Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

5. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Б) интимность

В) компетентность

Г) инициативность

Д) идентичность

ДЕ 3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст.

1. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о:

А) наличии у ребенка ориентировочных рефлексов

Б) появлении эмоционального общения

В) наступлении нового периода развития – младенчества

2.Какая когнитивная функция интенсивно развивается в период младенчества:

А) память

Б) мышление

В) восприятие

Г) речь

3. Ведущая деятельность ребенка в раннем детстве:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) учебно-познавательная деятельность

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) непосредственно-эмоциональное общение

4. Кризис 3-х лет – это…:

А) кризис социальных отношений

Б) кризис детской непосредственности

В) кризис индивидуальной психической жизни

Г) кризис взросления

5. В чем основное противоречие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

А) в необходимости непосредственного контакта со взрослыми

Б) в разрыве между стремлением быть как взрослый и невозможностью

реализовать это стремление

В) в стремлении к личностным контактам со сверстниками

ДЕ 4. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

1. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует пубертатный период:

А) генитальной

Б) оральной

В) анальной

Г) фаллической

Д) латентной

2. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Б) автономность

В) компетентность

Г) инициативность

Д) идентичность

3. Ведущая деятельность старшего школьника:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) непосредственно-эмоциональное общение

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) учебно-профессиональная деятельность

4. Исключи лишнее из перечня новообразований подростка:

А) стремление к взрослости

Б) потребность в самоутверждении среди сверстников

В) потребность в общественно-значимой деятельности

Г) критическое отношение к окружающим

Д) самоконтроль

5. Исключи лишнее из перечня новообразований старшего школьника:

А) мировоззрение

Б) профессиональные интересы

В) потребность в самовоспитании

Г) самоопределение

Д) потребность в самоутверждении среди сверстников

ДЕ 5. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость.

1 Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону:

А) 40-70 лет

Б) 25-60лет

В) 30-60лет

2. Кризис середины жизни приходится на возраст:

А) 40лет

Б) 30 лет

В) 50 лет

3. Преждевременное старение означает опережение:

А) хронологического возраста психологическим

Б) психологического возраста биологическим

В) биологического возраста хронологическим

4. Базовое образование зрелого возраста:

А) инертность

Б) направленность

В) продуктивность

5. Причины кризиса среднего возраста:

А) страх смерти

Б) депрессия

В) уход детей из семьи

Г) профессиональное становление

ДЕ 6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

1. Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития:

А) дефектология

Б) социальная психология

В) специальная психология

Г) коррекционная психология

2. Госпитализм характеризуется:

А) невозможностью удовлетворения органических потребностей

Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве

В) недостатком общения со сверстниками

3. Одаренными называют детей:

А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития

Б) обнаруживающих высокий уровень общих способностей

В) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей

Г) все ответы верны

4. Общие признаки госпитализма (исключи лишнее):

А) потеря в весе

Б) апатичность

В) сужение сознания

Г) уход от контактов с окружающими

5. Лишение человека сенсорных впечатлений называется:

А) депривацией

Б) экстремальностью

В) иллюзией

ДЕ 7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

1. Автор методики «Графический диктант»:

А) А. Анастази

Б) Д.Б. Эльконин

В) Н.И. Гуткина

Г) И. Йирасек

Д) А.Керн

2. Норма объема памяти ребенка 7-8 лет по данным методов исследования:

А) свыше 5 единиц

Б) свыше 7 единиц

В) 3-5 единиц

3. Методика «Несуществующее животное» позволяет оценить (исключи лишнее):

А) проявления независимости

Б) агрессивность

В) уровень самооценкИ

Г) уровень ригидности

Д) тип темперамента

4. Методика ШТУР предназначена для диагностики умственного развития:

А) дошкольника

Б) младшего школьника

В) подростка

Г) старшеклассника

Д) зрелого человека

5.Методика Векслера предназначена для диагностики умственного развития:

А) дошкольника

Б) младшего школьника

В) подростка

Г) старшеклассника

Д) зрелого человека

Вопросы к зачету

  1. Охарактеризуйте предмет и задачи возрастной психологии.

