Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г Рабочая программа по литературному чтению

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А.Барто, Д.Хармс, Т.Собакин, Э.Успенксий, Б.Заходер, И.Пивоварова, В.Лунин,

И.Токмакова, С.Козлов, А.Дмитрие, А.Усачев, Е.Благинина, М.Бородицкая, А.Кушнер,

С.Черный, С.Маршак, Дж.Ривз.

Проза

Н.Носов «Приключение Незнайки» (отравок);

Г.Остер «Эхо»;

С.Воронин «Необыкновенная ромашка»;

14

Ю.Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д.Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н.Друк «Сказка»;

Б.Заходер «Серая звездочка»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

ПРОГРАММА

2 КЛАСС (136 ч)

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристика волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращение человека в животное, растение, явление природы.)

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными композиционными особенностями народной волшебной сказки.

Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основания для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л.Толстой, А.Гайдар, Н.Носов, В.Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла.

Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые разные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа – живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю.Тувим), небылицы (И.Пивоварова) , докучной сказки (И.Пивоварова), сказки-цепочки (Д.Хармс, А.Усачев). практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (преувеличение), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С.Козлова, японские сказки:«Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В.Марковой).

Библиографическая культура

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника:

привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книг: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Формирование____умений и навыков чтения, слушания и говорения. Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок- золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Барсу – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке».

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классика русской литературы

Поэзия

Д.Кедрин «Скинуло кафтан…»;

М.Лермонтов «Осень», «Утес»;

А.Пушкин «У лкоморья…», «Уж небо осень дышало…»;

Ф.Тютчев «Зима недаром злится».

Проза

М.Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л.Толстой «Прыжок», «Акула»;

И.Тургеньев «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я.Аким «Яблоко»*;

А.Ахундова «Окно»;

Т.Белозеров «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В.Берестов «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот

такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;

А.Гиваргизов «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А.Екимцев «Осень»;

Е.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б.Заходер «Собачкины огорчения»;

С.Козлов «Желудь»;

Ю.Коринец «Тишина»;

А.Кушнер «Что я узнал!»;

Г.Лагздынь «Утренняя кричалка»;

В.Лунин «Кукла», «Что я вижу»;

Н.Матвеева «Было тихо…»*;

С.Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;

С.Михалков «А что у вас?»;

Ю.Мориц «Хвостики», «Букет…»;

Э.Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому

хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*,

«Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;

И.Пивоварова «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г.Сапгир «У прохожих на виду… »;

Р.Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски»,

«Хрюпельсин и хрюмидор»;

М.Тахистова «Редкий тип»;

А.Усачев «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д.Хармс «Врун»*;

Е.Чеповецкий «В тихой речке у причала»;

С.Черный «Что кому нарвиться»*;

К.Чуковский «Федотка»;

Г.Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М.Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л.Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*,

«Крокодилово семейство»*.

Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские

трехстишия (хокку);

О.Дриз «Игра» , «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я ?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож

павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М.Карем «Ослик», «Повезло!»;

Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П.Коран «По дорожке босиком»;

Во Куанг «Заходите»;

Т.Кубяк «О гноме-рыбаке»*;

Л.Станчев «Осенняя гамма».

Проза

В.Берестов «Как найти дорожку»*;

В.Вересаев «Братишка»;

С.Воронин «Лесик-разноголосик»*;

В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа

гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю.Коваль «Три сойки»;

С.Козлов «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»,

«Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О.Кургузо «» Сухопутный или морской?;

Н.Носов «Фантазеры»;

Б.Окуджава «Прелестные приключения»;

С.Седов «Сказки про Змея Горыныча»;

А.Усачев «Обои», «Тигр в клеточку»*;

Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»;

Е.Чарушин «Томска испугался», «Томкины сны»;

Д.Биссет «Хочешь. Хочешь, хочешь… », «Ух!»;

А.Лингрен «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение»

к концу второго года обучения

Должны иметь общее представление:

• об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

• об особенностях сказки о животных;

• о народной волшебной сказке;

• о поэзии как об особом взгляде на мир;

• о существовании разных видов искусства (литературы, живописи).

Знать:

• наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

• имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы

• имена 2-3 современных писателей (поэтов);

• название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

• названия и содержание нескольких произведений любимого автора.

Уметь:

• читать целыми словами вслух и про себя;

• темп чтения 40-50 слов в минуту вслух и 55-65 слов в минуту «про себя»;

• определять тему и выделять главную мысль произведения;

• оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

• узнавать изобразительно — выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

• устно выражать своѐ отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• определение содержания книги по ее элементам;

• самостоятельного чтения книг;

• работы со словарями.

ПРОГРАММА

3 КЛАСС (136 ч)

Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.

Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта.

Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 2015 годы 2011 год

    Основная образовательная программа
    Лицензией: серия А, № 16 9 регистрационный № 2929 от 25.05.2011г., дающим право осуществлять образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
  2. Программа начального общего образования на 2011 -2015 годы

    Программа
    1.1. На современном этапе общество ставит перед образованием новые цели, а именно в ходе образовательного процесса современный человек должен приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми добывать знания, ставить
  3. Основная образовательная программа начальной школы (проект составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) На 2011 2015 учебный год

    Основная образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Читы, расположенное по адресу: ул. Романовский тракт, 77,
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 учебный год

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной
  5. Образовательная программа Начального общего образования На 2011-2015

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ«СОШ №9 имени А.С.Пушкина с углублённым изучением предметов физико-математического цикла» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
  6. Образовательная программа Начального общего образования На 2011-2015 года

    Образовательная программа
    осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет, педагогический совет, совет по введению Стандарта), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основе Примерной
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г. 2011 год

    Основная образовательная программа
    Полное наименование образовательного учреждения в соответ­ствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение Кайсынская основная общеобразовательная школа
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 2015 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Звягинская НШДС разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  9. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки

Другие похожие документы..