Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины История зарубежной литературы

Специальность№ 031001 «Филология»

Факультет Филологический

Кафедра Русского языка и литературы

Форма обучения Очная

Курс 1, 2

Семестр 1, 2, 3, 4

Зачет 1 семестр

Экзамен 2, 3, 4 семестр

Автор: к.ф.н., доцент __________________Родионова М.Б.

Санкт-Петербург

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Рабочая учебная программа дисциплины

  2. Приложения к программе дисциплины

  3. Перечень программного обеспечения

  4. Фонд контрольных заданий

  5. Методическое обеспечение УМК

  6. Активные формы и методы обучения.

  7. Самостоятельная работа студентов по дисциплине

Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

«РЕКОМЕНДОВАНО»

кафедрой, протокол № _____

от «___» ___________ 2009 г.

зав. кафедрой _______ И.В. Юрова

принято УМС, протокол № _____

от «___» ___________ 2009 г.

председатель _____________

«УТВЕРЖДЕНО»

проректор по учебной и методической работе

______________ Сидненко Т.И.

от «___» ___________ 200__ г.

ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Специальность «Филология» (031001)

Факультет Филологии

Кафедра русского языка и литературы

Форма обучения - очная

Форма контроля – I семестр – зачет, II III IV – экзамен.

Курс I – II

Семестр I, II, III, IV .

Автор: к.ф.н. доц. Родионова М.Б. _____________________

Санкт-Петербург

2009

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ)

1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции. Цель и задачи его изучения – дать знания будущим специалистам филологам в области истории развития западно-европейской литературы, формирование культурного мен­талитета учащегося, привитие навыков свободного владения общеевропейскими культурными ценностями.

1.1.2.Требования к студентам (исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент до изучения данной дисциплины)

Дисциплина изучается на I – II курсе на основе знаний, полученных в средней школе по курсам «Мировая художественная культура», «Зарубежная литература» и «Литература страны изучаемого языка».

1.1.3.Краткая характеристика дисциплины.

Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Филология», специализирующихся на изучении французского языка и литературы и английского языка и литературы. «История зарубежной литературы» – это самостоятельная учебная дисциплина, изучающая развитие литературы западно-европейских стран с древнейших времен до наших дней. Периодизация курса строится в соответствии с общей периодизацией западно-европейской литературы и учитывает особенности ее развития в разных странах.

Место и роль дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Преподавание дисциплины «История зарубежной литературы» ведется на русском языке. Вопросы, которые она рассматривает, должны дать студентам базовое представление о периодизации и развитии зарубежной литературы, что способствует лучшему освоению более углубленной дисциплины «История французской литературы», которая читается на 3 курсе и спец.семинара «Французская литература в контексте западно-европейской культуры» на 5 курсе.

Курс также связан с проблематикой дисциплин «История Франции», «Лингвострановедение», «История искусства Франции».

Учебная задача дисциплины

В ходе изучения дисциплины студент должен:

Знать основные периоды развития западно-европейской литературы, факты, имена авторов и названия художественных произведений, относящихся к классике зарубежной литературы, содержание произведений, отмеченных в списке обязательной литературы для чтения.

Уметь уметь анализировать художественный текст в связи с художественным методом конкретной исторической эпохи, понимать специфику жанра, композиции, образности, разбираться в историческом, литературном и эстетическом контексте, сопоставлять мнения разных авторов литературоведческих трудов, критически их оценивать, делать самостоятельные выводы.

Иметь представление о развитии и становлении литератур различных стран западной Европы от истоков до наших дней; о влиянии социально-исторического контекста на формирование того или иного периода; о месте и роли наиболее выдающихся классиков литературы.

Обладать навыками аналитической работы с текстами художественной литературы самых разных стилистических систем; историко-литературного исследования; систематизации сведений культурно-исторического характера; работы с научной литературой.

Воспитательная задача курса заключается в формировании у студентов уважения к культурно-историческому прошлому и современному состоянию западно-европейских стран, развитии чувств интернационализма, воспитании нравственных качеств, гражданственности, а так же «смягчение нравов», неизбежно наступающее после общения с великими произведениями мирового искусства.