  2. Покажите связь возрастной психологии с другими науками.

  3. Дайте характеристику методам возрастной психологии.

  4. Рассмотрите категорию развития в философии, физиологии, психологии.

  5. Сравните основные концепции психического развития (натуралистические, культурологические, психоаналитические, бихевиористские, когнитивистские, эпигенетические, гуманистические, онтологические, историко-эволюционные, амплификационные).

  6. Что является источниками, движущими силами и условиями развития?

  7. Покажите роль биологического и социального фактора в развитии личности.

  8. Назовите основные закономерности психического развития.

  9. Какова взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе?

  10. Дайте определение зонам и уровням психического развития. Обучаемость и обученность.

  11. Расскажите об особенностях развития личности в экстремальных условиях и условиях депривации (на примере жизненных и художественных сюжетов).

  12. Покажите взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития (сензитивность, возрастной кризис).

  13. Охарактеризуйте основные понятия возрастной психологии: возраст, период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

  14. Опишите основные этапы периодизации Д.Б. Эльконина.

  15. Назовите основные признаки ведущей деятельности, охарактеризуйте закономерности смены видов деятельности.

  16. Дайте определения понятиям: новообразования возраста, социальная ситуация развития.

  17. Дайте характеристику основным периодам психосексуального развития в периодизации З. Фрейда.

  18. Охарактеризуйте периоды психосоциального развития в периодизации Э. Эриксона.

  19. Покажите стадиальность интеллектуального развития на примере периодизаций Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона.

  20. Проанализируйте проблему периодизации психического развития в современной психологии.

  21. Дайте оценку интегральной периодизации психического развития в работах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман.

Экзаменационные вопросы

  1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

  2. История возникновения и развития возрастной психологии Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки.

  3. Проблема детерминант психического развития ребенка

  4. Проблема соотношения обучения и развития

  5. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

  6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность.

  7. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

  8. Проблема периодизации в отечественной психологии. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития.

  9. Периодизация Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность, новообразования возраста, социальная ситуация развития.

  10. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского

  11. Периодизация З. Фрейда: психосексуальное развитие.

  12. Периодизация Э. Эриксона: социализация личности.

  13. Периодизация Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона: интеллектуальное развитие.

  14. Интегральная периодизация психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

  15. Психологическая характеристика кризисов в развитии.

  16. Общие тенденции пренатального периода развития. Кризисы рождения и новорожденности. Психическая жизнь новорожденного.

  17. Психологические особенности младенческого возраста. Кризис 1-го года жизни.

  18. Психологические особенности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет.

  19. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психических процессов и личности ребенка от 1 года до 3 лет.

  20. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития дошкольников.

  21. Психологические особенности ребенка в дошкольном возрасте: развитие познавательных процессов дошкольника и становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Кризис 7-и лет.

  22. Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.

  23. Учебная деятельность младшего школьника, ее влияние на развитие личности.

  24. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  25. Особенности становления личности младшего школьника.

  26. Индивидуальные варианты развития младшего школьника

  27. Психологические особенности подросткового возраста: ведущая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

  28. Особенности личностного развития подростка. Подростковый кризис.

  29. Особенности учебной деятельности подростка. Познавательные процессы в подростковом возрасте.

  30. Акцентуации характера в подростковый период.

  31. Особенности личностного развития в раннем юношеском возрасте.

  32. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Кризис 17-и лет.

  33. Психологические особенности юношеского возраста.

  34. Психологические особенности молодости. Создание супружеской семьи и родительство. Профессиональная деятельность в период молодости.

  35. Психологические особенности зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Кризисы зрелости.

  36. Проблема взаимоотношений поколений в зрелом возрасте: взрослые дети, внуки, престарелые родители.

  37. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Особенности личности в старости.

  38. Теории старения. Основные линии онтогенеза в старости.

  39. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию.

  40. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..