Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 030301 «Психология»

Московский открытый социальный универси­тет (институт)

Социально-психологический факультет

Кафедра социальной психологии

Коваленко Б.В., Цуканова Е.В., Путилин В.Д., Путилина Н.В.,

Тенитилов С.В., Сунгурова Н.Л., Гребенникова Н.В., Сысоева Н.Ю.

ПРОГРАММА

государственногомеждисциплинарного экзамена

по специальности 030301 - «Психология»

Москва 2006

Московский открытый социальный универси­тет (институт)

Социально-психологический факультет

Кафедра социальной психологии

Коваленко Б.В., Цуканова Е.В., Путилин В.Д., Путилина Н.В.,

Тенитилов С.В., Сунгурова Н.Л., Гребенникова Н.В., Сысоева Н.Ю.

ПРОГРАММА

государственногомеждисциплинарного экзамена

по специальности 030301 - «Психология»

Москва 2006

Программа государственного междисциплинарного экзамена по спе­циальности 030301 - «Психология» - М.:МОСУ, 2005. – 29с.

Авторы:

КОВАЛЕНКО Б.В., д. филос. н., профессор;

Цуканова Е.В., к. псх. н, профессор;

Путилин В.Д., д. пед. н., профессор;

Путилина Н.В., к. пед.н., доцент;

Тенитилов С.В., к пед. н.;

Сунгурова Н.Л., к. псх.н., доцент.;

Гребенникова Н.В., к. псх. н., доцент;

Сысоева Н.Ю., к. вет. н., доцент.

Рецензенты:

А.А.Деркач, доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Л.В.Темнова, доктор психологических наук, профессор.

Программа рассмотрена на заседании Совета социально-психологического факультета МОСУ (Протокол № 3 от 2 ноября 2005г.).

Утверждена на заседании Ученого совета МОСУ (Протокол № 3 от 29 ноября 2005 г.)

Программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и рекомендациям УМО в области профессиональной подготовки выпускни­ков по специальности 030301 ПСИХОЛОГИЯ, с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии»

© МОСУ, 2005

Цели государственного междисциплинарного экзамена

  1. Проверить и оценить знания выпускников в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология», достаточные для компетентного выполнения обязанностей в соответствии с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии», а также для последующего обучения в аспирантуре.

  2. Выявить и оценить конкретные функциональные возможности студента-выпускника, его способности к самостоятельным суждениям и выводам на основе имеющихся знаний.

  3. Определить наличие и оценить уровень развития базовых профессиональных навыков и умений в области исследовательской и практической деятельности по специальности «Психология»

Требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник ВУЗа, усвоивший профессиональную образовательную программу по специальности «Психология», должен знать:

  • цели, задачи, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

  • историю становления и развития отечественной и зарубежной психологии;

  • основные направления прикладных исследований в современной психологической науке;

  • сущность основных психологических феноменов и закономерность их функционирования;

  • методы и технологии организации и проведения эмпирических психологических исследований;

  • современные психотехнологии, использующиеся в практической работе специалиста-психолога.

  • основные направления и области социальной практики, в которых теоретические и прикладные психологические знания находят свое практическое применение.

Уметь:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска, уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи, соответствующие квалификации «Психолог. Преподаватель психологии»;

  • применять в практической, прикладной деятельности современные психотехнологии, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • использовать результаты конкретных психологических исследований для решения прикладных и практических задач;

  • использовать современные прикладные, практические психотехнологии в решении задач различных направлений социальной практики, смежных профессиональных областей – педагогики, социальной работы, управления, здравоохранения, и проч.

Владеть:

  • инструментарием, методами организации конкретных психологических исследований;

  • методами и технологиями психологического консультирования, психологической экспертизы, психологической коррекции и другими методами практической психологической помощи личности;

  • методикой преподавания психологии в высшем учебном заведении;

Методические рекомендации по подготовке к экзамену и формы экзаменов

Государственный экзамен выявляет степень соответствия знаний и умений выпускника в области общепрофессиональных и специальных дисциплин требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология».

