Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Занятие № 16.Диагностическая и развивающая работа психолога (2ч)

Цель занятия: обсудить проблему использования диагностических и развивающих методов; закрепить теоретические знания по теме; обратить внимание студентов на проблему этического использования методов исследования; формировать профессиональные компетенции диагноста.

Вопросы для обсуждения

1. Этический кодекс психолога.

2. Характеристика методов изучения возрастных особенностей и проблем развития.

3. Общая характеристика методов развивающей работы психолога.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1(14ч)

Лабораторное занятие№1.Методы исследования в психологии развития(2ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

Основные понятия: наблюдение, эксперимент, тестирование.

Оборудование и материалы: раздаточный материал.

Ход работы

  1. Составь карту наблюдения.

  2. Придумай экспериментальную ситуацию.

  3. Ответь на задания в раздаточном материале

Лабораторное занятие№2.Психодиагностические
и развивающие методы в работе психолога
(4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов профессиональные компетенции.

Основные понятия: наблюдение, тест, эксперимент, стимульный материал, программа развития, тренинг.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития детей разного возраста, бланки фиксации результатов, ключи, программа оптимизации познавательной активности.

Ход работы

        1. Ознакомиться с методиками.

        2. Изготовить необходимый стимульный материал.

        3. Разработать индивидуальную траекторию познавательного развития личности.

Лабораторное занятие№3. Психодиагностические методы исследования ребенка в раннем детстве(4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

Основные понятия: тест, экспериментальная методика, сырой балл, стандартный балл, стимульный материал.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, становления личности, развития манипулятивной деятельности, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимый стимульный материал.

  3. Оформить лабораторное занятие в тетрадях для лабораторных работ по схеме: № лабораторной работы, тема, дата, цель, ход работы, используемые методики, инструкции, результаты применения, выводы, достоинства и недостатки методик.

Лабораторное занятие№4. Психодиагностические методы исследования детей в дошкольном возрасте (4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

Основные понятия: тест, экспериментальная методика, сырой балл, стандартный балл, стимульный материал.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, личности и межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимый стимульный материал.

  3. Оформить лабораторное занятие в тетрадях для лабораторных работ по вышеприведенной схеме.

Модуль 2 (16 ч).

Лабораторное занятие №5.Акцентуации характера в подростковом возрасте (4ч)

Цель занятия: сформировать умение определять акцентуации характера подростка и навыки работы с опросником Шмишека.

Основные понятия: характер, акцентуации характера, психопатия, тип акцентуации.

Оборудование и материалы: текст опросника Шмишека, бланк фиксации результатов, ключ для обработки результатов.

Ход работы

  1. Ознакомиться с опросником.

  2. Приготовить необходимый материал для исследования.

  3. Провести изучение акцентуаций характера у подростков.

  4. Обработать и интерпретировать полученные данные.

  5. Оформить лабораторное занятие. Составить профиль личностной акцентуации.

Лабораторное занятие №6. Исследование профессиональных склонностей
и интересов учащихся старших классов
(4ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней юности»; сформировать умение определять профессиональную направленность учащихся, работать с психодиагностическими методиками.

Основные понятия: оптант, профессиональный тип личности, профессиональные интересы, типы профессий.

Оборудование и материалы:

опросник ДДО (Е. А. Климов), бланк ответов ДДО; карта интересов (А. Е. Голомшток), бланк ответов; тест Д. Голланда по определению типа личности, бланк ответов, ключи для обработки результатов.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимые материалы.

  3. Исследовать профессиональные склонности и интересы, профессиональный тип личности учащихся 9-10 классов средней школы.

  4. Обработать и интерпретировать полученные данные.

  5. Оформить лабораторное занятие. Приложение текстов опросников и бланков ответов обязательно.

Лабораторное занятие №7.Психология зрелости (4ч)

Цель занятия: закрепить теоретический материал по теме «Психология зрелости»; сформировать навыки работы по изучению особенностей профессиональной деятельности взрослых, научить работе с психодиагностическими методиками.

