Учебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология» Специальности 050715 Логопедия

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ»

Специальности

050715 Логопедия

050712 Тифлопедагогика, 050713 Сурдопедагогика

050714 Олигофренопедагогика, 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

д.м.н., профессор Ю.В.Первова

Самара – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Планы проведения семинарских занятий (см. методические рекомендации)

7. Методические рекомендации для преподавателей

8. Контрольные работы (для заочного обучения)

9. Контрольно-измерительные материалы

10. Тематика рефератов

11. Вопросы к экзамену

12. Список основной литературы по дисциплине

13. Список дополнительной литературы

14. Краткий словарь терминов

15. Использование ИКТ в педагогическом процессе

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

2. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) и призвана сформировать у них ес­тественно-научную базу для изучения и усвоения специальных кли­нических и психолого-педагогических дисциплин на основе совре­менных достижений науки о строении, функции и развитии человека. В подготовке дефектологов медицинские предметы имеют важнейшее значение. Они способствуют развитию представлений о структуре и функции организма ребенка, динамике его развития, причинах и сущности заболеваний, аномалий развития.

Задачей курса является изучение структурных и функциональ­ных сторон основных анатомо-физиологических систем организма, раскрытие их взаимодействия. Уделяется внимание периодизации развития, критическим периодам развития, имеющие важное значение при разработке проблем дизонтогенеза.

Знания о строении и функциях организма человека в различные периоды индивидуального развития, регуляция физиологических параметров и механизмы адаптации и компенсации необходимы для дальнейшего усвоения как медико-биологических дисциплин таких как «Невропатология», «Основы медицинских знаний», «Психопатология», «Анатомия, физиология и патология органов речи, слуха, зрения» так и специальных дисциплин: «Логопедические технологии», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи», «Логоритмика», «Афазия». Курс логически связан с другими дис­циплинами медицинского цикла, психологией, педагогикой, психолингвистикой.

Уровни усвоения материала.

Задачей теоретической части является знакомство студентов с общим планом строения организма, понятием о тканях, органах системах органов, их взаимодействием. Строение и функционирование систем жизнеобеспечения и интегрирующих систем (нервной и эндокринной), механизмы адаптации организма к условиям внешней среды.

Практическая часть призвана формировать основные навыки, необходимые для контроля состояния организма, определения состояния здоровья и функционирования основных систем. Сюда можно отнести измерение артериального давления и сравнение со среднестатистической нормой, чтение общего анализа крови, анализ ЭКГ, оценка состояния опорно-двигательного аппарата, осанки.

Рассмотрение программного материала предваряется определе­нием его основной направленности, значения и актуальности. В процессе изучения данного курса студентами усваиваются следующие знания и умения:

- принцип целостности в работе организма человека, механизмы адаптации;

- структура и функция различных органов и систем органов;

- принципы регуляции физиологических процессов и функций;

- онтогенез нервной системы и критические периоды онтогенеза;

- возрастные особенности функционирования различных систем органов;

- возрастная периодизация;

- взаимосвязь структуры и функции в организме;

- понятие о высшей нервной деятельности и ее взаимосвязь с анатомическими

отделами мозга;

- гигиенические основы для оптимизации работы органов и систем;

- гигиена учебно-воспитательного процесса;

- составить примерное расписание уроков и режима дня для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- составление протоколов занятий, рисование схем;

- вызывание друг у друга сухожильных рефлексов;

- умение анализировать гемограммы, электрокардиограмм, электроэнцефалограмм;

- подготовка рефератов,отбор литературы, компановка материала .

Воспитание:

Освоение предмета формирует понятия и навыки здорового образа жизни, который необходим как самим студентам, будущим педагогам, так и для дальнейшей пропаганды ученикам и школьникам навыков, связанных со здоровым образом жизни.

Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы сту­дентов.

Курс рассчитан на 20 часов лекционных, 30 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Написание рефератов. Экзамен.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

100

100

Аудиторные занятия

50

18

Лекции

20

10

Практические занятия (семинары)

30

8

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

50

82

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Реферат

Контрольная работа

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

4. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Предмет анатомия и физиология. Связь с другими дисциплинами, история развития, методы исследования. Понятие о возбудимых тканях.

