«Ставропольский государственный университет»

На правах рукописи

КОЛЕСНИКОВ­­­А Марина Евгеньевна

ИЗУЧЕНИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII – НАЧАЛЕ XX в.

Специальности:

07.00.02 – Отечественная история

07.00.09 – Историография, источниковедение

и методы исторического исследования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Ставрополь – 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет»

Научный консультант доктор исторических наук, профессор

Мохначева Марина Петровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Булыгина Тамара Александровна;

доктор исторических наук, доцент

Клычников Юрий Юрьевич;

доктор исторических наук, доцент

Кузнецов Андрей Александрович

Ведущая организация ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет»

Защита состоится «22» апреля 2011 г. в 12-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.03 при ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет».

Автореферат разослан «____» _____________ 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор исторических наук,

профессор Краснова И.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из ведущих тенденций развития исторического знания конца XX – начала XXI в. является рефлексия научного сообщества по поводу собственных методов исследования, места и роли исследователя в науке, взаимоотношений науки и социума. Это стимулирует активное осмысление истории науки, ее основных проблем и направлений, выявление закономерностей развития научного знания в контексте истории мировой цивилизации и культуры.

В отечественной исторической науке на рубеже XX–XXI вв. под влиянием методологического кризиса в мировой историографии и в связи с политическими и социокультурными переменами в нашей стране, произошел пересмотр концепций и идей в области гуманитаристики в целом. Мировая историческая наука сегодня немыслима не только без методологического плюрализма, но и без междисциплинарного принципа при изучении вопросов гуманитаристики. Рассмотрение эволюции и форм научной деятельности в южной российской провинции, истории формирования и функционирования интеллектуального пространства, историографической повседневности в таком своеобразном регионе, как Северный Кавказ, базируется на приоритете междисциплинарного подхода к анализу уже изученных исторических и историографических источников.

Актуальность предлагаемой темы обусловлена возможностью реализации современной модели исторического исследования, в основе которой лежит надрациональный подход, начавшийся формироваться в мировой историографии с конца XX века. В отличие от господствовавшей до недавнего времени интерналистской модели надрациональная модель исследования помогает сосредоточивать интерес на феномене историописания и более широко – историческом знании.

Смена методологических векторов повлияла и на научный интерес к регионологии, регионалистике, локальной истории, возрождению исторического краеведения в его новом контексте. Это изучение этносоциальных и социокультурных тенденций в развитии региона, которое актуализирует вопросы истории изучения Северного Кавказа.

Необходимость обращения к данной теме объясняется еще и тем, что по известным причинам большой и ценный массив созданных в дореволюционный период в российской провинции исторических, этнографических и археологических трудов и опубликованных исторических источников оказался невостребованным советской исторической наукой. Фронтальное изучение этого наследия позволяет по-новому взглянуть на проблему развития отечественной исторической науки.

История изучения Северного Кавказа является составной частью истории российского кавказоведения, которое имеет давние и основательные традиции. Однако в предложенном формате «интеллектуальной истории» эта проблема еще не рассматривалась. Освоение новых исследовательских практик при изучении местной истории позволяет нивелировать границы и сущностные характеристики исследовательских полей историка.

Важность предлагаемой темы вытекает и из особенностей изучаемого региона. Северный Кавказ – уникальный во многих отношениях регион России, представляющий собой особый культурно-исторический тип. Особенность его определяется как разнообразием естественно-географических условий и геополитическим своеобразием, так и многонациональным и поликонфессиональным составом его населения. С XVIII века и по настоящее время данный регион находится в сфере геополитических интересов многих государств, определивших устойчивый научный интерес к истории его народов. Письменная традиция изучения региона уходит в глубокую древность, а зарождение северокавказской историографической традиции относится ко второй половине XVIII в., когда в период присоединения Северного Кавказа к России и его освоения начинается систематическое научное изучение края. Осмысление многообразного опыта исторического познания Северного Кавказа, выявление основных каналов накопления знаний о нем необходимы для дальнейшего развития исторической науки в целом.

Обращение к истории изучения Северного Кавказа приобретает особое звучание в свете того, какое место сегодня занимает наука в выборе стратегии стабилизации обстановки в этом регионе. В свое время изучение Северного Кавказа явилось определенным шагом по органичному включению его в культурное поле России, в том числе его интеллектуального пространства, в пределах которого проявляется совокупность духовных достижений народов, идут процессы интеграции и культурного взаимообогащения. В процесс изучения региона были вовлечены представители местной интеллигенции, ученые разных национальностей, что в значительной степени способствовало взаимовлиянию и взаимообмену культур, становлению профессиональных национальных кадров, созданию региональных научно-исследовательских центров. Постепенно формировалось единое социокультурное пространство страны. Сегодня остро встает вопрос о сохранении и приумножении этого пространства, и наука - один из позитивных факторов этого процесса.

