Рабочая учебная программа методика преподавания математики по основной образовательной программе подготовка бакалавра направления 050100

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калмыцкий государственный университет

Факультет педагогический

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

Кекеева З.О.

____________________

(Ф.И.О., подпись)

«___» _________ 2011 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

______Методика преподавания математики __

ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Подготовка бакалавра направления 050100

«Педагогическое образование», профиль и подготовки «Начальное образование»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Элиста

2011 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки _050100 Педагогическое образование. Профиль подготовки «Начальное образование» ________

(код по ОКСО и название)

Программа составлена: _Манджиева Н.Н.___ _к.п.н., стар. преп. ___________________________

(Ф.И.О., ученое звание, должность)

________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученое звание, должность)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________/Панькин А.Б./ ______________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Методики преподавания математики в начальной школе» являются:

- основные понятия, раскрывающие сущность методики преподавания математики в начальной школе как междисциплинарной отрасли знаний; основные категории методики преподавания математики в начальной школе; история развития данной науки;

- освоение студентами современных методов обучения математике в начальной школе;

- формирование у студентов умений и навыков, лежащих в основе сознательного и творческого подхода в решении возникающих в практике обучения математике учебно-воспитательных задач;

- формирование умений творчески работать в современных образовательных системах и программах.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата/магистратуры

Учебная дисциплина «Методика преподавания математики в начальной школе» относится к профессиональному циклу дисциплин Б 3В 6.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 часов. Выдвигаются следующие требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины: бакалавры должны иметь представление об основных понятиях и проблемах методики преподавания математики в начальной школе, обладать знанием основных понятий курса, иметь представление о различных образовательных программах обучения математике младших школьников. Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, для прохождения педагогической практики и в дальнейшем для профессиональной деятельности.

Дисциплина «Методика преподавания математики в начальной школе» имея собственную самостоятельность и завершенность в системе обучения, является логически связанной с такими дисциплинами как «Педагогика», «Психология», «Математика» и дополняет теоретическую подготовку бакалавров направления «Педагогика» (профиль «Начальное образование»).

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Общекультурные:

ОК-1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК- 2. Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК -3. Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования, и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК- 6. Способен логически верно применять устную и письменную речь;

ОК -7. Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

ОК -9. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК -13. Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК -14. Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

общепрофессиональные:

ОПК 1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК -2. Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

профессиональные

ПК -1. Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК- 2. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

на уровне представлений: основные понятия, раскрывающие сущность «Методики преподавания математики в начальной школе» как междисциплинарной отрасли знаний; основные категории «Методики преподавания математики в начальной школе»; историю развития данной науки;

на уровне воспроизведения:

- цели, задачи, содержание и особенности построения начального курса математики;

- основные требования к математической подготовке младших школьников;

- особенности различных образовательных программ в смысле реализации общих методических подходов;

- методы и приемы обучения математике начальной школы;

- основные формы организации учебного процесса;

на уровне понимания:

- основные способы образования, чтения и записи целых неотрицательных чисел;

- основные приемы устных и письменных вычислений;

- основные алгебраические и геометрические понятия, величины:

- основные методические приемы обучения решению задач;

- понятие текстовой задачи, различные методы решения и проверки решения задач.

Уметь:

Теоретические умения - уметь проводить анализ образовательных программ, действующих учебников, учебных пособий по математике начальной школы, научно-методической литературы;

- планировать процесс обучения младших школьников.

Практические умения – уметь выявлять, ставить и решать методические задачи;

- разрабатывать проблемные ситуации и общие подходы к их решению, с учетом специфики математического содержания и особенности его усвоения учащимися;

- самостоятельно конструировать и выполнять различные виды математических и методических заданий;

- решать любую задачу по курсу математики начальной школы различными способами, обосновывать выбранное решение, отыскивать наиболее рациональные способы решения задач.

Владеть:

- навыками самостоятельной трансформации, структурирования и грамотного преобразования теоретического знания в практическую профессиональную деятельность;

- интерактивными методами и приемами обучения;

- основными методами математической обработки информации;

- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения;

- современными технологиями, применять ИКТ.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Методики преподавания математики в начальной школе являются:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц 396 часов.

пп

Наименование модулей, разделов, (тем)

(для двух- и многосеместровых дисциплин – разбиение по семестрам) (для ООП)

семестр

Неделя семестра

лекции

Практические, семинарские

Лабораторные работы

Всего

СРС

Общая трудоемкость с учетом зачета, экзамена.

