Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход

Плавунчик

И вот раз утром … мой сынишка домой с Камы. Он рыбу

ходил удить на реку.

Прибегает и говорит: « Смотри, кого я принёс». Лезет себе за пазуху, вынимает оттуда живого плавунчика и пускает его на пол.

«Я, - говорит, - сидел на берегу с удочкой. Вдруг две вороны летят. … , каркают. А впереди них, смотрю, какая-то … птичка мчится. Вороны её ловят, … хотят. Она из стороны в сторону … , кричит. Увидела меня – и прямо ко мне. … – и в ноги мне. И сидит. «Туик!» - говорит. Я сразу понял: « … меня», - просит. Ну, я на ворон удочкой замахал, закричал. Они … , видят – со мной не … , и отлетели. Я нагнулся, взял плавунчика в руки. Он и не думает … . Я удочку смотал – и домой с ним. Вот он - видите какой.

Плавунчик ходит себе по избе, нас ни чуточки не боится. ##

В. Бианки

Из учебника «Русская речь. 5 класс» Е.И. Никитиной

136 слов

Карта текста

  1. Вопросы на восприятие текста:

Кто в данном тексте рассказчик?

Почему плавунчик бросился к мальчику?

  1. Пропущенные слова: прибегает, кричат, маленькая, схватить, бросается, примчалась, защити, покружились, справиться, улетать.

  2. Рекомендации. Клоуз-тест можно использовать после изучения темы «Повествовать – значит рассказывать». Учащиеся усваивают, что типы речи можно различать по вопросам. К повествованию ставится вопрос: «Что произошло?» В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем… и наконец). После восстановления слов ребята могут выполнять задания к данному тексту по учебнику Е.И. Никитиной.

ТЕСТ № 13 КОНТРОЛЬНЫЙ

(1) Гроза началась утром. (2) … небо сразу стало … . (3) Молния запрыгала по тучам, разрезая их на мгновение и разливая по ним огненные ручьи. (4)Гром бил деревья по макушкам. (5)Те , , накренялись, но силы свои знали. (6)Там, где прочный ствол, и гроза не , зато листья … трепетали, совершая от страха бег на одном и том же месте.(7) А ветер полоскал их зелень в косых струях ливня.

(8)На всех действовалагроза, даже в комнате вещи и те стали угрюмее, … . (9)Только стенные часы отбивали своё время: тик-так. (10) Они-то знали, что гроза – это явление : тик-так. #

Н.Ю. Дурова

96 слов

Задания

  1. Восстановить слова.

  2. Указать, какой способ связи предложений преобладает в тексте:

а) последовательный;

б) параллельный.

  1. Указать тип речи:

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

  1. Указать олицетворение:

а) молния запрыгала (3);

б) стенные часы (9) ;

в) гроза началась(1).

  1. Указать метафору:

а) огненные ручьи (3);

б) бил деревья (4);

в) в струях ливня (7).

  1. Выписать из текста ключевые слова.

Карта текста

  1. Пропущенные слова: светлое, вечерним, чёрным, скрипели, трещали, страшна, испуганно, беспощадно, темнее, временное.

  2. Ключ ко второму заданию: 2-б; 3-а; 4-а; 5-а;

Багаева Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 134,

Кировский район, г. Новосибирск

(По текстам М. Пришвина)

Уже с молодости Михаил Михайлович Пришвин был знаменит. Прожил он восемьдесят один год, и слава никогда не изменяла ему. М. М. Пришвин - певец природы. Пришвинское слово нагружено мыслью и оттого нуждается в труде понимания. Необходимо усилие, чтобы проникнуть в глубину пришвинского слова. «Есть книги для всех, и есть книги для каждого», - говорит Пришвин. – Для всех учебники, хрестоматии, для каждого книга - то зеркало, в которое он смотрится и сам себя узнает и познает в истине».

ТЕСТ №1

Деревья в лесу

Снежная пороша. В лесу очень … и так тепло, что только вот не тает. Деревья … снегом, если повесили громадные, тяжелые … , березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали … арками. <…> Ни одна елка … ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной … тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно остановится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня … и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь … снежинок, как разговор между странными фигурами. ##

М. Пришвин

104 слова

Карта текста

  1. Объясните лексическое значение слов пороша, мутовка. (Пороша - первый, только что выпавший снег.

Мутовка - 1. лопаточка, палочка с кружком ил спиралью на конце, служащая для взбалтывания или взбивания (жидкостей, муки с водой или молоком и т.п.); 2. группа каких-нибудь органов растения (листьев, ветвей или цветков), расположенных на стебле на одной высоте (бот.).

Вопрос на восприятие текста:

Какое состояние зимнего леса описывается в тексте?

  1. Пропущенные слова: тихо, окружены, лапы, кружевными, не склоняется, снежной, заметили, шепот.

  2. Тест предназначен для учащихся 8 классов (продвинутый уровень).

  3. Языковой анализ текста:

- К какому жанру речи относится данный текст?

