Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Распределение учебного материала по модулям

Модуль 1.

1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст.

4. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

Модуль 2.

5. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

6. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость.

7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

Распределение по семестрам

Номер

семестр

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ) расч. заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

самост. работа

всего

из них

Лекции

практич

лаборат

3

140

70

36

20

14

70

-

зачет

4

140

70

34

20

16

70

экзамен

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

№ модуля

Наименование ДЕ курса

Лекции

Практич.

Лабор.

СРС

Модуль 1.

Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

6

2

2

10

Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

8

4

4

16

Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст

18

8

8

34

Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

4

6

10

36

20

14

70

Модуль 2.

Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

14

10

8

32

Психология взрослости: молодость, зрелость, старость

14

8

4

26

Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

6

2

4

12

34

20

16

70

ВСЕГО:

70

40

30

140

тЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (лекции)

Модуль 1 (36 ч).

Тема 1.Возрастная психология как отрасль психологической науки(4ч)

История возникновения возрастной психологии: факторы, определяющие развитие науки. Предмет и задачи возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки. Методы возрастной психологии.

Тема 2. Проблема детерминант психического развития ребенка (2ч)

Базовые определения развития. Источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития. Проблема соотношения биологического и социального в развитии. Понятие социальной ситуации развития ребенка. Ведущая деятельность, как основа психического развития. Новообразования возраста.

Тема 3. Теории психического развития (4ч)

Биогенетический подход к изучению проблемы развития человека (теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла). Психоаналитическая теория развития З. Фрейда. Бихевиоризм и теория социального научения (Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура). Социогенетический подход (Э. Эриксон). Когнитивные теории развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Кольберг). Культурно-историческая концепция детского развития Л.С. Выготского.

Тема 4. Проблема периодизации психического развития (4ч)

Понятие возраста, основные структурные компоненты возраста. Взгляды Л. С. Выготского на стадиальность развития: основные закономерности детского развития, кризисы возрастного развития, возрастная сенситивность. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина. Интегральная периодизация развития (В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман). Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

Тема 5. Психические особенности ребенка в первые периоды развития (4ч)

Общие тенденции пренатального периода развития. Кризис новорожденности. Психическая жизнь новорожденного. Развитие когнитивной сферы ребенка. Особенности эмоциональной сферы ребенка от рождения до 1 года. Развитие мотивационной сферы младенца. Общение и его роль на ранней стадии онтогенеза. Кризис 1-го года жизни.

Тема 6. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем детстве (4ч)

Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве. Когнитивные особенности ребенка раннего возраста. Аффективная сфера ребенка от 1-го года до 3-х лет. Особенности Я-концепции ребенка. Кризис 3-х лет.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..