Примерная программа наименование дисциплины «Физиология растений» Рекомендуется для направления подготовки

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины «Физиология растений»

Рекомендуется для направления подготовки

110900 «Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции»

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

1. Цели и задачи дисциплины

Цель - сформироватьзнания о сущности физиологических процессов в растениях на всех структурных уровнях их организации, возможности управления их ходом в пространстве и во времени, дать представления об используемых в физиологии растений экспериментальных методах исследования, дать навыки в использовании полученных знаний в разработке технологических приёмов хранения и переработки растениеводческой продукции.

Задачи: изучить процессы жизнедеятельности растений, физиологию и биохимию формирования качества урожая, освоить методы исследования физиологических процессов, научиться анализировать и применять на практике результаты физиологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Физиология растений входит в состав базовой части профессионального цикла и предполагает овладение студентами программами, умениями и компетенциями дисциплин общего математического и естественнонаучного цикла, а именно: знаниями в области анатомии, систематики, морфологии, фитоценологии и географии растений, системным подходом в биологии, принципами термодинамики биологических систем, химическим компонентным составом растительных организмов, владение современными физико-химическими методами количественного и качественного анализа биологических объектов, математическими приёмами обработки экспериментальных данных. Физиология растений является предшествующей для дисциплин: микробиология, биохимия с.х. продукции, основы научных исследований, производство продукции растениеводства, технология хранения и переработки продукции растениеводства, стандартизация и сертификация с.х. продукции, земледелие с основами почвоведения и агрохимии,

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

  • использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

  • готовности к оценке физиологического состояния, адаптационного потенциала и определению факторов регулирования роста и развития сельскохозяйственных культур;

  • готовности реализовать технологии хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства;

  • готовности реализовать технологии хранения и переработки плодов и овощей;

  • готовность к анализу и критическому осмыслению отечественной и зарубежной научно-технической информации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

  • способности к лабораторному анализу образцов почв, растений, проб животного происхождения и сельскохозяйственной продукции;

  • способности к обобщению и статистической обработке результатов экспериментов, формулированию выводов и предложений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    знать: анатомо-морфологическую локализацию физиолого-биохимических процессов в растениях, их ход и механизмы регуляции на всех структурных уровнях организации растительного организма; зависимость хода физиологических процессов от внутренних и внешних факторов среды; принципы формирования величины и качества урожая основных сельскохозяйственных культур; воздействие на растения факторов антропогенного происхождения; изменение химического элементного и биохимического состава урожая в процессе хранения и последующей переработки;

    уметь: определять жизнеспособность растительных тканей, исходя из возможности осуществления в них хода физиолого-биохимических процессов; определять степень насыщенности водой продуктивной части растений, содержание пигментов и веществ белковой, углеводной, липидной природы и витаминов в урожае основных сельскохозяйственных культур; пользоваться органолептическими и биохимическими показателями в процессе прогнозирования качества урожая;

    владеть:современными методами исследования и получения информации о ходе физиологических процессов в растительном организме, формировании биохимического качества урожая, навыками обработки и анализа получаемых экспериментальных данных, приёмами поиска новых сведений в области физиологии и биохимии растений, связанных с получением урожая с.х. культур высокого качества.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

4

Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Лекции

30

30

Лабораторные работы (ЛР)

42

42

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Реферат

20

20

Другие виды самостоятельной работы (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиуму и т.д.)

42

42

Подготовка к промежуточной аттестации

10

10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

144

4

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Введение

Предмет, методы, задачи, проблемы современной физиологии растений. Определение физиологии растений, место среди других биологических дисциплин, задачи и проблемы для решения. Понятие биологической системы, эволюция биологических систем, системный подход в изучении живого. Связь физиологии растений с технологическими дисциплинами. Физиологические процессы и качество сельскохозяйственной продукции.

1. Физиология растительной клетки

Современная клеточная теория. Типы клеточной организации (прокариоты, эукариоты). Элементы растительной и животной клеток. Разнообразие клеток и их функций. Структурные элементы растительной клетки. Принцип компартментации. Функции белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов, витаминов. Механизм реализации генетической информации. Превращение веществ и энергии в клетке. Внутриклеточный и внешний обмен веществ. Проницаемость клетки. Ответная реакция клетки на внешние воздействия. Клетка как открытая система.

2. Водный обмен растений

Общая характеристика водного обмена растений. Структура и физические свойства воды. Вода – структурный компонент растительной клетки, её участие в биохимических реакциях. Специфические физические и химические свойства воды. Функции воды в биологических системах. Термодинамические показатели состояния воды. Водный потенциал биологической системы. Ближний, средний, дальний транспорт воды в растении. Транспирация, её биологическое значение. Динамика содержания воды в онтогенезе растений, распределение по органам. Водный баланс растения. Показатели и пути повышения эффективности использования воды растениями. Динамика содержания воды в хранящейся продукции растениеводства.

