Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия

38

Авторы-составители:

_ст. преп. Журавлева М.А., ________

(Ф.И.О., Ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия__________

__________________________________________________________________

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности

280101.65 Безопасность жизнедеятельности в техносфере__________________

(название специальности/направления)

Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения для специальности 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

В основу разработанного комплекса положена Примерная программа дисциплины «Химия», утверждённая Министерством образования Российской Федерации (2000 г.) для направлений: 550000 Технические науки, 510000 Естественные науки и математика (кроме направления 510500 Химия), федеральная компонента ЕН.Ф.05, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по соответствующим направлениям.

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Химия» относится к блоку естественнонаучных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере». Изучение дисциплины способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний. Данная рабочая программа посвящена химическим основам понимания природных и техногенных явлений, с учетом специализации выпускников транспортного вуза.

В курсе «Химия» изучаются фундаментальные законы химии, как основа со­временной технологии. Без глубокого изучения химических законов невозможно понимание современных технологических процессов, использующихся в промышленнос­ти, на транспорте, в строительстве, природных явлениях и в защите окружающей среды.

Цель изучения дисциплины - ознакомить студентов с процессами превращения веществ, сопровождающихся изменением химических и физических свойств при котором из молекул одних веществ путем соединения, разложения и перегруппировок входящих в них атомов образуются молекулы других веществ. Процессы изменения вещества связаны с внешними физическими условиями, в которых они протекают (температура, давление, концентрация и т.д.) и сопровождаются выделением или поглощением энергии. Изменяя эти условия, затрачивая энергию на поведение химических процессов или отводя ее (получение энергии за счет химических реакций), можно регулировать процессы химического изменения веществ, и, следовательно, состав и свойства получаемых продуктов.

Целью изучения также является создание теоретической базы для успешного усвоения ими специальных дисциплин и, в частности, – формирование научного и инженерного мышления. Фундаментальная подготовка студентов соответствует целям и задачам ГОС ВПО примерной программе специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительно важное значение. На различных предприятиях железнодорожного транспорта многие производственные процессы связаны с химическими процессами: в гальванических цехах, на шпалопропиточных заводах, в котельных, при сварочных и газорезных работах на предприятиях по ремонту подвижного состава, при нанесении лакокрасочных покрытий, во время химической чистке тканевых изделий для железнодорожного транспорта, в цехах по переработке отходов, на очистных сооружениях и т.д..

Коррозия металлов и железобетона, также является целью изучения химии. Железнодорожный транспорт (транспортные сооружения, оборудование, подвижной состав) работает в сложных природных условиях, перевозит грузы различной химической агрессивности, подвергается электрокоррозии (утечка блуждающих токов). В результате, наблюдается интенсивное разрушение металлических и железобетонных конструкций (трубопроводов, рельсов, опор, кабелей, мостов и др. объектов). Повышенные коррозионные процессы происходят также на других объектах железнодорожного транспорта: локомотивных и вагонных депо, гальванических цехах и многих других предприятиях, использующих агрессивные соединения (щелочи, кислоты, хлориды, сульфаты, ПАВ и др.).

Таким образом, изучение методов защиты металлов от коррозии также является целью изучения химии.

Задачей изучения дисциплины являются: 1) профессиональная подготовка специалистов и получения будущими специалистами необходимых знаний о средствах и мерах защиты металлов от коррозии, применении легированных сталей на железнодорожном транспорте и умении выбора химической и электрохимической защиты, применении прогрессивных технологий таких, как электролиз и гальванические элементы различных типов на предприятиях железнодорожного транспорта и на подвижном составе; 2) получение дипломированными специалистами теоретических представлений и практических навыков применения прогрессивных технических знаний, обеспечивающих высокий университетский уровень инженера.

Одной из важных задач современной химии является охрана окружающей среды. Рост и развитие химического производства, эксплуатация транспорта оказывает сильное влияние на окружающую среду. Это выражается в истощении почв, загрязнении атмосферы и природных вод, уменьшении площади зеленых массивов, регулирующих с содержание кислорода в атмосфере и сохраняющих реки, а также в сокращении отдельных видов растительного и животного мира. В этой связи перед химией стоит задача создания новых «безотходных» технологических процессов, осуществляемых по замкнутому циклу, разработка и совершенствование инженерно-строительных средств защиты окружающей среды.

Осуществление таких технологических процессов, полностью использующих природные богатства и не дающих вредных отходов производства, загрязняющих окружающую среду, возможно только при широком использовании физико-химических, химических и биологических процессов.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и Примерной программы дисциплины «Химия» Министерства образования Российской Федерации, принятой 08.12.2000 г.

