Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки «Флора и фауна земли Пермской»

Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки

«Флора и фауна земли Пермской»

 

Ориентация учащихся

на эколого-краеведческий

профиль.

 

 Составила:Новокрещенных Тамара Геннадьевна 

учитель биологии высшей  категории

Зуевской средней школы

Октябрьского района

Пермской области

Пояснительная записка.

Эколого – краеведческое воспитание становится в настоящее время приоритетным в работе школьных учреждений. Курс «Флора и фауна земли Пермской» по своему содержанию является межпредметным (биология-география), рассчитан на 20 часов для учащихся 6-7 классов. Включает          2 раздела: «Растительный мир Прикамья» и «Животный мир Прикамья».

Основная цель данного курса – пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нем. Программа позволяет формировать представления об окружающем мире и месте человека в нем, об ответственности за состояние всех живых существ на планете Земля. Содержание программы создает благоприятные возможности для освоения школьниками таких общечеловеческих ценностей, как красота, добро, любовь, милосердие, ответственность, познание, труд.

Региональный компонент в программе представлен наиболее интересной и мало освещенной в школьных учебниках информацией о растительном и животном мире Пермского края. Курс способствует расширению кругозора учащихся и углублению знаний по биологии и географии, знакомит с новыми понятиями: «фитотерапия», «канцерогены», «эндемики», «реликты», «энтомофаги» и др.

Содержание программы направлено на развитие у школьников начал экологической культуры и предлагает решение следующих задач:

·        развивать познавательный интерес к знаниям о природе родного края;

·        воспитывать осознанно-бережное отношение к растениям и животным;

·        способствовать развитию любви, чувства гордости за родной край;

·        формировать практические умения разнообразной деятельности: наблюдать, сравнивать, делать выводы, оказывать помощь при отравлениях;

·        развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус.

Курс предполагает работу с различной литературой биологического содержания, организацию игр, экскурсий (в зависимости от сезона года), работу с гербариями, просмотр видеофильмов, использование средств мультимедиа, выполнение исследовательских заданий.

Форма итоговой отчетности – творческая работа по выбору учащегося:

- сочинение;

- кроссворды, ребусы;

- синквейны;

- памятка о мерах первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами; укусе змей;

- рецепты оригинальных блюд из дикорастущих растений;

- книжка – малютка о редких растениях или животных (или по любой теме занятия данного курса);

- подборка информации о растениях и животных под рубрикой «Знаете ли вы, что…»;

- фантастические животные и растения (рисунки).

По окончании курса проводится итоговое занятие по представлению учащимися своих творческих работ.

Основные требования к творческой работе (по выбору):

- содержательность;

- научность;

- аккуратность и эстетичность.

Предполагается использовать работы учащихся в дальнейшем учебном процессе.

Содержание программы.

Раздел I. Растительный мир Прикамья.

             Тема 1. Введение.

Цели и задачи курса. Формы творческих заданий. Понятие о флоре и фауне.

             Тема 2. Край богатый лесами.

Виды лесов Пермского края, морфологические особенности деревьев и кустарников разных видов: ель, пихта, липа, клен, лиственница, кедр, можжевельник, ильм, дуб, лещина. Силуэты деревьев. 10 заповедей друзей леса (составлены ученым – экологом Франко Тасси).

Экскурсия в лес: «Силуэты деревьев»

Исследовательская работа: все ли деревья  и кустарники одновременно «оживут» в теплом помещении (наблюдение за распусканием почек).

              Тема 3. Растения – ориентиры.

Понятие о растениях – ориентирах, их значение для человека. Легенды о цветах (по теме).

              Тема 4. «Лесная аптека»

Понятие «фитотерапия». Малознакомые лекарственные растения, их применение. Правила сбора и заготовки. Легенды о цветах (по теме).

              Тема 5. «Зеленая столовая»

Съедобные дикорастущие растения. Съедобные грибы, их питательная ценность. Ядовитые грибы. Меры первой помощи при отравлении грибами.

Экскурсия в лес (или другое природное сообщество): «Съедобные дикорастущие растения».

              Тема 6. Ядовитые растения.

Виды ядовитых растений, места их произрастания. Меры предупреждения отравления ядовитыми растениями. Понятие о токсических и канцерогенных веществах. Меры первой помощи при отравлении.

              Тема 7. По страницам Красной книги.

Обеднение видового разнообразия. Понятие о реликтах и эндемиках. Виды реликтовых растений в Прикамье и Октябрьском районе. Правила поведения в природе. Легенды о цветах.