3. Фотосинтез

Роль фотосинтеза в биосфере. Окислительно-восстановительная функция фотосинтеза. Спектральный состав солнечного излучения. Поглощение радиации растениями; распределение радиации в фитоценозе. Общее и парциальные уравнения фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза. Структурно-функциональная организация фотосинтетического аппарата. Химизм процессов ассимиляции углерода в фотосинтезе. Типы фиксации СО2 растениями (С3-, С4-, САМ-фотосинтез). Фотодыхание. Механизмы регуляции фотосинтеза на субклеточном, клеточном, органном уровнях и в целостном растении. Фотосинтез и первичный обмен веществ. Зависимость фотосинтеза от внутренних и внешних факторов. Возможные пути повышения фотосинтетической активности сельскохозяйственных культур. Светокультура растений. Роль фотосинтеза в формировании величины и качества урожая сельскохозяйственных культур. Влияние густоты стояния растений структуры посева, особенности расположения листьев в пространстве, удобрений и орошения на энергетическую эффективность фитоценозов.

4. Дыхание

Дыхание как элемент биологического окисления. Значение дыхания в жизни растений. Отличие дыхания от химического окисления. Типы дыхательных цепей. Основная и дополнительные дыхательные цепи. Ферменты дыхания и принципы окислительного фосфорилирования. Структура, локализация, пространственная организация. Регуляция электронного транспорта в дыхательной цепи. Дыхание и вторичный обмен веществ. СО2- и О2-газообмен. Методы учёта дыхания. Дыхательный коэффициент. Дыхание и урожай сельскохозяйственных культур. Дыхание растений и формирование качества урожая. Роль дыхания при хранении сельскохозяйственной продукции.

5. Минеральное питание

Химический элементный состав живых организмов. Биофильные элементы и их функции. Необходимые растению макро- и микроэлементы, их усвояемые соединения и физиологическая роль. Корневое и некорневое питание. Распределение минеральных элементов по органам растений. Влияние внешних и внутренних факторов на химический элементный состав растений. Поглощение, транспорт, распределение, реутилизация элементов минерального питания. Ритмичность в поглощении ионов корнями растений. Элементы минерального питания, урожай и качество продукции растениеводства. Проблема нитратов при получении растениеводческой продукции. Тяжёлые металлы и качество продукции растениеводства.

6. Рост и развитие растений

Понятие роста и развития на различных структурных уровнях организации растительного организма. Примеры роста и развития. Регуляция роста и развития внутренними (фитогормоны, ингибиторы, токсины) и внешними (свет, температура, водообеспеченность и т.д.) факторами. Основные закономерности роста и развития. Онтогенез растений и его периодизация. Регуляция онтогенеза: фотопериодизм, термопериодизм, яровизация. Ритмы физиологических процессов. Физиология формирования семян и других продуктивных частей растения. Взаимодействие вегетативных и репродуктивных органов в процессе формирования семян. Физиология покоя семян; прекращение покоя семян. Формирование величины и качества урожая. Физиологические основы хранения семян, плодов и другой продукции. Биохимический состав плодов и овощей в процессе хранения.

  1. Примерная программа наименование дисциплины «Физиология растений» Рекомендуется для направления подготовки (2)

    Примерная программа
    Цель - сформировать знания о сущности физиологических процессов в растениях на всех структурных уровнях их организации, возможности управления их ходом в пространстве и во времени, дать представления об используемых в физиологии растений
  2. Примерная программа наименование дисциплины почвенная микробиология рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    1.Цели дисциплины: формирование знаний, умений и навыков по общей, почвенной и сельскохозяйственной микробиологии, понимание роли почвенных микроорганизмов в агроэкологических процессах.
  3. Примерная программа наименование дисциплины механизация растениеводства рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    Цель дисциплины – формирование совокупности знаний о процессах и машинах, применяемых при производстве продукции растениеводства; приобретение умений по комплектованию и высокоэффективному использованию машинно-тракторных агрегатов
  4. Примерная программа наименование дисциплины латинский язык рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело

    Примерная программа
    Цель – заложить основы терминологической подготовки будущих специалистов, научить студентов сознательно и грамотно применять медицинские термины на латинском языке, а также термины греко-латинского происхождения на русском языке.
  5. Примерная программа наименование дисциплины «кормление животных» Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    Цель дисциплины - сформировать у бакалавров знания по оценке питательности кормов, биологическим основам полноценного питания животных и методам его контроля.
  6. Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная радиобиология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) (1)

    Примерная программа
    Цель дисциплины «Ветеринарная радиобиология» – дать студентам теоретические знания, освоить методы и приобрести практические навыки необходимые для организации и проведения радиологического контроля в сфере агропромышленного комплекса,
  7. Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная радиобиология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) (2)

    Примерная программа
    Цель дисциплины «Ветеринарная радиобиология» – дать студентам теоретические знания, освоить методы и приобрести практические навыки необходимые для организации и проведения радиологического контроля в сфере агропромышленного комплекса,
  8. Примерная программа наименование дисциплины «Гигиена животных» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) (1)

    Примерная программа
    Цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Гигиена животных» состоит в том, чтобы научить будущего специалиста изучать влияние комплекса факторов внешней среды на естественную резистентность организма и продуктивные качества
  9. Примерная программа наименование дисциплины «Гигиена животных» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) (2)

    Примерная программа
    Цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Гигиена животных» состоит в том, чтобы научить будущего специалиста изучать влияние комплекса факторов внешней среды на естественную резистентность организма и продуктивные качества

Другие похожие документы..