При подготовке к государственному экзамену следует пользоваться данным методическим пособием, которое содержит всю необходимую информацию для того, чтобы качественно подготовиться к аттестационному испытанию. Подготовку необходимо осуществлять по вопросам, которые впоследствии войдут в экзаменационные билеты. Обратите внимание на то, что вопросы сгруппированы в блоки, раскрывающие содержание базовых общепрофессиональных и специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта. В процессе подготовки полезно составить расширенный план ответа по каждому вопросу. Пользуйтесь при подготовке ответов рекомендованной обязательной и дополнительной литературой, а также лекционными конспектами, которые вы составляли при прослушивании курсов отдельных учебных дисциплин в процессе обучения в вузе. В случае возникновения трудностей при подготовке к государственному экзамену обращайтесь к преподавателям за соответствующими разъяснениями. Обязательным является посещение специальных консультаций и обзорных лекций, которые проводятся выпускающей кафедрой.

Ваши ответы на вопросы экзаменационных билетов должны продемонстрировать то, что вы:

  • понимаете цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

  • владеете инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований, приемами организации и планировании эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных целях;

  • знаете основные прикладные задачи психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях социальной практики;

  • понимаете специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам, знаете историю становления и развития психологической науки;

  • имеете представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики, социогенезе сознания;

  • имеете представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;

  • понимаете природу деятельности человека и ее строение, закономерности формирования и функционирование его мотивационной сферы;

  • имеете глубокое представление о личности и индивидуальности, структуре личности и движущихся силах ее развития;

  • знаете закономерности познавательной деятельности человека, особенности функционирования когнитивных и регулятивных психических процессов, понимаете мозговые механизмы высших психических функций;

  • знаете исходные закономерности общения людей, воздействия и взаимодействия, межличностных и межгрупповых отношений, формирование больших и малых социальных групп;

  • знаете основы формирования и оптимизации функционирования субъекта труда, имеете представление о психологическом профессиоведении, методах профессиональной ориентации, консультации и профессионального отбора, стимулирования и мотивации трудовой деятельности, оптимизации функциональных состояний;

  • знаете методику преподавания психологических дисциплин, основные закономерности и принципы организации обучения и воспитания личности.

Материал по раскрываемому вопросу излагайте структурировано и логично. По своей форме ответ должен быть уверенным и четким. Следите за культурой речи, не допускайте ошибок в произношении специальных терминов, имен и фамилий известных ученых, правильно называйте литературные источники, также обратите внимание на даты важных событий в истории развития психологической науки.

Критерии оценки знаний выпускника

Оценку «отлично» заслуживает студент, обнаруживший глубокое понимание психологических явлений, закономерностей и механизмов их функционирования, умение применять теоретические знания к решению практических психологических задач, усвоивший взаимосвязи психологических явлений и проявивший творческие способности в изложении программного материала. Студент должен освоить основную и быть знакомым с дополнительной литературой.

Оценку «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, усвоивший основную литературу и показавший способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знания основных психологических явлений, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой, и допускающему непринципиальные ошибки в их объяснении.

Оценку «неудовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший пробелы в понимании основ психологических явлений, допустивший принципиальные ошибки в их объяснении и не владеющий технологиями решения практических психологических задач.

Содержание программы государственного экзамена

Раздел 1. Современная психология, ее становление, основные направления

Тема 1. Общая психология

Предмет психологии и основные этапы его становления; природа и качественные особенности психики человека; деятельность человека, её строение и виды; деятельность и сознание; высшие психические функции и их социальная природа; потребности, мотивы, эмоции и воля; личность, индивидуальность, характер, темперамент; структура личности и движу­щие силы её развития; психофизика и психология ощущений и восприя­тий; мышление, его формы и стадии развития; специфика естественного и искусственного интеллекта; виды и функции речи; феноменология и за­кономерности функционирования внимания и памяти.