1.1.4.Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность специалиста. Знания, полученные по курсу «История зарубежной литературы», могут быть применены во время практического изучения иностранного языка (в аспектах «Домашнее чтение», «Анализ текста»), прохождения педагогической и лингвострановедческой практики, а после окончания вуза — в профессиональной педагогической деятельности для преподавания французского языка и литературы в школе и вузе.

1.1.5. Элементы, отражающие специфику вуза.

Преподавание курса ведется с учетом специфики

а) личности студентов ГПА, этнических особенностей их сознания, их будущей профессиональной деятельности в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока;

б) ГПА как франкофонного вуза, студенты которого выезжают на практику во Францию.

1.1.6. Программа предусматривает.

проведение лекций (87 часов) и семинарских занятий (70 часов).

1.1.7.Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная) предусматривает:

  • изучение учебной и научной литературы, документального материала,

  • подготовку выступлений по вопросам семинарских занятий,

  • чтение художественных тестов, отмеченных в списке обязательной литературы для чтения.

  • подготовку к экзамену. (См.: УМК дисциплины, раздел «Организация и контроль СРС»).

1.1.8. Формы контроля

Текущий контроль проводится в течение семестра и заключается в оценке работы студента в аудитории и вне ее:

  • посещение и работа на лекциях,

  • выступлений на семинарских занятиях,

  • индивидуальный опрос по прочитанной литературе.

Во время 6-7 и 13-14 учебных недель по итогам работы студента в предшествующий период выставляется промежуточная аттестация (аттестован / не аттестован). (См.: УМК дисциплины, раздел «Вопросы к промежуточным аттестациям»).

Работа студентов оценивается в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе.

В течение семестра до экзамена студент должен набрать от 40 до 60 баллов: до 10 баллов за подготовку и выступление с докладом на семинарском занятии, до 5 баллов за дополнительную работу на семинаре, до 5 баллов за выполнение элементов СРС (См.: УМК дисциплины, раздел «Организация и контроль СРС»), до 5 баллов за промежуточные опросы.

Итоговый контроль — проводится в форме устного зачета/экзамена в конце каждого семестра. Зачет/экзамен оценивается до 40 баллов.

Итоговый балл в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе складывается из оценки работы студента в течение семестра (ПКМ) и оценки экзамена:

0-39 баллов — «неудовлетворительно»,

40-59 баллов — «удовлетворительно»,

60-79 баллов — «хорошо»,

80-100 — «отлично».

1.1.9. Применение активных форм и методов обучения.

Для более эффективного освоения дисциплины применяются следующие методы обучения, активные формы, приемы: лекции проблемные, визуальные, вдвоем; семинары по изучению нового материала, по обобщению и актуализации знаний, по расширению и дополнению знаний по уже изученному ранее материалу, контролирующие. Применяются смешанные лекционно-семинарские занятия, а так же выездные занятия с посещением и последующим обсуждением спектаклей и фильмов по произведениям писателей, указанных в списке изучаемой литературы.

На занятиях используются технические средства обучения (персональный компьютер и видеопроектор) для показа отрывков спектаклей и фильмов по изучаемому материалу. Выдаются задания для самостоятельной работы студентов вне аудитории с использованием ресурсов Интернет.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ

Название темы

Всего часов (аудит.)