- С какого предложения начинается описание? Почему?

- В каком значении употреблены слова лапы, плачет? С какой целью?

- Какие изобразительно-выразительные средства имеются в этом тексте?

  1. Выписать односоставные предложения, определить их вид, подчеркнуть в них грамматические основы.

  2. Объясните правописание слов и словосочетаний: окружены, тяжелые лапы, склонились, шепот, ничего.

ТЕСТ № 2

Если в самом раннем весеннем свете поглядеть на белую березу, то … кора, берёста, в сравнении с белизной снега покажется чуть-чуть розовой. А … снега под берёзой покажется синеватой.

Бывает, бродя глазами по синему … , увидишь желтоватое пятно с двумя черными пуговками. Это, оказывается, лежит под розовой … на синем снегу желтый заяц-беляк.

Вот как тот же самый … цвет изменится, если сравнить между собой разные белые существа в лесу, пока весь лес не оденется в зеленый общий цвет. ##

М. Пришвин

77 слов

Карта текста

  1. Вопрос на восприятие текста:

- О каких оттенках белого цвета рассказывает автор?

  1. Пропущенные слова: белая, белизна, снегу, березой, белый.

  2. Тест предназначен для учащихся 6-х классов при изучении темы «Имя прилагательное» (продвинутый уровень).

  3. Языковой анализ текста.

- Опишите наблюдения М. Пришвина за цветовой гаммой леса ранней весной. Подчеркните слова, обозначающие цвет, и проследите их роль в смысловой связи предложений в тексте.

- Найдите однокоренные слова. Укажите различия в оттенках значений однокоренных прилагательных цвета, а также различия в значении однокоренных существительного и прилагательного, обозначающих цвет.

ТЕСТ № 3

Утром началась метель мельчайшими белыми пылинками, рассмотрев которые на темном, я убедился, что и такая пыль состоит из шестигранных звездочек… И все эти снежные груды, от которых гнутся пятидесятилетние сосны и аркой склоняются до земли березы, состоят из этих … .

Сколько зла, сколько … в зиме, столь красивой для того, кто живет в тепле, и столь ужасной для застигнутого врасплох в поле путника…

Сколько замерзает в одну только такую … живых существ, сколько поломанных … , сколько изуродованных … ! Но придет время, и каждая прекрасная и злая шестигранная … зла превратится в круглую каплю доброты, включающей в себя и красоту. Сверху добро, внутри красота - какая сила! А зимой - наружу красота, а внутри зло.

Я продолжаю думать об этом чудовищном скоплении снежного … , от которого родится богатейшая весна. #

М. Пришвин

126 слов

Карта текста

1. Как можно озаглавит текст? Какова основная мысль текста?

  1. Пропущенные слова: звездочек, злобы, метель, ветвей, деревьев, звездочка, зла.

  2. Тест предназначен для учащихся 7-ого класса, начальный уровень.

  3. Языковой анализ текста.

- К какому стилю речи относится текст?

- Какие тропы встретились в тексте?

  1. Найдите в тексте причастия, определите их вид и время.

  2. Отметьте трудные для вас орфограммы, объясните их правописание.

ТЕСТ № 4

Муравьи

Нужно долго наблюдать, чтобы понять муравьиное дело; много раз я ... в лесах, что муравьи постоянно бегают по дереву, к которому прислонен муравейник, только я не обращал на это внимания: велика ли штука муравей, чтобы разбираться настойчиво, куда и зачем он бежит или лезет по дереву! Но теперь оказалось, что не отдельным муравьям зачем-то, а всем ... необходима была эта свободная дорога вверх по стволу из нижнего этажа дерева, быть может, в самые высокие. Смолистое кольцо было препятствием, и это поставило на ноги весь ... .

В сегодняшний день в ... была объявлена всеобщая мобилизация. Весь ... вылез вверх, и все государство, в полном составе, тяжелым шевелящимся пластом собралось вокруг осмоленного кольца.

Впереди шли муравьи-разведчики. Они пытались пробиться наверх и по одному застревали и ... в смоле. Следующий ... пользовался трупом своего товарища, чтобы продвинуться вперед. В свою очередь, он делался мостом для следующего ... .

Наступление шло широким, развернутым ... , и на наших глазах белое кольцо темнело и покрывалось чёрным: это передние муравьи самоотверженно бросались в смолу и своим телами ... путь для других.

Так в какие-нибудь полчаса муравьи зачернили смолистое кольцо и по этому бетону побежали свободно ... по своим делам. Одна полоса муравьев бежала вверх, другая вниз - туда и сюда. И закипела работа по этому живому мосту, как по коре. ##

М. Пришвин

203 слова

Мобилизация -

  1. Перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны; перевод на военное положение экономики и государственных институтов страны.

  2. Приведение кого-нибудь или чего-нибудь в состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-нибудь задачи.

Карта текста

  1. Вопросы на восприятие текста:

- О чем текст?