Экскурсия: Растения – реликты в окрестности д. Бикбай (в природоохранную зону горы Чакра – Тау).

              Тема 8. Картинка без кисти и красок.

Флористика – вид декоративного искусства. Растительный материал для флористики, правила сбора и засушивания растений, правила хранения и техника работы с природным материалом.

Практическая работа: «Картина – аппликация из сухих растений».

              Тема 9. Заповедные территории.

Виды охраняемых территорий. Заповедники «Басеги» и «Вишерский». Заказник «Предуралье», национальный природный парк «Сылвенский».

              Тема 10. Итоговое занятие.

Презентация творческих работ учащихся по разделу «Растительный мир Прикамья».

 

Раздел I I. Животный мир Прикамья.

             Тема 1. В царстве эльфов.

Самые многочисленные животные на земле (насекомые). Труженики лесного и сельского хозяйства: опылители, энтомофаги. Биологический способ борьбы.

             Тема 2. Кто живет в воде.

Видовое разнообразие рыб. Промысел, рациональное использование рыбных запасов. Правила лова.

               Тема 3. В воде и на суше (земноводные).

Видовое разнообразие, географическое распространение. «Виды – невидимки». Влияние человека на амфибий. Охрана земноводных.

             Тема 4. Ящерицы, змеи (пресмыкающиеся).

По следам древних ящеров в Пермском крае. Современное видовое разнообразие рептилий, их местообитание, географическое распространение. Влияние деятельности человека на пресмыкающихся. Если укусила гадюка. Охрана рептилий.

             Тема 5. Пернатые друзья (птицы).

Видовое разнообразие. Приспособление птиц к различным местам обитания. Сезонные явления в жизни птиц. Отношение человека к птицам. Птичьи кормушки и домики. Пение птиц. Редкие и исчезающие виды. Силуэты на небе, на проводах, на облаках.

             Тема 6.   Кто живет в лесу (млекопитающие).

Видовое разнообразие. Великаны и малютки. Млекопитающие в жизни человека. Виды охотничьих животных. Правила и сроки охоты. Охрана млекопитающих.

             Тема 7.   Следы по снежной тропе.

Белая тропа. Практические советы по следопытству зимой.

Экскурсия: следы мелких зверьков, зимние следы птиц.

 Тема 8.    Кто чего может, кто что умеет.

Удивительное поведение животных: кладовые животных, запасливые птицы, животные – строители, зимний сон животных.

             Тема 9.    Помните об этом !

Обеднение видового разнообразия. Каких животных считают редкими.  Охраняемые животные в Пермской области (цифры и факты).

             Тема 10. Итоговое занятие.

Презентация творческих работ учащихся по разделу «Животный мир Прикамья».

Тематический план.

Темы занятия

Колич. часов

Основные формы и методы

 

Раздел I. Растительный мир Прикамья.

 

1.

Введение.

1

- беседа.

2.

Край богатый лесами.

1

- экскурсия в лес;

- работа с географической картой Пермской области;

- работа с гербариями;

- исследовательская работа.

3.

Растения – ориентиры.

1

- просмотр к/ф «Часы Карла Линнея»;

- работа с открытками по теме.

4.

«Лесная аптека»

1

- работа со справочниками по лекарственным растениям;

- беседа с опорой на личный опыт учащихся.

5.

«Зеленая столовая»

1

- использование средств мультимедиа;

- работа с муляжами грибов;

- экскурсия в природное сообщество.

6.

Ядовитые растения.

1

- использование средств мультимедиа;

- работа с гербариями;

- беседа с опорой на личный опыт учащихся.

7.

По страницам Красной книги.

1

- работа с «Красной книгой Среднего Урала и др. литературой по теме;

- экскурсия в охраняемую территорию г. Чакра – Тау в окрестности д. Бикбай;

- игра «Вспомни виденное».

8.

Картинка без кисти и красок.

1

- практикум по составлению картин из природного материала;

- демонстрация картин, выполненных методом флористики.

9.

Заповедные территории.

1

- беседа;

- демонстрация таблиц.

10.

Итоговое занятие.

1

- творческий отчет учащихся.

 

Раздел I I. Животный мир Прикамья.

 1.

 

В царстве эльфов.

1

 

- использование средств мультимедиа;

- игра.

2.

Кто живет в воде.

1

- беседа;

- работа с учебником «Животные Прикамья»;

- игра «Фантастическая рыба».

3.

В воде и на суше.

1

- работа с учебником;

- использование средств мультимедиа;

4.

Ящерицы, змеи.

1

- просмотр к/ф;

- викторина.

5.

Пернатые друзья.