Провинциальная историография является неотъемлемой частью истории отечественной исторической науки, уникальным явлением в развитии исторической мысли России. Особой эпохой в провинциальном (региональном) историописании стала вторая половина XIX – начало ХХ века. В этот период на местах сформировались локальные интеллектуальные сообщества, занимавшиеся историческими и краеведческими исследованиями, были организованы научные учреждения и общества, имевшие ярко выраженную краеведческую направленность. На Северном Кавказе это - Ставропольский губернский, Кубанский, Терский и Дагестанский областные статистические комитеты, Ставропольское епархиальное церковно-археологическое общество, Общество любителей изучения Кубанской области, Кавказское горное общество, Ставропольское общество для изучения Северокавказского края, Ставропольская губернская ученая архивная комиссия и др. Ими накоплен уникальный опыт исследовательских практик.

Ключевым понятием и дефиницией, используемыми в диссертации, является словосочетание историографическая традиция, которое применяется в современных исторических исследованиях при освоении историографического наследия предшествующих эпох. Под историографической традицией автор понимает развитие устойчивых признаков научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается в данном случае на интеллектуальном (интерпретационном), научно-организационном, научно-коммуникативном, социокультурном уровнях в рамках таких практик историописания, как историческое северокавказское краеведение, отраслевая регионалистика Северного Кавказа, интеллектуальная история и интеллектуальная биографика северокавказских «писателей истории», а также науковедение.

В основу концепции диссертационной работы положен тезис о том, что история изучения Северного Кавказа во второй половине XVIII – начале XX века является органической частью и значительным вкладом в отечественное и зарубежное кавказоведение и наукотворчество в целом. Анализ этого вклада на уровне современного научного знания - исключительно важная историко-научная и социокультурная задача.

Объектом исследования является история изучения отечественного кавказоведения и интеллектуальная история Северного Кавказа, представленные обширным корпусом исторических и историографических источников, определяющих специфику развития региональной историографической традиции и местной истории исторической науки на протяжении указанного хронологического периода.

Предметом исследования являетсяпроцессстановления и развития научного познания Северного Кавказа во второй половине XVIII – начале XX в., этапы и специфика его эволюции, особенности его структурной организации. Этот процесс включает в себя характер взаимодействия столичных и провинциальных научных учреждений и обществ, специфику деятельности отдельных исследователей, занимавшихся изучением региона, а также особенности развития интеллектуального потенциала северокавказского научного сообщества в рассматриваемый исторический период.

Степень разработанности и изученности темы. Тема диссертации до сих пор не являлась предметом специального исследования, хотя различные аспекты истории изучения Северного Кавказа анализировались, подчеркнем, преимущественно в рамках археологических и этнографических дисциплинарных полей. Основные этапы и жанровые особенности истории изучения Северного Кавказа в отечественной исторической науке рассмотрены в третьей главе диссертации. Здесь же остановимся на специфике историографии проблемы.

Учитывая регионоведческий аспект исследования, историографический анализ его проблематики представлен в диссертации на двух уровнях изучения региональной истории – общероссийском и региональном.

В рамках классической отечественной историографической традиции литературу по истории изучения Северного Кавказа указанного периода условно можно разделить натри крупные группы соответственно трем хронологическим периодам развития кавказоведения. Это, во-первых, обусловлено внутренней логикой развития кавказоведения, во-вторых, – спецификой научно-отраслевого понимания исторических текстов, принадлежащих перу кавказоведов: путешественников, историописателей, включая обширный пласт краеведческих по природе и сути трудов российских авторов.

Первый период – XIX в. – начало 1930-х годов – охватывает значительный этап дореволюционной историографии, многие положения исторических концепций которой оказали влияние на историографию советского периода. Работы, созданные в это время, несмотря на разброс времени, были близки по структуре, форме изложения материала, тематике исследований и отчасти по методам и методикам историописания. Во многом это объясняется тем, что в научных сообществах и учреждениях до начала 1930-х годов продолжали работать исследователи-кавказоведы, которые до революционных событий 1917 г. трудились в северокавказских статистических комитетах, создавали научные общества и музеи. Все это позволило сохранить преемственность в изучении Северного Кавказа.

К 1920-м годам относится становление научной школы исторического краеведения, формирование научных представлений о его предмете, объекте и методах исследования. Рубеж 1920–1930-х годов вошел в историю науки как «золотое десятилетие» в развитии краеведения, которое было тесно связано с научными школами историков и академическими учреждениями страны. Определение верхней хронологической гранью рассматриваемого периода начало 1930-х годов обусловлено тем, что к этому времени в общих чертах начала складываться советская концепция отечественной истории, которая в основных своих составляющих сохранилась до конца 1980-х годов.

В указанный период российское кавказоведение превратилось в особую область исторического знания, выделившись из общего цикла востоковедческих дисциплин. Был накоплен огромный фактический материал, проведено его научное осмысление, сделан ряд открытий, сложились научные традиции кавказоведения.

