Программа

Программа

Авторы:

Степанова И.И.

музыкальный руководитель,

Майорова Ю.В. – дефектолог

МДОУ № 1 г. Боровичи

Новгородской области

2009

Коррекционная ритмика

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.

Для эффективного развития ВПФ и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

  • обеспечение полноценного психического развития ребенка;

  • улучшение его работоспособности;

  • коррекция недостатков в двигательной сфере;

  • развитие общей и ручной моторики;

  • формирование чувства ритма;

  • создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.

Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Задачи, содержание, структура занятий коррекционной ритмикой

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Учитывая, что занятия коррекционной ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях коррекционной ритмики:

  • оздоровительное,

  • образовательное,

  • воспитательное

  • коррекционно-развивающее.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы», принятой в детском саду.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д.

На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка, вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Таким образом, предъявление на занятиях коррекционной ритмики заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно­-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание детей не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос взрослого заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.

Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки:

  • выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;

  • движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

  • кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

  • ребенок сильно потеет, особенно лицо;

  • учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25-50%, частота дыхания возрастает больше чем на 4-6 раз в минуту.

Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

  • уменьшение общего времени занятий;

  • уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;

  • упрощение сюжета игры;

  • изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;

  • уменьшение числа участников игры;

  • более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

  • снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;

  • уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;

  • более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;

  • использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

Диагностическое обследование выявило у большинства детей с ЗПР следующие двигательные нарушения:

  • нарушение координации движений;

  • скованность при выполнении движений и упражнений;

  • отсутствие плавности движений;

  • недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации.

Занятия КР тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Здесь происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.

Основные задачи:

  1. Развитие основных сторон внимания и памяти.

  2. Нормализация двигательного автоматизма.

  3. Развитие воображения.

  4. Развитие качественных характеристик движения.

  5. Развитие чувства темпа и ритма.

  6. Общая регуляция мышечного тонуса.

  7. Развитие правильного дыхания.

  8. Развитие и формирование эмоциональной выразительности.

  9. Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.

Занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с детьми с особыми потребностями.

Для организации работы по коррекционной ритмике мы рекомендуем провести диагностическое обследование детей в соответствии с методикой Ю.Я. Киселева («Практические занятия по психологии» под ред. А.Ц. Пуни. – М., 1977).

Диагностика развития детей.

Цель: выявление исходного уровня развития и состояния речи, слухового внимания, зрительно-двигательной координации, музыкально-ритмичных движений, эмоционального состояния и интереса к деятельности у детей.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Речь

Движения (зрительно-двигательная координация)

Взаимо-действие и интерес к деятельности

Способность к пониманию и выражению эмоциональных состояний

Развитие музыкально-ритмичных движений, слухового внимания

Итого-вый

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Программа Восьмого Всероссийского Фестиваля военно-патриотической песни «Щит России»

    Программа
    Проводится в соответствии с Перечнем мероприятий на 2012 год, проводимых Российским организационным комитетом «Победа» и Положением, утверждённым Организационным комитетом Фестиваля с 10 по 12 июня в г.
  2. Программа международной конференции «Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность»

    Программа
    17.15 - 19.00 Презентация исследовательских интересов (центры, коллективы, индивидуальные проекты). Презентация проекта «Молодежный ресурсный центр» (НИЦ «Регион»).
  3. Программа международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы»

    Программа
    10.30 – Открытие конференции. Приветственное слово заведующего кафедрой этики СПбГУ к.ф.н., доц. В. Ю. Перова, посвященное пятилетнему юбилею кафедры этики Философского факультета СПбГУ.
  4. Программа вступительного испытания по химии, проводимого бисгу самостоятельно пояснительная записка

    Программа
    1. Знания важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль,
  5. Программа курса "Мифы и кризисы-2: российский бизнес" (2002-03)

    Программа курса
    Преподаватели: Иван Ефимов, Екатерина КухтоКлассы: 9-11Время проведения: пятница, 16.55 Цели и задачи курса: Введение в курс основных экономических понятий и привитие образа экономического мышления.
  6. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 06 «Археология»

    Программа
    В системе наук о человеке и обществе археология имеет для России особое значение. Ее значимость определяется несколькими важными факторами. Во-первых, Россия одна из немногих стран мира, где масштабно представлены памятники всех основных
  7. Программа всероссийского практического семинара

    Программа
    «Реформа госзаказа: перспективы развития законодательства о Федеральной контрактной системе. Практические вопросы применения законодательства о размещении
  8. Программа научно-методологического семинара «Моральное развитие личности как проблема современного образования»

    Программа
    «Психолого-педагогическая характеристика морального сознания учащихся старших классов (на примере негосударственной общеобразовательной школы, муниципальной общеобразовательной школы и Вальдорфской школы)»
  9. Программа семинара "туризм"

    Программа

Другие похожие документы..