествам, терри­ториям. Важным шагом, ускорившим развитие военно-историче­ской науки на Руси, явилось появление книгопечатания. На осно­ве изданных хроник началось исследование и составление военно-исторических работ.

Большой интерес для военной истории представляют появив­шиеся на Руси в XVI в. исторические повести. Ценность историче­ской повести в этот период состоит в том, что в ней не только опи­сываются, но и объясняются военно-исторические события периода окончательного формирования централизованного Мос­ковского государства и создания постоянного войска (Приговор Ивана IV Грозного от 1 октября 1550 г.), имевшего элементы регу­лярности. Характерным примером такой повести является «Исто­рия о Казанском царстве».

Важную роль в становлении и развитии военной истории сыг­рало изучение документальных источников.

В Российской империи в XIX в. создаются крупные научные труды, военную историю начинают изучать в военно-учебных за­ведениях.

Военная история, или военно-историческая наука, — совокуп­ность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого как нашей страны, так и других стран и наро­дов, о развитии военного дела с древнейших времен до наших дней. Она включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, является средством познания, понима­ния и объяснения. Военная история как наука изучает причин­но-следственные связи и отношения, содержание и сущность, обобщает исторический опыт решения национальных, политиче­ских, экономических и иных задач средствами вооруженного на­силия как в условиях мира, так и во время ведения войны. Она ис­следует действие законов в военной области, в войне в исторически конкретных ситуациях, а также специфические зако­номерности вооруженной борьбы.

В понимание предмета военно-исторической науки входит и человеческое измерение, ибо, по образному выражению Гете, ис­тория есть «живая ткань бытия», включающая в себя человека как творца и деятеля. Вследствие этого военная история исследует че­ловека-воина, личности полководцев и военачальников, состоя­ние людей во время войны и их отношение к ней. Для людей вой­на носит одновременно героический и драматический характер. Любой акт вооруженной борьбы, как и вся война в целом, — это продукт и результат деятельности людей.

Составными частями военной истории как учебной дисципли­ны являются: история войн, история военной мысли, история во­енного искусства, история строительства вооруженных сил, исто­рия вооружения и военной техники, источниковедение и др.

История войн — фактологическая основа военно-исторической науки в целом, исследует социальную сущность войны как особо­го общественного явления, раскрывает причины и социаль­но-экономические условия ее возникновения, политические и во­енно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, оценивает силы и планы сторон, рассматривает ход военных кампаний, операций и боев, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества. Исследования в об­ласти истории войн показывают, какую роль в ходе и исходе каж­дой конкретной войны сыграли народные массы, экономические, политические и моральный факторы, количество и качество войск, вооружения и военной техники, уровень полководческого искусства. Изучение истории подготовки, развязывания и ведения войн позволяет обобщить богатый военный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Изучая и синтезируя его, воен­но-историческая наука выявляет факторы, влияющие на ход и ис­ход войн, сражений и боев, выделяет из них главные, определяю­щие. История войн представляет собой богатый материал для извлечения выводов и уроков, обоснованного решения современ­ных проблем военной теории.

История военной мысли изучает зарождение, становление и эво­люцию военно-теоретических взглядов под воздействием воен-

но-технического прогресса, экономических, социально-полити­ческих и других факторов; выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса, вскрывает условия и факторы, способствовавшие развитию или, наоборот, торможению его.

История военного искусства исследует возникновение, разви­тие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выяв­ляет зависимость данного процесса от характера и уровня произ­водства, политики государства и полководцев, вскрывает закономерности и тенденции развития стратегии, оперативного искусства и тактики. В ней синтезируются выводы и уроки из исто­рии войн, истории строительства вооруженных сил, истории разви­тия вооружения и военной техники, обучения и воспитания войск. Изучение и обобщение военного опыта многих поколений способ­ствуют дальнейшему развитию современной военной науки.

История строительства вооруженных сил (ВС) исследует процес­сы и закономерности возникновения и развития ВС как по общим хронологическим признакам этапов их строительства, так и по структурно-организационным — видам и родам войск.

История вооружения и военной техники изучает процесс воз­никновения и совершенствования различных образцов оружия и военной техники, его закономерности и тенденции, анализирует уровень живучести и надежности оружия и военной техники в ходе военных действий, степень и характер влияния нового ору­жия и военной техники на строительство ВС, военное искусство, на моральный фактор и в целом на военное дело.