Лек
ции

Семинары

Сам. работа

Итого

Раздел I. История античной литературы и Средних веков

1

Архаический период древнегреческой литературы

5

3

2

7

12

2

Греческая литература классического периода

7

4

3

7

14

3

Греческая литература эпохи эллинизма и римского владычества

7

4

3

6

13

4

Римская литература эпохи республики

7

4

3

6

13

5

Римская литература эпохи империи

4

2

2

7

11

6

Литература раннего средневековья

4

2

2

7

11

7

Литература эпохи развитого феодализма

6

4

2

7

13

Итого

40

23

17

47

87

Раздел II. Литература эпохи Возрождения и XVII века

8

Общая характеристика эпохи Возрождения. Возрождение в Италии

4

2

2

6

10

9

Возрождение в Германии и Нидерландах

3

2

1

4

7

10

Возрождение во Франции

4

2

2

6

10

11

Возрождение в Испании

3

2

1

4

7

12

Возрождение в Англии

4

2

2

6

10

13

Литература XVII века: общая характиристика

2

2

-

6

8

14

Испанская литература XVII

4

2

2

4

8

15

Французская литература XVII века. Классицизм

6

2

4

6

12

16

Литература Германии XVII века

4

2

2

4

8

17

Английская литература XVII века

4

2

2

6

10

Итого

44

20

18

52

100

Раздел III. Литература XVIII – XIX веков.

18

Литература эпохи Просвещения: общая характеристика

2

2

0

4

6

19

Английская литература XVII века

3

2

1

3

6

20

Французская литература эпохи Просвещения

4

2

2

4

8

21

Немецкая литература эпохи Просвещения

4

2

2

4

8

22

Романтизм как художественный метод и литературное направление

2

2

0

4

6

23

Немецкая литература эпохи романтизма

4

2

2

4

8

24

Романтизм в Англии

3

2

1

3

6

25

Романтизм во Франции

4

2

2

4

8

26

Романтизм в США

3

2

1

4

7

27

Критический реализм в европейской литературе

2

2

0

4

6

28

Реализм во Франции

4

2

2

4

8

29

Реализм в Англии

3

2

1

3

6

30

Реализм в Германии

2

1

1

3

5

31

Реализм в США

3

1

2

4

7

Итого

43

26

17

52

95

Раздел IV. Литература 1871 – 1914 гг. (рубеж веков). Литература XX века (1914 - 1945). Литература XX века (1945 - 1991)

32

История зарубежной литературы XX века и ее связь с социально - политическими событиями

1

1

0

4

5

33

Литература во Франции

2

1

1

4

6

34

Литература скандинавских стран

2

1

1

2

4

35

Литература Германии и Австрии

2

1

1

2

4

36

Литература Англии

2

1

1

2

4

37

Литература США

2

1

1

4

6

38

Общая характеристика пер. пол. XX в.

1

1

0

4

5

39

Литература Франции

3

1

2

4

7

40

Литература Германии, Австрии и Швейцарии

2

1

1

2

4

41

Литература Испании

2

1

1

2

4

42

Литература Англии

2

1

1

2

4

43

Литература США

3

1

2

4

7

44

Общая характеристика вт. пол. XX в.

1

1

0

4

5

45

Литература Франции

3

1

2

4

7

46

Литература Германии

2

1

1

2

4

47

Литература Англии

2

1

1

2

4

48

Литература США

2

1

1

2

4

49

Литература стран Латинской Америки

2

1

1

2

4

Итого

36

18

18

52

88

ИТОГО

157

87

70

203

360

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины История английской литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1. Краткая характеристика дисциплины«История английской литературы» – это самостоятельная учебная дисциплина, возникшая на стыке филологических (литературоведение и языкознание), исторических, культурологических и социально-политических
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001 «Филология»

    Экзаменационные билеты
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «история зарубежной литературы XVII xviii вв.» цикла дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – сформировать у студентов историко-культурные представления о литературном процессе ХVII – ХVIII вв., мировоззренческих, эстетических направлениях и стилях.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины история отечественной литературы

    Учебно-методический комплекс
    1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности): Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.Минимальные требования к содержанию дисциплины: Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  7. Учебно-методический комплекс по Истории зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения для специальности 050118 «Русский язык и литература» шифр, специальность

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» является составной частью общего курса «Истории зарубежной литературы» и предназначен для студентов филологических специальностей.
  8. Учебно-методический комплекса дисциплины «История отечественной литературы» опд. Ф. 03 для специальности

    Учебно-методический комплекс
    На специальности «Журналистика» социально-гуманитарного факультета ЮУрГУ изучается дисциплина «История отечественной литературы», предусмотренная государственным образовательным стандартом (ГОС).
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    Д История зарубежной литературы Х1Х века. Реализм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..