Литература

основная: 3, 4, 5, 6, 19, 35, 36, 39, 63, 87, 93.

дополнительная: 14, 16, 17, 21, 22, 23, 30, 41, 44, 45, 46, 47, 51, 56, 60.

Тема 2. История психологии

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и фило­софских учений о сознании; психология как наука о сознании в доэкспериментальный период; выделение психологии в самостоятельную науку и её развитие до открытого кризиса; основные школы и направления начала XX века, становление и тенденции развития современной отечественной психологии; современная зарубежная психология.

Литература

основная: 48, 86, 113.

дополнительная: 8, 9, 10, 35, 36.

Тема 3. Психогенетика

Предмет и задачи психогенетики; генетические и средовые детерми­нанты в межиндивидуальной вариантности психологических и психофизи­ческих характеристик человека, генотип и среда в индивидуальном разви­тии; методологическое и прикладное значение психогенетических иссле­дований.

Литература

основная: 21, 52, 69, 70, 75, 91.

дополнительная: 53, 61.

Тема 4. Зоопсихология и сравнительная психология

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии; ос­новные этапы эволюционного развития психики животных; особенности психической активности животных и онтогенез их психики, проблема ин­теллекта у животных; прикладная зоопсихология; сравнение психики жи­вотных и человека.

Литература

основная: 103.

дополнительная: 41, 44, 54, 56.

Тема 5. Психофизиология

Предмет и задачи психофизиологии; принципы переработки инфор­мации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных про­цессов, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций; психо­физиология ориентировочно-исследовательской деятельности и приня­тия решений; прикладная психофизиология; методы психофизиологичес­кого исследования.

Литература

основная: 11, 43, 75,

дополнительная: 29, 37, 61.

Тема 6. Клиническая психология

Предмет и задачи клинической психологии; мозговые механизмы высших психических функций, межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия; сенсорные и гностические нарушения ра­боты отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом; патопсихологический анализ нарушений познаватель­ной и эмоционально-личностной сферы; методы выявления и анализа ти­пичных патопсихологических синдромов у больных различными форма­ми психических заболеваний: психосоматика, психология аномального развития; основное содержание деятельности клинических психологов.

Литература

основная: 24, 26, 31, 50, 60, 90.

дополнительная: 6, 20, 25, 26, 31, 33,

  1. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология» 2010 / 2011 уч год

    Программа
    - общепрофессиональных дисциплин, дисциплин теоретической и практической подготовки по направлению – общая психология, экспериментальная психология, организационная психология, психодиагностика, социальная психология.
  2. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 030301. 65 «Психология» 2009 / 2010 уч год

    Программа
    - общепрофессиональных дисциплин, дисциплин теоретической и практической подготовки по направлению – общая психология, экспериментальная психология, история психологии, психодиагностика, социальная психология, психология личности.
  3. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301 психология

    Образовательная программа
    1.3. Целью основной образовательной программы подготовки специалиста является - сочетание профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно-богатой, интеллектуально оснащенной, социально – ответственной личности.
  4. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (1)

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Шамшикова О.
  5. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (2)

    Информационно-методическое пособие
    Представлены основные требования по организации, условиям проведения государственной аттестации выпускников факультета психологии по специальности 030301– «Психология», квалификация «Психолог.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 030301. 65 «Психология»

    Основная образовательная программа
    преподаватель психологии Номер изменения Номер и дата распорядительного документа о внесении изменений в документ Дата внесения изменения ФИО лица, внесшего изменение Подпись Список рассылки ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА высшего
  7. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов по специальности 030301 «Психология» Москва 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов по специальности 030301 «Психология». – М.: МУГУ, 2009.
  8. Методика преподавания психологии Учебно-методический комплекс по специальности 030301 «Психология» Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, изучающих основы методики преподавания психологии, в целях методической организации изучения данного курса, обеспечения студентов информацией о порядке, содержании, источниках учебного материала.
  9. Анцупов А. Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров

    Решение
    Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. - М.: ГА ВС, 1992.

Другие похожие документы..