1

- беседа;

- птичий КВН;

- демонстрация кормушек и домиков для птиц;

- использование аудиозаписей (голоса птиц).

6.

Кто живет в лесу.

1

- экскурсия в лес;

- демонстрация рисунков следов животных и птиц.

7.

Следы по снежной тропе.

1

- использование средств мультимедиа (голоса животных);

- беседа.

8.

Кто чего может, кто что умеет.

1

- сообщения учащихся;

- просмотр к/ф.

9.

Помните об этом.

1

- беседа;

- использование средств мультимедиа;

- мини – сочинения учащихся.

10.

Итоговое занятие.

1

- творческий отчет учащихся.

 

 

Итого 20 часов.

 

Специальная литература для данной программы:

 

1.     Е.А. Черных, Т.В. Похожаева «Твое Прикамье. Береги свой дом» (эколого-краеведческая хрестоматия). Пермь. Издательство «Пушка», 2002 г.

2.     А.И. Шепель «Животные Прикамья» (книга I «Беспозвоночные», книга I I «Позвоночные»). Пермь. Издательство «Книжный мир», 2001 г.

3.     Л.В. Баньковский «Памятники природы Пермской области». Пермское книжное издательство, 1983 г.

4.     С. Барков «Туризм в Пермской области». ООО «Раритет-Пермь», 2002 г.

Литература для учащихся:

1.     Н.М. Верзилин «По следам Робинзона». М. «Просвещение»,  1994 г.

2.     М. Йовчев, К. Старчев «Удивительное поведение животных».   М. Издательство «Лесная промышленность», 1978 г.

3.     А.Н. Формазов «Спутники следопыта». Издательство Московского университета, 1989 г.

4.     В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов «Экология животных» 7 класс.    М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2001 г.

5.     А.М. Былова, Н.И. Шорина «Экология растений» 6 класс.          М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2001 г.

6.     С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии» (пособие для учащихся). М. «Просвещение»,  1981 г.

7.     В.А. Верещагина, Н.Л. Колясникова «Растения Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир», 2001 г.

8.     О.М. Первушина. В.Г. Столбова «Природа и творчество». Пермское книжное издательство, 1990 г.

 

Средства мультимедиа:

1.     «Биология» (растения, бактерии, грибы, лишайники) 6 класс.

2.     «Биология» (животные) 7  .

3.     «Биология» 6-11 класс (лабораторный практикум).

4.     «Экология».

Видеофильмы:

1.     «Диалоги о животных».

2.     «В мире животных».

 

  1. Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки «Флора и фауна земли Пермской» (2)

    Программа курса
    Эколого – краеведческое воспитание становится в настоящее время приоритетным в работе школьных учреждений. Курс «Флора и фауна земли Пермской» по своему содержанию является межпредметным (биология-география), рассчитан на 20 часов
  2. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  3. Публичный отчет общеобразовательного учреждения «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №2» (1)

    Публичный отчет
    Публичный отчет общеобразовательного учреждения «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №2» публикуется для широкого информирования основных заказчиков образовательных услуг, местной общественности, социальных
  4. Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010−2014 годы

    Программа
    Приложение 6. «Приоритеты в строительстве объектов социальной сферы по городам и районам Удмуртской Республики на 2010−2014 годы и на период до 2019 года»
  5. Программа 23 марта 7 апреля

    Программа
    к.ф.н., проф. Назарова Г.Ф. 3. Экзистенциальные переживания, отчаяния и надежды религиозным сознанием. к.ф.н., доц. Кононова Е.С. 4. Монистическая концепция единства мироздания как философское основание естественнонаучных идей А.Л.
  6. Программа «День науки 2010» Факультет начального образования Конференция преподавателей

    Программа
    Борзенкова О.А., к.п.н., доцент. Методико-математические задания как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.
  7. I. проблемы непрерывного географического образования зеленкова а. И., Савинская м. П

    Документ
    Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, созданный в 1930 г. как педагогический институт, сегодня является ведущим вузом Беларуси по подготовке высококвалифицированных специалистов разного профиля.
  8. Выступления (18)

    Документ
    «Информационно-коммуникационные технологии в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в дошкольном учреждении» (Волошенко И.А., Ангельцова Е.
  9. Айыы как изначальное духовно-нравственное понятие в олонхо // Сборник материалов конференции Язык как основной элемент культуры: генезис, традиции и современн

    Документ
    Багрийчук Е.П. Теоретические подходы в отечественной и зарубежной науке к изучению этнической толерантности Вестник Технического института (филиала) Якутского государственного университета: Выпуск 2.

Другие похожие документы..