Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тема 7. Особенности психического развития в дошкольном возрасте (4ч)

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития. Становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов дошкольника. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.

Тема 8. Психические особенности ребенка
младшего школьного возраста
(7-11 лет)(6ч)

Понятие психологической готовности к школе. Кризис 7-ми лет. Основные проблемы адаптации ребенка к школе. Особенности учебной деятельности, ее структура. Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности становления личности младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьника. Познавательные психические процессы в младшем школьном возрасте. Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте. Некоторые варианты неблагоприятного развития учащихся начальной школы (по А.Л. Венгеру и Г.А. Цукерман).

Тема 9. Отклонения в психическом развитии ребенка (4 ч)

Особенности детей с задержками психического развития, умственной отсталостью. Проблемы одаренных детей. Особенности детей и подростков с дисгармониями эмоционально-волевой сферы. Девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение подростков. Психокоррекционная работа с «трудными» детьми. Развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

Модуль 2 (34 ч).

Тема 9. Психология подростка (11-15 лет) (6ч).

Подростковый кризис: понятие, основные подходы. Физиологические особенности подростка. Личностное развитие подростка: мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, нравственное развитие, формирование Я-концепции и чувства взрослости. Общение с взрослыми в подростковый период. Общение со сверстниками как фактор социализации подростка. Особенности учебной деятельности в подростковый период. Познавательные психические процессы в подростковом возрасте. Акцентуации характера в подростковый период.

Тема 10. Особенности психического развития
старшего школьника (15-17 лет)
(4ч)

Понятие юности и ее возрастные границы. Теории юности. Физическое развитие в юности. Социальная ситуация развития в юности. Изменения в познавательной деятельности старшеклассника. Особенности самосознания и самооценки в старших классах. Формирование юношеского мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

Тема 11.Психология юности (17-20-23 г.) (4ч)

Понятие кризиса 17 лет. Социальная ситуация развития в юности. Когнитивное развитие в юности. Основные варианты жизненного пути в юности. Особенности студенческого возраста. Основные линии онтогенеза в юности.

Тема 12.Особенности развития в период молодости (20-30 л.) (4ч)

Физическое и когнитивное развитие в период молодости. Психосексуальное развитие. Создание семьи. Родительство. Профессиональная деятельность в период молодости. Кризис 30 лет жизни.

Тема 13.Особенности развития зрелой личности (30-60 лет) (4ч)

Зрелость и психологический возраст. Психофизиологические и морфофункциональные изменения в зрелый период. Социальная ситуация в зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Понятие «акме». Кризис 40 лет жизни. Проблема разводов в среднем возрасте. Отношения между поколениями в зрелости: взрослые дети, внуки, престарелые родители.

Тема 14.Геронтопсихология (развитие человека после 60-70 лет) (6ч)

Основные установки в обществе по отношению к старению и старым людям. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Физические аспекты старения. Теории старения. Причины изменения познавательных способностей в старости. Основные линии онтогенеза в старости. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. Система хосписов и добровольный уход из жизни.

Тема 16. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития (6ч)

Показатели психического развития ребенка. Понятие нормативной возрастной диагностики. Методы изучения психического развития ребенка. Особенности диагностики детей раннего и дошкольного возрастов. Особенности психодиагностики младших школьников. Психодиагностика подростков и старших школьников. Диагностика особенностей личности в зрелом возрасте. Методы развивающей работы психолога

ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

Модуль 1 (20 ч).

Занятие № 1. Динамика психического развития (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; сформировать категориальный аппарат; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Детство как предмет психологического исследования (понятие детства, исторический подход к пониманию детства).

  2. Особенности психического развития ребенка, его предпосылки и условия.

  3. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Понятие о ведущих видах деятельности.

  4. Соотношение обучения и развития.

Занятие № 2.Стадиальность психического развития (4ч)

Цель занятия: работать над аналитическими умениями студентов; закрепить теоретические знания по теме; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

  2. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина.

  3. Периодизация развития личности по З. Фрейду.

  4. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

  5. Развитие морального сознания личности в концепции Л. Кольберга.

  6. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

  7. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

  8. Интегральная периодизация развития (В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман).

Занятие № 3.Психологические особенности развития ребенка
от рождения до 3-х лет
(2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология раннего детства»; выявить особенности развития детей в указанный период; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психики ребенка.

  2. Динамика развития речи ребенка до 3х лет.

  3. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками и его влияние на становление личности.

  4. Кризис 1-го и 3-го годов жизни.

Занятие № 4. Развитие психики ребенка в дошкольный период (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология дошкольника»; определить основные личностные характеристики в дошкольном возрасте; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Аффективная сфера дошкольника. Эмоциональные нарушения.

  2. Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте.

  3. Формирование Я-концепции ребенка дошкольного возраста.

  4. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольный период.

Занятие № 5.Психология младшего школьника(2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема обучения детей с 6-ти лет: за и против.