Основные понятия: «трудоголизм», удовлетворенность профессией, «выгорание» на работе, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

Оборудование и материалы: опросники «Определение трудоголика», «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой», опросник на «выгорание MBI»; бланки ответов; ключи.

Ход работы:

  1. Ознакомиться с опросниками.

  2. Изготовить необходимый материал для проведения методик.

  3. Изучить степень трудоголизма, удовлетворенность учителей своей профессией, наличие «выгорания» на работе у взрослых рабочих.

  4. Обработать и интерпретировать полученные данные.

  5. Оформить лабораторное занятие. Приложение бланков ответов испытуемых и текстов опросников обязательно.

Лабораторное занятие №8. Развивающая работа психолога в юношеском возрасте:
развитие познавательной активности студентов
(4ч)

Цель занятия: реализация подходов развивающей работы к лицам юношеского возраста на примере познавательной активности студентов.

Оборудование и материалы: программа оптимизации познавательной активности студентов, бланки для фиксации результатов.

Ход работы

  1. Ознакомиться с программой развития познавательной активности.

  2. Выбрать несколько упражнений и реализовать их при работе с тренинговой группой.

  3. Обработать и проанализировать полученные данные.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Рейтинговая оценка работы студента

Контроль качества знаний студентов по возрастной психологии осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет отдельных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины.

В соответствии с положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, принятом решением Ученого совета БПГУ имени В.м. Шукшина (протокол №4 от 9 декабря 2008г), в данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.

Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Распределение учебного материала произведено по пяти модулям.

рубежный рейтинг измеряется в процентах в диапазоне от 0% до 100%. Критериями рубежного рейтинга являются: посещение лекций – 40%, выполнение практических заданий – 60%. При выполнении практических заданий учитывается: посещение практических занятий – 10%, выполнение лабораторных работ – 60%, оценка за тест по модулю – 30%.

Итоговый рейтингслужит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму возрастной психологии, изученному в семестре.

Для учета, хранения и анализа результатов текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине используется электронная рейтинговая ведомость, входящая в автоматизированную систему управления вузом.

Тестовые материалы

Тестовые материалы составлены из заданий закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов, кроме того, используются задания на установление соответствия. Для подготовки к тестам рекомендуется использовать литературу, указанную в списке основной.

Далее приведены примеры тестовых заданий по дидактическим единицам.

ДЕ 1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

1. Возрастная психология является отраслью психологической науки:

А) изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости

Б) комплексно изучающей человека и интегрирующей знания о его развитии как биологического и социального существа

В) изучающей роль генотипической и средовой обусловленности психического развития

Г) изучающей психологические различия как между индивидами, так и между группами людей.

2. Метод исследования – это:

А) способ организации деятельности исследователя

Б) путь исследования

В) анализ жизненного пути

Г) психотерапевтический прием

3. К организационным методам исследования относят (исключи лишнее):

А) близнецовый

Б) экспериментальный

В) обсервационный

Г) лонгитюдный

Д) сравнительный

4. Корреляционный анализ относят к методам:

А) организационным

Б) эмпирическим

В) методам обработки данных

Г) интерпретационным

5. Комплекс методов статистического исследования, позволяющий сгруппировать изучаемые объекты в классы на основе характеризующих их показателей:

А) факторный анализ

Б) корреляционный анализ

В) иерархический анализ

Г) сравнительный анализ

Д) кластерный анализ

ДЕ 2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

1. Возраст – это психологическая категория, обозначающая:

А) особый цикл психического развития

Б) латентный период, ограниченный кризисами

В) детство, отрочество, юность, зрелость

Г) временные характеристики индивидуального развития

2. В психологии развития рассматривают понятия возраста (исключи лишнее):

А) онтогенетического

Б) хронологического

В) филогенетического

Г) психологического

Д) биологического

3. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Ж.Пиаже:

А) психосексуальное развитие

Б) смена ведущей деятельности

В) когнитивное развитие

Г) моральное становление личности

Д) психосоциальное развитие

4. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период дошкольного детства:

А) генитальной

Г) фаллической

Б) оральной

Д) латентной

В) анальной

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..