Второй период – с середины 1930-х до конца 1980-х годов, соответствует общепринятой периодизации советской историографии, характеризуется реорганизацией научных учреждений гуманитарного профиля, значительными кавказоведческими исследованиями, масштабными экспедиционными работами, структурированием основных проблем кавказоведения, появлением первых обобщающих трудов как по отечественной истории в целом, так и по северокавказской в частности, а также специальных работ по истории изучения Кавказа и истории академического кавказоведения.

Дореволюционная история России изучалась с позиций традиционной марксистской методологии в русле формационной концепции, основывавшейся на приоритете социально-экономических факторов в объяснении процессов и событий. Работы, созданные в 1930-е – начале 1950-х годов, уже порывают с дореволюционной историографической традицией в рассмотрении исторических текстов. Авторские тексты изучались преимущественно с точки зрения общественно-политической направленности их содержания. Анализ местной книжно-журнальной продукции свидетельствует, что даже местная идеологизированная литература сохраняла региональную специфику, проявившуюся в особенностях историографического письма. Реконструкция же единого историографического пространства второй половины XVIII – начала XX в. надолго выпала из отечественной историографии.

В 1960-е годы началось возрождение краеведения, хотя и на иной основе. На местах продолжали работать краеведы, чья любознательность простиралась за рамки профессиональных знаний, был собран богатый источниковый материал, воссозданы многие страницы истории Северного Кавказа. Вопросами истории северокавказского краеведения в разное время занимались работники краеведческих музеев, библиотек, архивов и преподаватели высших учебных заведений Северного Кавказа. Огромную роль в развитии и популяризации краеведческих знаний сыграли региональные СМИ (пресса, радио, телевидение). Тогда же стали создаваться общие исторические работы о прошлом отдельных территорий Северного Кавказа, содержащие историографические разделы.

Смена этапов советской историографии была связана со сменой политических ориентиров в обществе и сказывалась на ее содержании и инфраструктуре. В конце 1980-х годов в свете политических «перестроечных» процессов в отечественной исторической науке появились новые сюжеты, заполнявшие «белые пятна» не только национальной, но и местной истории. В это же время появляется методологическая и идеологическая «разноголосица», с преобладанием второй. Это несовпадение идейно-теоретических подходов в дальнейшем вылилось в методологический плюрализм, захвативший и историю науки в провинции.

Отличительной чертой третьего периода, с начала 1990-х годов и по настоящее время, является появление новых подходов и методов к изучению дореволюционной истории России. Ряд из них пришел в современную науку из работ дореволюционных и опальных советских историков. Произошли изменения в проблемном поле истории исторической науки, на повестку дня выдвинулись новые исследовательские задачи, значительно обновилась источниковая база. Внимание стало уделяться истории самой исторической науки и роли тех, кто раньше был незаметен, но много делал для развития исторического знания, накапливал факты, популяризировал его и влиял на общественное сознание. Начали изучаться сюжеты, связанные с организационной структурой дореволюционной исторической науки, с историей провинциальных научных обществ, биографиями провинциальных исследователей. Приоритетным направлением в современной историографии, экстраполированным и на историю исторической науки, стало исследование человека во всем многообразии его отношений с обществом.

  1. «Ставропольский государственный университет» (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. Одной из ведущих тенденций развития исторического знания конца XX – начала XXI в. является рефлексия научного сообщества по поводу собственных методов исследования, места и роли исследователя в науке, взаимоотношений
  2. «Ставропольский государственный университет» (3)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «27» октября 2011 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.256.02 при ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по адресу: 355009, г.
  3. «Ставропольский государственный университет» (4)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 марта 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.01 по историческим наукам при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 42 8, Казань, ул.
  4. Ставропольский государственный университет (1)

    Программа
    Программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов.
  5. Ставропольский государственный университет (2)

    Программа
    Металл-человек - время: программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов.
  6. Ставропольский государственный университет (3)

    Программа
  7. О. В. Давыденко Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь Переход к рыночной экономике, реформирование жилищно-коммунального комплекса в условиях значительного износа и старения инженерных систем жизн

    Документ
    Переход к рыночной экономике, реформирование жилищно-коммунального комплекса в условиях значительного износа и старения инженерных систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов РФ, отсутствие достаточных материальных и финансовых
  8. Учебно-методический комплекс ставрополь 2011 Научный редактор: доктор философских наук, профессор Ставропольского государственного университета Г. Д. Гриценко

    Учебно-методический комплекс
    Пособие включает учебную программу курса, курс лекций, планы семинарских занятий, список литературы как основной, так и дополнительной по каждой теме, методические указания для организации самостоятельной работы.
  9. Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет «общая физика» (учебно-методическое пособие)

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие по изучению курса «Общая физика» предназначено для студентов 1-3 курсов, обучающихся по специальности 010400-«Физика» и содержит: темы семинарских и практических занятий; домашние задания в виде задач и

Другие похожие документы..