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

В ходе изучения дисциплины «Химия» должны быть сформированы зна­ния и умения использовать:

фундаментальные понятия, законы, модели классической и современной химии.

Изучив дисциплину «Химия», согласно Государственному образовательному стандар­ту высшего профессионального образования и государствен­ные требования к минимуму содержания и уровню подго­товки выпускника предполагают, что в результате изуче­ния дисциплины студент должен:

- иметь представление: о предмете, цели, задачи дисциплины и об ее значении для будущей профессиональной деятельности;

о превращениях веществ, составе и строении веществ, зависимости свойств растворов от их состава и внешних условий, оценивать энергетические затраты при превращении одних веществ в другие, а также о законах и закономерностях протекания во времени сложных и взаимосвязанных явлений, физико-химических методах анализа производственного контроля.

- знать:

  • основные законы и закономерности химии,

  • строение вещества на современном уровне,

  • расчеты термодинамических функций,

  • расчеты скоростей химических реакций, констант равновесия и нестойкости комплексных ионов

  • расчеты концентрации растворов, активности ионов, ионной силы, произведения растворимости для возможности грамотно пользоваться справочной литературой,

  • рассчитывать электродвижущую силу гальванических элементов и количеств веществ, образующихся при электролизе и для оценки скорости коррозионных процессов,

  • механизмы и условия протекания химических реакций,

  • предвидеть их результаты,

  • определять возможность управлять химическим процессом на основании энергетических оценок,

  • проводить реакции быстрее и в нужном направлении и при условиях наиболее приемлемых для производственных масштабов;

  • разбираться в методах качественной аналитики.

- уметь:

  • работать с химическими реактивами,

  • применять физико-химические методы для решения задач в области взаимосвязанных явлений, физико-химических методах анализа производственного контроля,

- приобрести навыки:

  • использования учебной и технической литературы,

  • информационных материалов из Интернета,

  • работы с приборами,

  • проведения измерений и расчётов, решения химических задач,

  • осмысления, анализа и защиты полученных результатов.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Химия» дают возможность студентам изучать все последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне.

1.3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения – ЗАОЧНАЯ

Вид учебной работы

Количество часов

Всего по учебному плану

В том числе по семестрам

I курс

II курс

1

2

3

4

Аудиторные занятия:

44

24

20

Лекции

20

12

8

Лабораторные работы

24

12

12

Индивидуальные занятия

консультация

консультация

консультация

Самостоятельная работа

262

60

62

50

90

ВСЕГО ЧАСОВ

НА ДИСЦИПЛИНУ

306

84

62

70

90

Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)

Контр. раб.

№ 1,2

Контр. раб.

№ 3

Виды промежуточного контроля

Зачет

лаб.раб.

Зачет (контр. раб.)

экзамен

Зачет

лаб.раб.

Зачет (контр. раб.)

экзамен

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «химия» по специальности 050202. 65 «Математика и информатика» Учебно-методический комплекс Составитель: доцент

    Учебно-методический комплекс
    Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры: химическая термодинамика и кинетика; энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине химия (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Раздел I – «Общая и неорганическая химия» посвящен вопросам классификации неорганических соединений и химических реакций, изучению основным законов и понятий химии, рассмотрению строения атома, химической связи, растворам.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине химия (название) (4)

    Учебно-методический комплекс
    Раздел II – «Физическая химия» излагаются основы учений о химическом и фазовом равновесиях, скоростях и механизмах химических реакций, их взаимосвязи с электрическими явлениями, основы учений о дисперсно–коллоидных системах и поверхностных
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине химия (название) (6)

    Учебно-методический комплекс
    Раздел III – «Физическая химия» излагаются основы учений о химическом и фазовом равновесиях, скоростях и механизмах химических реакций, их взаимосвязи с электрическими явлениями, основы учений о дисперсно–коллоидных системах и поверхностных
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия (направление дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) направления 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и по специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях».
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия (направление дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей (направлений) 311400 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» (Направление – 660300 «Агроинженерия») (коды специальностей по ОКСО,
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия воды и микробиология (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности: 270112.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «химия» для специальности 050608 -экология Усть-Каменогорск 2005

    Учебно-методический комплекс
    Составители: к.х.н., ст. преподаватель кафедры неорганической и аналитической химии. Байбосынова Ардак Токтамысовна и преподаватель Оразова Сан Советбековна.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу разработанного комплекса положена Примерная программа дисциплины «Химия», утверждённая Министерством образования Российской Федерации (2 г.) для направлений: 55 Технические науки, 51 Естественные науки и математика (кроме

Другие похожие документы..