Рабочая программа для студентов исторического отделения программа семинарских занятий

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Рабочая программа для студентов исторического отделения

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЕРИОД С ФЕВРАЛЯ 1917 ДО СОВРЕМЕННОСТИ

3‑й курс, пятый – шестой семестры

Руководитель — проф. И. С. Кузнецов

Семинарские занятия на 3‑м курсе в основных своих чертах являются продолжением работы, которая велась в рамках данной формы учебного процесса на первом-втором курсах. Фундаментальные цели семинарских занятий предполагают формирование у студентов навыков анализа источников и научной литературы, умения готовить цельные устные выступления и вести научную дискуссию. Одной из важных задач семинарских занятий на 3‑м курсе является также дополнение соответствующего лекционного курса, как с точки зрения фактического материала, так и в плане обсуждаемых проблем. Это представляется особенно актуальным с учетом того, что количество часов, выделяемых в настоящее время на лекции по отечественной истории сокращено, объем же материала стремительно нарастает.

Содержательные особенности семинарских занятий на 3‑м курсе определяются, во-первых, спецификой изучаемого периода отечественной истории, который, как известно, отличается особой сложностью, противоречивостью исторических процессов и соответственно чрезвычайной дискуссионностью в их оценках. Второй фактор, определяющий особенности семинарских занятий 3‑го курса – более высокий, в сравнении с предшествующими курсами, уровень знаний и умений студентов, которые, помимо прочего, приступают к научной специализации. В связи с этим возникает возможность и необходимость более фундаментального, чем на предшествующих этапах учебного процесса, обращения к теоретико-методологической и исторической литературе.

На новый уровень поднимается и работа с источниками как в смысле их разнообразия, так и с точки зрения уровня анализа. Помимо опубликованных источников, более широкие возможности возникают для использования архивных материалов и периодики. Значительное внимание уделяется также “устной истории” – работе с различными респондентами, записи меморатов о тех или иных этапах новейшей истории России.

Основными видами семинарских занятий на 3‑м курсе являются коллективное обсуждение тем и обсуждение подготовленных студентами докладов. Коллективные обсуждения проводятся в обязательном порядке, темы докладов выбирают сами студенты.

На семинаре – коллективном обсуждении – планируется проведение свободных дискуссий в рамках сформулированных в программе вопросов, заслушивание и обсуждение кратких сообщений (5–7 минут), а также написание письменных работ. Регламент студенческого выступления по теме курсового доклада – 20 минут. Рецензенту отводится для выступления 5 минут.

Помимо названных основных формы семинарских занятий, применяются также такие приемы, как “круглые столы”, рецензирование новейших публикаций.

Итогом работы должна стать письменная курсовая работа, в которой студент обязан продемонстрировать умение работать с определенным кругом источников и литературы, способность вписывать источник или ряд источников в историческое пространство и время. Особое внимание уделяется адекватному оформлению курсовой работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научному тексту.

Программа семинарских занятий помимо их тематики включает перечень основных вопросов для обсуждения, а также библиографический список к каждой теме. В начале каждого списка помещаются источники, затем – литература (между ними — знак “***”). Для большего удобства студентов специально выделяются книги, имеющиеся в библиотеке НГУ, они обозначаются знаком *. Источники и монографии размещаются в алфавитном порядке, статьи – в хронологическом.

ПЯТЫЙ СЕМЕСТР 3-го КУРСА

Тема 1

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ (6 часов)

  1. Психоментальные истоки большевизма.

  2. Социально-экономические, политические и культурно-психологические предпосылки революции.

  3. События 1917 г. — результат социального конфликта или цивилизационного кризиса?

  4. Свидетельства современников о психоментальном состоянии российского общества в 1917 г.

  5. Особенности социальной психологии основных групп российского социума в 1917 г.

  6. 1917 год: “пролетарская революция” или “крестьянская война”?

  7. Долговременное воздействие революции на социальную психологию россиян.

Библиографический список

Письма во власть. 1917–1927. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям. М., 1998.

Ленин В. И. Задачи пролетариата в данной революции // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 31.

Ленин В. И. Кризис назрел // Там же.

Ленин В. И. Удержат ли большевики государственную власть? // Там же.

Октябрьский переворот. М., 1991.*

Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990.*

Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993 (См. Вопр. истории. 1990. № 6–12 (особ. № 12); 1991. № 1–11.

Милюков П. Н. История второй русской революции. М., 2001.

Суханов Н. Н. Записки о революции: В 3 т. М., 1991–1992.*

Федорченко С. З. Народ на войне. М., 1990.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.*

Франк С.Л. Из размышлений о русской революции // Новый мир. 1990. № 4.

Кузнецов И. С. Генезис тоталитаризма в России. Социально-психологический аспект: Метод. указ. к курсу “Отеч. история”. Новосибирск, 1993.

***

Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. СПб., 1994.

Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.*

Вернадский Г. В. Ленин — красный диктатор. М., 1998.*

Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры российской революции 1917 г. СПб., 2001.

Кожинов В. А. Россия. Век XX (1901–1939). М., 2002.

Кузнецов И. С. “Проклятьем заклейменные?” Социально-психологические предпосылки российского тоталитаризма. Новосибирск, 1994. С. 14–34.

Леонов С. В. Рождение советской империи: государство и идеология 1917–1922 гг. М., 1997.

Революция и человек: социально-психологический аспект. М., 1996.

Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль. М., 1997.

Пайпс Р. Русская революция. М., 1994. Т. 1-2.

Волобуев П. В., Булдаков В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопр. истории. 1996. № 5–6.

Земцов Б. Менталитет масс в канун “великих потрясений” // Свободная мысль. 1997. № 11.

“Красная смута” на “круглом столе” (обсуждение книги В. Булдакова) // Отеч. история. 1998. № 4.

Четвертков Н. В. Несколько штрихов к портрету А. Ф. Керенского // Там же. 2001. № 6.

Тема 2

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1918–1920 гг. (6 часов)

  1. Особенности социально-экономической политики советской власти в годы гражданской войны.

  2. “Военный коммунизм”: сущность и основные компоненты.

  3. Большевистский политический режим периода гражданской войн: особенности и историческое место.

  4. “Белое дело”: реальная альтернатива или исторический тупик?

  5. Гражданская война и человек.

  6. Долговременные последствия гражданской войны. Формирование милитаризованной политической культуры.

Библиографический список

Голос народа. Письма и отклики рядовых граждан на события 1918–1932 гг. М., 1998.

Трудовые конфликты в Советской России. 1918–1929. М., 1998.

Народное сопротивление коммунизму. Урал и Прикамье. Ноябрь 1917 – январь 1919. Париж, 1982.*

Сопротивление большевизму. 1917–1918. М., 2001.

Деникин А. И. Очерки русской смуты. М., 1991* (См. также: Вопр. истории. 1990. № 3–12; 1991. № 1, 2–3 и далее).

Красин Л. Б. Письма жене и детям. 1917–1926 //Там же. 2002. № 1–3.

Сорокин П. А. Дальняя дорога. М., 1992.*

***

Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы. 1917–1923. М., 1995*.

Давыдов А. Ю. Нелегальное снабжение российского населения и власть. 1917–1921 гг. Мешочники. М., 2002.

Павлюченков С. А. Военный коммунизм. Власть и массы. М., 1997.

Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия (1917–1928). М., 1997.

Суворова Л. Н. За “фасадом” “военного коммунизма”: политическая власть и рынок // Отеч. история. 1993. № 4.

Давыдов А. К. Мешочничество и советская продовольственная диктатура. 1918–1922 гг. // Вопр. истории. 1995. № 3.

Телицин В. Л. Военный коммунизм: новый взгляд на старые проблемы // Отеч. история. 1998. № 4.

Коган Л. А. Военный коммунизм: утопия и реальность // Вопр. истории. 1998. № 2.

Ольшевский В. Г. Финансово-экономическая политика советской власти в 1917–1918 гг.: тенденции и противоречия // Там же. 1999. № 3.

Тема 3

АЛЬТЕРНАТИВЫ НЭПА (6 часов)

  1. Новая экономическая политика: стратегический выбор или вынужденный маневр режима?

  2. Нэповская “либерализация”.

  3. Тенденции и противоречия социально-экономического развития страны в период нэпа.

  4. Эволюция политического режима.

  5. Дальнейшее развитие этатистской тенденции в 20-е г.

  6. Альтернативы конца 20-х гг.

Библиографический список

Как ломали нэп. Стенограммы пленумов ЦК ВКП(б). 1928–1929 гг: В 5 т. М., 2000.

Коммунистическая оппозиция в СССР (1923–1927): В 4 т. М., 1992.

Крестьянские истории: российская деревня 1920-х годов в письмах и документах. М., 2001.

Письма во власть. 1917–1927. Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям. М., 1998.

“Совершенно секретно”. Лубянка Сталину о положении в стране (1922–1934). М., 2001. Т. 1: 1922–1923; Т. 2: 1924.

Советская деревня глазами ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1918–1939: Документы и материалы: В 4 т. М., 1998.

Пришвин М. М. Дневники. М., 1990.

***

Бокарев Ю. П. Социалистическая промышленность и мелкое крестьянское хозяйство в СССР в 20‑е годы: источники, методика исследования, этапы взаимоотношений. М., 1989.

Гимпельсон Е. Г. Нэп и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

Коэн С. Бухарин. Политическая биография. М., 1988.

Павлова И. В. Сталинизм: становление механизма власти. Новосибирск, 1993.

Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879–1929. М., 1990.

Трукан Г. А. Путь к тоталитаризму (1917–1927). М., 1994.

