Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

возрастная психология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

возрастная психология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

В

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ГАГУ

Т.А. Гонохова (г.Горно-Алтайск)

В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 166с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, методические рекомендации для преподавателя, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также тексты к лекциям, курс возрастной психологии в схемах и таблицах, приложения.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология».

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: Т.А. Гусева, 2009.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возрастная психология рекомендована Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в качестве обязательной учебной дисциплины для студентов специальности 031000 «Педагогика и психология», квалификация – педагог-психолог. Возрастная психология входит в федеральный компонент блока специальных дисциплин (СД. Ф.).

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) разработан в соответствии с требованиями ГОС ВПО. УМКД содержит учебную программу курса, методические рекомендации для преподавателя, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, тексты к лекциям, курс возрастной психологии в схемах и таблицах, приложения.

Программа учебной дисциплины состоит из введения, содержательного блока, контрольно-измерительного и ресурсного блоков. Во введении представлены требования ГОС ВПО к обязательному минимуму дисциплины и основные дидактические единицы, сформулированы цель и задачи дисциплины, подробно описаны требования, предъявляемые к уровню освоения содержания дисциплины. Дана краткая характеристика форм контроля и показано распределение учебного материала по модулям и по семестрам. Содержательная часть программы представляет теоретическую (лекции) и практическую (практические и лабораторные занятия) части дисциплины. В разделе контрольно-измерительных материалов находится описание рейтинговой оценки работы студентов, приводятся контрольные тесты, вопросы к зачету и экзамену. В ресурсной части программы приведена литература, рекомендуемая для изучения дисциплины и электронные ресурсы.

Методические рекомендации для преподавателя содержат общую характеристику дисциплины и описание современных образовательных технологий, рекомендуемых для использования в учебном процессе: групповых технологий (позиционное обучение, деловые игры и др.), информационных технологий (технологий мультимедийных презентаций, форум-технологий и др.).

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов состоят из перечня видов самостоятельной работы студентов, рекомендованных при изучении учебной дисциплины, подробных рекомендаций по работе с литературой и подготовке тематических презентаций.

Тексты, представленные в УМКД, являются необходимым лекционным курсом, но недостаточным для глубокого освоения дисциплины. Тексты приведены в соответствии с выделенными дидактическими единицами.

Курс дисциплины в схемах и таблицах представляет собой авторский взгляд на проблемы возрастной психологии в виде опорных сигналов, что позволяет реализовывать индивидуально-ориентированный подход к студентам с доминирующим образным мышлением.

В приложениях представлены учебные карты дисциплины: карта самостоятельной работы, ресурсная карта, карта согласования программы дисциплины с другими учебными дисциплинами.

УТВЕРЖДАЮ:

декан факультета психологии

__________ И.В. Семенченко

«____»______________2009 г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Шифр и наименование

дисциплиныОПД. Ф. 12.

возрастная психология

Статусобязательная

Специальность

(направления)031000 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Форма обученияочная (заочная)

Объем дисциплины140 часов

Соответствие учебному плану

Номер

семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ) расч. заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

самост. работа

всего

из них

лекции

практич.

лаборат.

3

140

70

36

20

14

70

-

зачет

4

140

70

34

20

16

70

-

экзамен

ВВЕДЕНИЕ

Программа учебной дисциплины составлена на основании государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана.

Требования ГОС к содержанию курса

Код по ГОС ВПО

СД. Ф.1

Название дисциплины и дидактическое содержание

Возрастная психология

Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

Трудоемкость по ГОС ВПО

280 ч.

Основные дидактические единицы

1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст.

4. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

5. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

6. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость.

7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

Цель и задачи дисциплины

Возрастная психология рекомендована ГОС ВПО в качестве обязательной учебной дисциплины для студентов специальности 031000 «Педагогика и психология» (2 курс, 3-4 семестры). Предметом изучения данной дисциплины курса являются проблемы и закономерности психического развития человека в разных возрастных периодах: от младенчества до старости, а также особенности развития личности в особых условиях.

Цель курса: изучение закономерностей развития личности на разных возрастных этапах (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый период, юность, зрелость, старость), а также в условиях депривации и особых условиях.

Основные задачи дисциплины:

  1. получение студентами представлений о ведущих детерминантах и основных закономерностях развития, механизмах и динамике психического развития;

  2. знакомство с основными теориями развития отечественных и зарубежных психологов;

3) овладение навыками практической работы на лабораторных и семинарских занятиях, в ходе которых студенты получают представление о методах изучения психического развития детей и взрослых и самостоятельно проводят ряд исследований с помощью диагностических методик.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, долженобладать компетенциями психолога и преподавателя психологии;

  1. знать:

- ведущие детерминанты и основные закономерности развития, механизмы и динамику психического развития;

- основные теории развития в отечественной и зарубежной психологии;

- основные подходы к решению проблем психического развития

2) уметь:

- пользоваться специальной и справочной литературой;

- владеть категориальным и научно-методологическим аппаратом дисциплины;

- критически анализировать и оценивать различные подходы в возрастной психологии;

3) обладать способностями:

- подбирать соответствующие возрасту методы диагностики и консультирования и использовать их в работе психолога;

- решать практические задачи, связанные с возрастным консультированием, возрастной диагностикой, психопрофилактикой возрастных проблем;

- прогнозировать дальнейшее развитие личности;

4) обладать мотивами готовности к саморазвитию и самоорганизации деятельности психолога;

5) проявлять познавательную активность, дисциплинированность, организованность, ответственность, инициативность, настойчивость, креативность, эмпатию, толерантность и др.

Формы контроля

В процессе преподавания данной дисциплины используется текущий и итоговый контроль в форме рейтинговой оценки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях (в форме опроса, проверки конспектов лекций, знания оригинальных текстов, глоссария, выполнения тестовых заданий и др.); итоговый – по выполнению модулей (зачет и экзамен).

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..