Формы текущего контроля

успеваемости (по неделям семестра)

Раздел №1 Основные подходы к обучению математики в начальной школы.

1

3

Тема №1.

Методика обучения математике как наука и как учебный предмет.

1-4

4

4

-

8

4

12

Устный опрос.

Тестирование.

Тема №2.

Методы обучения математике в начальных классах.

5-8

4

4

-

8

6

14

Реферат.

Контрольная работа.

Тема №3.

Средства и формы организации обучения математике младших школьников.

9-14

6

6

-

12

10

22

Контрольная работа.

Тестирование.

Коллоквиум.

Тема №4.

Развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике.

15-17

4

4

-

8

10

18

Устный опрос.

Реферат.

Тестирование.

Контрольная работа.

3

18

18

-

36

30

66

Раздел №2 Основные понятия начального курса математики и формирование вычислительных навыков.

2

4

Тема №5.

Основные понятия начального курса математики и особенности их формирования у младших школьников.

1-6

6

6

6

-

18

18

36

Устный опрос.

Реферат.

Контрольная .работа.

Тема№6.

Вычислительная деятельность младших школьников в процессе обучения математике.

7-16

10

10

8

-

28

20

48

Контрольная работа.

Тестирование.

Коллоквиум.

Тема №7.

Изучение родственных тем на основе технологии УДЕ.

17-18

2

2

4

-

8

6

14

Устный опрос.

Тестирование .Реферат.

Контрольная работа.

18

18

18

54

44

98

Раздел №3. Методика обучения решению текстовых задач. Алгебраический и геометрический материал в курсе математики начальной школы.

3

5

Тема №8.

Обучение младших школьников решению задач.

1-8

6

14

6

26

18

44

Устный опрос

Реферат

Тестирование

Контрольная работа

Тема №9.

Методика изучения алгебраического материала.

9-12

4

8

4

16

14

30

Устный опрос

Презентация

Контрольная работа

Коллоквиум

Тема №10.

Методика изучения геометрического материала.

12-16

2

4

2

8

14

22

Устный опрос

Тестирование

Тема № 11.

Методика изучения дробей.

17-18

2

4

2

8

4

12

Реферат

Контрольная работа

14

30

14

58

50

108

Раздел №4. Методика изучения величин в курсе математики начальной школы. Внеклассная работа по математике.

4

6

Тема №12.

Обучение измерению величин.

1-9

8

8

8

24

16

40

Устный опрос.

Реферат.

Тестирование.

Контрольная работа

Тема №13.

Внеклассная работа по математике.

10-12

4

4

4

12

14

26

Устный опрос.

Презентация.

Тема № 14.

Основные принципы построения обучения математике в начальной школе на основе технологии УДЕ.

13-17

4

4

4

12

10

22

Контрольная работа.

Тестирование.

Коллоквиум.

16

16

16

48

40

88

66

82

48

196

164

360

Экзамены

зачеты

курсовые

МСА

36

итого

396

  1. Рабочая учебная программа методика преподавания математики по основной образовательной программе подготовка бакалавра направления 050100 (2)

    Рабочая учебная программа
    - основные понятия, раскрывающие сущность методики преподавания математики в начальной школе как междисциплинарной отрасли знаний; основные категории методики преподавания математики в начальной школе; история развития данной науки;
  2. Рабочая учебная программа естественнонаучная картина мира по основной образовательной программе 050100 "Педагогическое образование"

    Рабочая учебная программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Начальное образование»
  3. Рабочая учебная программа концепции современного естествознания по основной образовательной программе 050100 "Педагогическое образование"

    Рабочая учебная программа
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (84)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Сургутским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профили Образование в области русского языка и Литературное
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (133)

    Основная образовательная программа
    ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 035700 Лингвистика (4)

    Основная образовательная программа
    1.1 Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 035700 Лингвистика и профилю подготовки Перевод и переводоведениепредставляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 035700 Лингвистика (5)

    Основная образовательная программа
    1.1 Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 035700 Лингвистика и профилю подготовки Перевод и переводоведениепредставляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (14)

    Основная образовательная программа
    Настоящая основная образовательная программа (ООП) представляет собой комплект учебно-методических документов, сформированных на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению 050100.
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (224)

    Основная образовательная программа
    Сформировать представления о целях и задачах деятельности профессиональных педагогических кадров с квалификацией бакалавр по направлению подготовки 050100.

Другие похожие документы..