Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы XVII

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра филологии

Аникеева Надежда Александровна, кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВВ.

Специальность: 031001.65Филология,

(код по ОКСО)

специализация «Русский язык и литература»

Утверждено Рекомендовано

Ученым советом факультета кафедрой филологии

Протокол № ____ Протокол №____

«____» _____________2009 г. «____» ______________ 2009 г.

Декан факультета СГиЭН __________ Зав. кафедрой ______________

Урюпинск 2009 г.

Автор-составитель:

Аникеева Надежда Александровна, кандидат филологических наук,

доцент кафедры филологии,

Учебно – методический комплекс «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031001.65 «Филология», специализации «Русский язык и литература»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

1. Рабочая программа учебной дисциплины……………………… ………………………… 4

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………... 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………. 5

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины…………………………………………………. 6

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины………………………………………… 7

1.5. Содержание учебной дисциплины……………………………………………………. 9

1.6. Тематический план изучения дисциплины…………………………………………… 14

1.7. Список литературы по курсу…………………………………………………………… 17

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов………………………………………………………………………………

2. 1. Методические замечания по организации практических занятий……………….. 21

2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы для студентов……………………………………………………………………… 22

3. Учебно-методические материалы (УММ)………………………………………. …..

3.1. Лекции…………………………………………………………. …………………….... 31 3.2. Практические занятия…………………………………………………………………. 33

4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового

контроля………………………………………………………………………………………

4.1. Список текстов для обязательного чтения…………………………………………….. 43

4.2. Список текстов для дополнительного чтения…………………………………………. 44

4.3. Вопросы для модульных контрольных работ…………………………………………. 44

4.4. Примерные темы рефератов……………………………………………………………. 45

4.5. Вопросы к экзамену…………………………………………………………………….. 46

5. Балльно - рейтинговая система оценки успеваемости студентовУФ ВолГУ по

дисциплинам кафедры филологии……………………………………………………

5.1. Общие положения ……………………………………………………………………… 47

5.2. Методические указания по организации рейтингового контроля по дисциплине «Зарубежной литература XVII-XVIII вв.»…………………………………………………. 50

1. Рабочая программа учебной дисциплины

«Зарубежная литература XVII-XVIII вв.»

1.1. Пояснительная записка

В ходе изучения зарубежной литературы XVII-XVIII веков предполагается знакомство с развитием литературного процесса, с деятельностью выдающихся писателей периода, который ознаменован назреванием и проведением первых буржуазных революций – английской, французской. При изучении зарубежной литературы XVII-XVIII вв. должны быть учтены две стороны: самостоятельная эстетическая ценность, неповторимое своеобразие памятников литературы этого периода – великих произведений Лопе де Веги. Корнеля, Расина, Мольера, Мильтона, Дефо, Свифта, Вольтера, Дидро, Руссо, Лессинга, Шиллера, Гёте и значение достижений литературы классицизма, барокко, основных художественных направлений эпохи Просвещения для последующего развития духовной культуры человечества.

В процессе изучения курса следует уделять внимание межпредметным связям, рассматривать литературу на фоне исторического развития зарубежных стран, привлекать факты истории, философии, науки, искусства.

Курс «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков предусматривает изучение литературного процесса двух веков.

Программа предусматривает такие формы учебной работы, как лекционный курс, семинарские (практические) занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционный курс – 18 часов – ориентирован на выявление общих, типологически близких литературных явлений. Практические занятия – 18 часов – направлены на изучение конкретных художественных произведений в их национальной и общеевропейской специфике.

Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине:

1) подготовка к модульным контрольным работам;

2) чтение текстов, предполагающее ведение дневника читателя;

3) работа с научной литературой в библиотеке (конспектирование);

4) рефераты по предлагаемым темам;

5) домашние контрольные работы (для студентов заочного отделения).

Используемые формы контроля

  1. индивидуальное собеседование (дневник читателя);

  2. проверка конспектов научных источников.

  3. модульные контрольная работа для студентов дневного отделения; домашняя контрольная работа для студентов заочного отделения

  4. Рефераты.

  5. Зачет

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дневное отделение

Заочное отделение

Аудиторная работа

Лекции

18

10

Семинары

18

2

Лабораторные

-

-

Итого

36

12

Внеаудиторная работа

Курсовые работы

-

-

Дипломные проекты

-

СРС (рефераты, домашние работы, самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, модульным контрольным работам)

40

64

Итого

40

64

Итоговый контроль

(форма)

зачет

зачет

Общая трудоёмкость

дисциплины

76

76

1.3. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины:

Основная цельдисциплины – изучение литературного процесса XVII-XVIII вв. в историческом аспекте.

Задачи дисциплины:

- рассматривать литературный процесс в историко-культур­ном контексте эпохи;

- выявлять национальную специфику литератур и межна­циональные литературные связи;

- анализировать литературные произведения, относящиеся к разным литературным родам и жанрам в единстве формы и содержания;

- выделять круг конфликтов и художественных персона­жей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов;

- формировать базовый понятийный аппарат.

Изучение дисциплины отвечает следующим задачам п. 7.1 об­новленного ГОС ВПО и ориентирует на следующие виды профес­сиональной деятельности филолога:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учеб­ным планом;

- использование современных научно обоснованных прие­мов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенство­вания и повышения своей квалификации;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины.

Основные знания, умения, навыки, виды деятельности, кото­рым должен овладеть студент в процессе изучения дисциплины:

  • осознанное восприятие лекционного материала и его даль­нейшее углубление в процессе самостоятельной работы и на практических занятиях;

  • формирование целостной картины историко-литературно­го процесса с пониманием своеобразия каждого из куль­турных этапов;

  • чтение и конспектирование необходимой литературы, фор­мирование индивидуального отношения к тексту;

  • освоение навыков литературного анализа художественного текста;

  • выделение имен ведущих переводчиков, исследователей, наиболее авторитетных изданий, серий, учебных пособий и справочников;

  • освоение необходимого круга эстетических понятий и тер­минов, используемых при анализе художественного произ­ведения и литературного процесса в целом;

  • умение в письменной форме ответить на контрольные во­просы по курсу;

  • умение дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения экзамена или зачета;

  • творческое применение полученных знаний в профессио­нальной деятельности в школе с учетом возраста учащих­ся, имеющихся у них знаний, характера задачи и т.д.

Основные понятия, которые должен освоить студент

в процессе изучения курса

Классицизм, просветительский классицизм, «Веймарский классицизм», «революционный классицизм», рационалистический метод, литературные типы, классицистический характер, конфликт чувства и долга, система жанров классицизма, классицистическая трагедия, нравоучительная комедия, комедия характеров, «высокая комедия», комедия-балет, «спор древних и новых»;

Барокко, гонгоризм, консептизм, маринизм, метафизическая школа, «поэзия кавалеров», религиозно-философская драма;

Ренессансный реализм, просветительский реализм, испанская национальная драма, «драма чести»;

Просвещение, энциклопедисты, просветительские направления в литературе, сентиментализм, «Буря и натиск», штюрмеры, теория «естественного человека», общественный договор, «робинзонада».

1.5. Содержание дисциплины

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность: 031001. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель данного курса, читаемого на факультете филологическом, башкирской филологии и журналистики, — познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития зарубежной литературы.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.

Другие похожие документы..