К военной истории относятся и так называемые вспомогатель­ные или специальные отрасли: военная историография, воссоздаю­щая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографиче­ских и других военно-исторических источников; военная археоло­гия, исследующая по вещественным источникам деятельность лю­дей в военной области в прошлом. С военной историей также связаны: военная статистика, изучающая количественные пока­затели военных явлений и процессов, занимающаяся сбором, на­учной обработкой и анализом статистических данных конкретных явлений и процессов военного дела; геральдика — гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и при­надлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблема­тика — специальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду ВС, специальным войскам и службам.

События военной истории как реального процесса всегда опи­сывались и объяснялись посредством большого числа научных по­нятий. Их можно условно разделить на следующие: философскиеи общесоциологические понятия и категории; частносоциологи ческие и другие социальные понятия; собственно военно-истори ческие и военные понятия.

Первая группа понятий — философские категории. Они со­ставляют основу теоретических концепций, с помощью которых осуществляется объяснение исследуемых событий военной исто­рии, выступают своего рода фильтром, через который проходя весь эмпирический материал и все концептуальные положения исторических работ.

Особую роль играют философские и общенаучные принципы, и в первую очередь — принципы всесторонности, историзма, объ­яснения истории на основе материалистического понимания ис­тории, закона причинности (детерминизма), а также таких фунда­ментальных категорий, как сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действите­льность. Важное значение для военно-исторической науки имеют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирова­ние, обобщение — и такие логические приемы, как индукция, де­дукция, аналогия. При этом необходимо комплексное их исполь­зование. Принципы исторического и логического подходов нацеливают на раскрытие сущности военно-исторических явле­ний, их причинно-следственных связей, выработку целостных представлений о них. Все большую роль в военно-историческом исследовании приобретает эвристика как совокупность приемов и способов более быстрого и целенаправленного поиска истины. Важную роль играют эмпирические методы — анализ документов и исторических описаний, статистические исследования.

Вторая группа понятий образуется из специфически социоло­гических и других социальных понятий, характерных для всей ис­торической науки. С их помощью можно углубляться в изучение событий и процессов военной истории, объяснять характерные черты и особенности. Это, например, понятия: общественно-эко­номическая формация, цивилизация, историческая эпоха, нацио­нальные и иные отношения, государство, революция и т.д. Эти и другие подобные понятия являются «узловыми» пунктами позна­ния военно-исторических событий, позволяющими видеть и по­нимать изучаемые явления и процессы в общем естественно-исто­рическом процессе, подчиненном определенным законам. В этой группе понятий особое место занимают понятия «война», «ар­мия», а также ряд других, содержание которых исторически изме­нялось.

Понятия третьей группы в большинстве своем относятся к са- мой военной истории и отчасти к военной науке. Роль этих понятий (военное искусство, стратегия, оперативное искусство, такти-ка, группировка войск, боевой порядок, наступление, оборона, атака, контратака и т. д.) состоит в том, что они углубляют понимание и объяснение оперативно-стратегической, оперативно-тактической и военно-технической сторон военно-исторических со­бытий, процессов. Например, с помощью понятий «вооруженная борьба», «стратегическая операция», «темпы наступления», «огне­вая мощь» и тому подобных можно отразить напряженность воен­ных действий в войнах прошлого, их размах, значение и лучше по­нять причины побед и поражений воевавших сторон.

  1. Учебник в. М. Корякин, А. В. Кудашкин, К. В. Фатеев

    Список учебников
    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.
  2. История россии от древнейших времен до начала XX в. Учебник истории для вузов. Под. Ред. И. Фроянова оглавление

    Список учебников
    История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем.
  3. История Общие вопросы. Методика преподавания истории 1

    Документ
    Сайт московского центра Интернет-образования. Документация учителя, стандарты, образовательные программы, материалы к урокам и презентации уроков, разработки внеклассных мероприятий, наглядные пособия и др.
  4. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  5. История (10)

    Документ
    Е. Milites Christi Древней Руси Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного мент. Петербург.востоковедение Кричевский В.
  6. История (11)

    Документ
    Е. Milites Christi Древней Руси Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного мент.
  7. История (12)

    Документ
    Е. Milites Christi Древней Руси Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного мент. Петербург.востоковедение Кричевский В.
  8. История (15)

    Документ
    Russian водка в книге рекордов Гиннесса Деан Беспятых Studia Humanistica 199 Блиц Зверева Августейшие сестры милосердия Вече Манько Августейший двор под сенью Гименея Аграф Шамбаров Агенты Берии в руководстве гестапо Алгоритм Пашаян
  9. История (21)

    Документ
    Мемуары летчика-истребителя эпохи Великой Отечественной Деан Шамбаров Агенты Берии в руководстве гестапо Алгоритм Пашаян Азбука Маркса Алгоритм Морозов Н.А. Азиатские христы Крафт+ Венков Азовское сидение Вече Канаева Александр II

Другие похожие документы..