- Как действовали муравьи?

  1. Пропущенные слова: наблюдал, муравьям, муравейник, в муравейнике, муравейник, погибали, муравей, разведчика, строем, устали, наверх.

  2. Текст предназначен для 7 класса, начальный уровень.

  3. Языковой анализ текста.

- Как назван муравейник?

- Почему сказано: «муравьи зачернили смолистое кольцо»?

  1. Выпишите наречия, объясните их правописание, определите разряд.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Наступление шло широким, развернутым строем, и на наших глазах белое кольцо темнело и покрывалось черным.

ТЕСТ № 5

Жаркий час

В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и … стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришел … час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и … . А как раз под этой елкой, прикрытый её широкими … , спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: … не может же сама собой шевельнутся...

Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула . … метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как … вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая береза, как махнет рядом ветка елки!

И пошло, и пошло: везде прыгают …. , вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

И мечется обезумевший …. , и встает всякий зверь, и птица улетает из леса. ##

М. Пришвин

184 слова

Карта текста

  1. Как вы понимаете заголовок текста?

  2. Пропущенные слова: деревья, жаркий, закачается, ветками, веточка, заяц,прыгнет, ветки, заяц.

  3. Тест предназначен для учеников 6 класса.

  4. Языковой анализ текста

- Какими тропами насыщен текст?

- Определите тип речи.

  1. Найдите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.

  2. Объясните написание приставки при-, пре-.

ТЕСТ № 6

Грибы тоже ходят

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В … ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и желтые … грибов.

- Есть … ? - спросил я маленькую дочь лесника?

- Волнушки, рыжики, маслята.

- А белые?

- Есть и … , только теперь начинает холоднеть, и …. переходят под елки. Под березками и не думайте искать - все под … .

- Как же это они переходят, видала ли ты когда-нибудь, как … ходят?

Девочка оторопела, но вдруг поняла меня и, сделав плутоватую рожицу, ответила мне:

- Так они же ночью ходят, как их мне … увидеть? Этого никто не видел. ##

М. Пришвин

111 слов

Карта текста

  1. Как вы понимаете значение глагола «оторопела»? Каким синонимом можно заменить это слово?

О какой способности грибов рассказывает автор?

  1. Пропущенные слова: лесу, шляпки, грибы, белые, белые, елками, грибы, ночью.

  2. Тест предназначен для учеников 5 класса.

  3. Языковой анализ текста

- На чем основана шутка в разговоре рассказчика с дочерью лесника? В каком значении (прямом или переносном) употреблено название «Грибы тоже ходят»

  1. Объясните значение словосочетаний «золотые монетки (берез)», «красные медали (осин)», замените их синонимичными сочетаниями. Для чего автору нужны в тексте эти особенные выражения?

Какие глаголы из текста характерны для разговорной речи?

1 Здесь и далее используются результаты анкетирования учителей, принимавших участие в составлении настоящего сборника методических материалов.

2 Так, «школьный учебник почти не имеет степеней свободы, во всяком случае сегодняшний учебник, поэтому-то его развивающая функция минимальна» (А.А. Леонтьев). Иное дело - художественный, публицистический, научный текст.

  1. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (2)

    Документ
    В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только).
  2. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (3)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  3. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (4)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  4. Учебно-методическое пособие И. В. Кузнецова «Русская литература ХХ века в средней школе» (Новосибирск, 2002); научная и методическая литература (список прилагается). Форма контроля

    Учебно-методическое пособие
    Содержание модуля – историко-литературный курс по русской литературе первой половины ХХ века. Рассматриваются общие закономерности литературного процесса в названный период, его специфика по отношению к предшествующим литературным
  5. Лигводидактики Кафедра комплект учебно-методических материалов к учебному модулю

    Документ
    _ «Основы проектирования уроков по немецкому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов при формировании грамматических навыков иноязычного общения»
  6. Книга содержит материалы докладов и выступлений участников Лемпертовских чтений- VI международного научно-методического симпозиума

    Книга
    Проблемы преподавания иностранных языков и культур рассматриваются авторами в широком диапазоне: обучение межкультурной коммуникации, этнические и менталитетные аспекты преподавания иностранных языков и культур, компьютерные технологии,
  7. Пояснительная записка Основное содержание Требования к уровню подготовки выпускников в области владения коммуникативной компетенцией в пояснительной записке излагаются подходы к определению содержания

    Пояснительная записка
    «Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной школы» разработана в рамках Государственной экспериментальной площадки Департамента Образования г.
  8. «Без хорошего метода не может быть хорошего учителя»

    Документ
    Европа пришла к единому мнению о необходимости формирования многоязычной личности. Россия является частью европейского пространства. Современная ситуация в Чешской Республике и России, условия сближения культур, выход на международную
  9. Материалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009

    Документ
    Английский язык: актуальные проблемы лингвистики и методики : материалы международной студенческой научной конференции, Екатеринбург, 21 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО Урал.

Другие похожие документы..