Черных А. И. Становление России Советской. 20-е годы в зеркале социологии. М., 1998.*

Быстрова И. Б. Государство и экономика в 1920-е гг.: борьба идей и реальность // Отеч. история. 1993. № 3.

Соотношение политики и экономики: завершающая стадия нэпа // Там же. 1996. № 2.

Орлов И. Б. Современная отечественная историография нэпа: достижения, проблематика, перспективы // Там же. 1999. № 1.

Тема 4

ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ” И СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ (6 часов)

  1. Индустриальный рост 30-х гг. в контексте долговременных тенденций отечественной истории.

  2. Альтернативы сталинской индустриализации.

  3. Коллективизация: историческая необходимость или выражение сталинского волюнтаризма?

  4. Коллективизация и российские традиции.

  5. Итоги и результаты коллективизации.

  6. Государственный террор периода “великого перелома”.

  7. Место “великого перелома” в политической эволюции большевистского режима.

Библиографический список

Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927–1932 гг. М., 1989.

Меньшевистский процесс 1931 г: Сб. документов: В 2 кн. М., 1999.*

Советская деревня глазами ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1918–1939: Документы и материалы: В 4 т. М., 1998.

Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы. М., 1999. Т. 1: Май 1927 — ноябрь 1929.; М., 2000. Т. 2: Ноябрь 1929 — декабрь 1930; М., 2001. Т. 3: Декабрь 1930 — 1933; М., 2002. Т. 4: 1934– 1936.

Анциферов Н. П. Из дум о былом. М., 1992.*

***

Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.

Ивницкий Н. А. Репрессивная политика Советской власти в деревне (1928–1933). М., 2000.

Осокина В. Я. За фасадом “сталинского изобилия”. Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927–1941. М., 1997.

Полян П. М. Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР. М., 2001.

Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30‑е гг.: деревня. М., 2001.

Рогачевская Л. С. Альтернативы первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР // Россия в XX в. Историки мира спорят. М., 1994.

Девис Р., Хлевнюк О. Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики // Отеч. история. 1994. № 3.

Зеленин И. Е. Крестьянство и власть в СССР после “революции сверху” // Вопр. истории. 1996. № 7.

Коллективизация и раскулачивание в начале 30-х гг. // Судьбы советского крестьянства. М., 1996.

Гинцберг Л. И. Массовые депортации крестьян в 1930–1931 гг. и условия их существования в северных краях // Отеч. история. 1998. № 2.

Дворниченк  А. Ю., Панеях В. М., Покровский Н. Н. // Отеч. история. 1998. № 3. Рец. на кн.: Брачев В. С. Русский историк Сергей Федорович Платонов. СПб., 1995. Ч. 1–2. С. 134–145.

Богданова Н. Б. Судебный процесс “Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)” в 1931 г. // Отеч. история. 2001. № 2.

Тема 5

  1. Рабочая программа для студентов заочного отделения «Прикладная информатика в экономике»

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Финансовый дилинг» предназначена для студентов заочной формы обучения специальности «Прикладная информатика в экономике»Программа включает учебно-тематический план дисциплины, содержание лекционных занятий,
  2. Рабочая программа по дисциплине «социология» для студентов заочной формы обучения Оренбург 2011

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Социология» студентам заочной формы обучения по направлению 030501.65 – «Юриспруденция».
  3. Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0

    Учебно-методическое пособие
    История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование
  4. Рабочая программа курса «История отечественного государства и права»

    Рабочая программа курса
    История отечественного государства и права – учебная юридическая дисциплина. Целью ее изучения является выявление исторических основ существующей правовой системы, ее обусловленности ходом исторического процесса.
  5. Рабочая программа для студентов отделения социальной работы красноярск 2001

    Рабочая программа
    Учебный курс «Социальная демография и этнография» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана направления «Социальная работа» и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к подготовке специалистов
  6. Рабочая программа для студентов 1-го курса дневного и вечернего отделений

    Рабочая программа
    Цели дисциплины – сформировать правовое и социально-политическое мышление, заложить теоретические основы для развития высокого профессионального и научного правосознания и правовой культуры у студентов.
  7. Программа Для студентов 1-го курса специальности «Документоведение и документарное обеспечение», «Антикризисное управление»

    Программа
    Рабочая программа по курсу «Экономическая теория (макроэкономика)» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 521600 – Экономика.
  8. Рабочая программа для студентов отделения социальной работы Красноярск 2000

    Рабочая программа
    Учебный курс «Конфликтология в социальной работе» предназначен для изучения студентами, обучающимися по специальности «социальная работа», и соответствует общим требованиям государственного стандарта предъявляемым к подготовке специалистов
  9. Рабочая учебная программа для студентов специальности 031401 «Культурология» экология региональной культуры

    Рабочая учебная программа
    Курс «Экология региональной культуры» связан с изучением проблематики и методов сохранения регионального историко – культурного наследия. Прогресс современной цивилизации зачастую оставляет в стороне традиционные элементы и институты культуры.

Другие похожие документы..