6

6

2

2

2

2

4

2. Основные принципы строения опорно-двигательного аппарата. Активная и пассивная части ОДА. Осанки, их виды. Гигиена ОДА.

6

4

2

4

4

3. Анатомия и физиология дыхательной системы. Строение гортани. Голосообразование. Внешнее и внутреннее дыхание. Дыхательные объемы. Гигиена дыхания. Возрастные особенности дыхательной системы

8

8

2

2

2

4

6

4. Анатомия и физиология сердечнососудистой системы. Строение сердца. Круги кровообращения. Регуляция работы сердца. Гигиена сердечнососудистой системы.

8

8

2

2

2

4

6

5. Внутренняя среда организма. Значение крови и лимфы. Понятие о группах крови и резус-факторе. Кроветворение.

6

4

2

2

2

4

6. Анатомия и физиология системы пищеварения. Регуляция работы пищеварительных желез. Опыты И.П.Павлова. Гигиена питания.

6

6

2

2

2

6

7. Понятие об обмене веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ. Пластический и энергетический обмены Роль ферментов в процессах обмена веществ. Белковый, жировой, углеводный, минеральный обмены

4

4

2

2

4

8. Анатомия и физиология выделительной и половой систем. Регуляция работы почек. Регуляция работы половой системы и полового поведения.

4

6

2

2

6

9.Эндокринная система. Железы внутренней секреции, строение, функция. Понятие гормон, их свойства. Механизм действия гормонов. Влияние гормонов на рост, развитие, обмен веществ и другие важнейшие функции детского организма. Об­щийобзор системы железвнутренней секреции.

8

8

2

2

4

6

10. Анатомия и физиология нервной системы. Онтогенез нервной системы. Строение нервной ткани. Синапс, понятие рефлекса, виды рефлекторных дуг.

8

8

2

2

2

4

6

11.Структура и функциональное значение различных отделов ЦНС.

8

8

2

2

2

4

6

12.Анализаторы – сенсорные системы организма. Учение И.П.Павлова об анализаторах

6

6

2

2

4

6

13. Высшая нервная деятельность. Виды условных и безусловных рефлексов. Торможение в ЦНС.

8

8

2

2

2

4

6

14. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы ВНД по И.П. Павлову. I и II сигнальные системы.

8

8

2

2

2

4

6

15. Физиологические механизмы памяти, сна, речи, мышления. Отделы мозга, связанные с аналитико-синтетической деятельностью. Мышление, его значение для научения. Виды внимания, значение для обучения.

6

8

2

2

4

6

Всего часов

100

100

20

10

30

8

50

82

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «игры в логопедической работе» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Современная система подготовки специалиста-логопеда носит практико ориентированный характер. Формирование готовности к практической деятельности является одним из приоритетных направлений высшей школы.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «игры в логопедической работе» Специальности 050712 Тифлопедагогика 050713 Сурдопедагогика с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Работа логопеда связана с непрерывным взаимодействием с детьми дошкольного возраста. Знание особенностей и закономерностей формирования ведущей деятельности поможет ему оптимально выстроить свою деятельность и добиться более высоких
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия» (раздел «дислалия»)

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (2-й семестр), обучающихся по специальности «Логопедия». Базой для усвоения раздела «Дислалия» служит изучение фонетического строя русского языка, онтогенеза усвоения речи в детском
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» для специальности 05071665 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050715. 65"Логопедия"

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе медико-биологических дисциплин занимает ведущее место, так как является основой для формирования системы знаний в области анатомии, физиологии и патологии
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» для специальности 050715. 65 Логопедия дополнительная специальность 050714. 65 Олигофренопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе медико-биологических дисциплин занимает ведущее место, так как является основой для формирования системы знаний в области анатомии, физиологии и патологии
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» для специальности 050716. 65 "Специальная психология" с дополнительной специальностью 050715. 65 Тифлопедагогика

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» в системе медико-биологических дисциплин занимает ведущее место, так как является основой для формирования системы знаний в области анатомии, физиологии и патологии

Другие похожие документы..