  2. Основные причины школьной дезадаптации.

  3. Самооценка младшего школьника и школьная успеваемость.

  4. Особенности общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками.

Занятие № 6.Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте(2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить особенности развития психических познавательных процессов младшего школьника; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Развитие произвольности внимания и памяти младшего школьника.

  2. Особенности развития мышления учащихся начальной школы.

  3. Развитие воображения и восприятия младшего школьника.

  4. Особенности речи и ее развитие в младшем школьном возрасте.

Занятие № 7. Отклоняющееся поведение детей и подростков (4ч)

Цель занятия: обсудить особенности поведения «трудных» детей и подростков; закрепить теоретические знания по теме; привлечь внимание студентов к проблемам развития и воспитания девиантных школьников; формировать устойчивую гражданскую позицию студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Характеристика подростков с девиантным поведением.

  2. Особенности проявления делинквентного и аддиктивного поведения подростков.

  3. Проявления психопатии у подростков.

  4. Основы психокоррекционной работы с «трудными» детьми.

Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

Занятие № 8.Дети с особенностями в развитии (2ч)

Цель занятия: обсудить специфику поведения детей и подростков с особенностями в развитии; закрепить теоретические знания по теме; привлечь внимание студентов к проблемам развития и воспитания педагогически запущенных и одаренных детей; формировать устойчивую гражданскую позицию студентов.

Вопросы для обсуждения

1. Дети «Маугли».

2. Дети «Индиго».

3. Одаренные дети.

Модуль 2 (20 ч).

Занятие № 9. Психологические особенности ребенка в подростковом возрасте (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология подростка»; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Трудности переходного периода из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы.

  2. Роль общения в развитии подростка (подросток и взрослые, подросток и сверстники).

  3. Подросток в учебе.

  4. Мотивы отклоняющегося поведения подростков.

  5. Подростковая агрессия: понятия, причины, формы.

Занятие № 10. Особенности подростковой субкультуры(4ч)

Цель занятия: сформировать понятийный аппарат по данной теме; обсудить особенности подростковой субкультуры; развивать умение анализировать внешние поведенческие проявления и внутренние характеристики поведения подростка; формировать устойчивую гражданскую позицию студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Музыка как часть подростковой субкультуры (поп, рэп, джаз, рок, «хэви металл» и др.).

  2. Одежда и стиль поведения подростка. Подростковый сленг.

  3. Особенности подростковых группировок (панки, хиппи, металлисты, фанаты и др.).

  4. Девиантные субкультуры (сатанисты, неонацисты и др.).

Занятие № 11.Психология ранней юности (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней юности»; обсудить основные проблемы данного периода; сформировать умение выявлять профессиональную направленность учащихся; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Основные проблемы ранней юности.

  2. Становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я».

  3. Формирование жизненных планов и перспектив. Способность к профессиональному самоопределению.

  4. Профориентационная работа в старших классах.

Занятие № 12. Психология юности (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология юности»; сформировать умение определять особенности мотивационной сферы личности, работать с психодиагностическими методиками.

Ход работы

  1. Самоисследование мотивации учебно-профессиональной деятельности (проведение методик «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение учебной деятельности студентов» (А. А Реан., В. А. Якунин).

  2. Обработка и интерпретация полученных данных.

Обсуждение вопросов:

  1. Мотивы поступления в вуз;

  2. Мотивы обучения в вузе;

  3. Другие варианты жизненного пути: поиски работы, служба в армии, наркотизация, религиозные секты и т. д.

Занятие № 13.Психология молодости (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней взрослости»; обсудить психологические образования данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов; готовить студентов к будущей семейной жизни.

Вопросы для обсуждения

  1. Причины вступления в брак.

  2. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Теория любви Р. Стернберга.

  3. Особенности взаимоотношений между супругами на начальном этапе семейной жизни.

  4. Психогигиена супружеских взаимоотношений.

Занятие № 14.Психология зрелости(2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология зрелости»; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов; способствовать взаимопониманию студентов со старшим поколением.

Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональное развитие в период зрелости.

  2. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

  3. Перемена работы и трудовой стресс.

  4. Основные проблемы семейной жизни в зрелости. Взаимоотношения между поколениями.

Занятие № 15.Психология поздней зрелости(4ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по геронтопсихологии, обсудив основные проблемы данного периода, развивать креативность и самостоятельность студентов, способствовать развитию эмпатии и толерантности во взаимодействии с позднезрелыми субъектами, способствовать развитию взаимопонимания студентов со старшим поколением.

Ход работы

Занятие проводится в виде ролевой игры «Суд над Старостью», в которой моделируется ход судебного заседания над обвиняемой - Старостью.

Студенты готовятся к занятию, распределив главные роли: Судьи, Помощника судьи, Обвинителя, Защитника, Ответчика Старости. Остальные студенты выступают в роли свидетелей защиты и обвинения и т.д.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..