Информатике и икт (базовый уровень), 10-11 класс.

Информатике и ИКТ (базовый уровень), 10-11 класс.

  1. Пояснительная записка.

Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по Информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Изучение информатике и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  1. Основное содержание.

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне рассчитано на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Примерное распределение часов по темам в курсе «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне:

Тема

Количество часов

Всего

10 класс

11 класс

1

Информация и информационные процессы

4

4

2

Информационные технологии

13

13

3

Коммуникационные технологии

15

15

4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

10

10

5

Моделирование и формализация

8

8

6

Информационные системы. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

8

8

7

Информационное общество

3

3

Повторение, подготовка к ЕГЭ

7

2

5

ВСЕГО:

68

34

34

Основное содержание (10 класс)

Информация и информационные процессы (4 часа).

  • Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

  • Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

  • Классификация информационных процессов.

  • Информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.

Практические работы.

  1. Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

  2. Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и техническом (алфавитном0 подходах.

Информационные технологии (13 часов)

  • Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

  • Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования тексов. Гипертекстовое представление информации.

  • Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технология построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

  • Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

  • Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

  • Динамические (электронные таблицы) как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представление математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных на примере задач из различных предметных областей.

Практические работы.

  1. Представление информации. Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисление в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел.

  2. Создание и форматирование документа. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

  3. Растровая графика. Трехмерная векторная графика. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. Создание Flash-анимации. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

  4. Создание и редактирование оцифрованного звука.

  5. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Построение диаграмм различных типов.

Коммуникационные технологии (15 часов)

  • Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

  • Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

  • Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

  • Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практические работы.

    1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Геоинформационные системы в Интернет. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Заказ в Интернет-магазине.

    2. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.

Резерв Учебного времени – 2 часа. Всего – 34 часа.

Основное содержание (11 класс)

Компьютерные технологии представления информации (10 часов)

  • Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.

  • Многообразие операционных систем.

  • Программные средства создания информационных объектов.

  • Организации личного информационного пространства. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ

Практические работы.

  1. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, Linux, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами.

  2. Защита от несанкционированного доступа к информации. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

  3. Защита от вредоносных программ.Защита от компьютерных вирусов. Защита от сетевых червей Защита от троянских программ. Защита от хакерских атак.

Моделирование и формализация (8 часов)

  • Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

  • Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

  • Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

  • Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

  • Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Практические работы

  1. Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные системы (8 часов)

  • Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Практические работы

  1. Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Информационное общество (3 часа)

  • Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение – 5 часов. Всего – 34 часа.

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» - 5 часов.

Тема 1. Информация. Кодирование информации. Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение.

Тема 3. Алгоритмизация и программирование.

Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера.

Тема 5. Моделирование и формализация.

Тема 6. Информационные технологии. Тема 7. Коммуникационные технологии.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников.

знать/понимать

  • Различные подходы к определению понятия "информация".

  • Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации.

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  • Назначение и функции операционных систем.

уметь

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10 класс. Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ, 2008;

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 11 класс. Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ, 2008;

  • Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2008;

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11). Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2006

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006.

  • Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2006.

  1. КИМ, позволяющие оценить уровень достижения результатов

Практические работы по разделам курса представлены в учебниках.

10 класс.

Глава 1. Информационные технологии

1.1. Кодирование и обработка текстовой информации

Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв

Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа

Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

1.2. Кодирование и обработка графической информации

Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации

Практическая работа 1.6. Растровая графика

Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика

Практическая работа 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа 1.9. Создание Flash-анимации

1.3. Кодирование звуковой информации

Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука

1.4. Компьютерные презентации

Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»

1.5. Кодирование и обработка числовой информации

Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов.

Глава 2. Коммуникационные технологии

2.1. Локальные компьютерные сети

Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети

2.3. Подключение к Интернету

Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету

Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса

2.4. Всемирная паутина

Практическая работа 2.4. Настройка браузера

2.5. Электронная почта

Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой

2.6. Общение в Интернете в реальном времени

Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях

2.7. Файловые архивы

Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами

2.9. Геоинформационные системы в Интернете

Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы в Интернете

2.10. Поиск информации в Интернете

Практическая работа 2.9. Поиск в Интернете

2.11. Электронная коммерция в Интернете

Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине

2.13. Основы языка разметки гипертекста

Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

11 класс.

Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

1.1. История развития вычислительной техники

Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи

1.2. Архитектура персонального компьютера

Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера

1.3. Операционные системы

Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков

Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе

Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux

1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации

Практическое задание 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

1.6. Защита от вредоносных программ

Практическое задание 1.8. Защита от компьютерных вирусов

Практическое задание 1.9. Защита от сетевых червей

Практическое задание 1.10. Защита от троянских программ

Практическое задание 1.11. Защита от хакерских атак

Глава 2. Моделирование и формализация

2.6. Исследование интерактивных компьютерных моделей

Исследование физических моделей

Исследование астрономических моделей

Исследование алгебраических моделей

Исследование геометрических моделей (планиметрия)

Исследование геометрических моделей (стереометрия

Исследование химических моделей

Исследование биологических моделей

Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

3.2. Система управления базами данных

Практическое задание 3.1. Создание табличной базы данных

Практическое задание 3.2. Создание Формы в табличной базе данных

Практическое задание 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов

Практическое задание 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных

Практическое задание 3.5. Создание Отчета в табличной базе данных

3.4. Сетевые базы данных

Практическое задание 3.6. Создание генеалогического древа семьи

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ».

Тема 1. Информация. Кодирование информации.

Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение.

Тема 3. Алгоритмизация и программирование.

Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера.

Тема 5. Моделирование и формализация.

Тема 6. Информационные технологии.

Тема 7. Коммуникационные технологии.

7

  1. Программа курса «Информатика и икт» (базовый уровень) для 10-11 классов, рассчитанная на учебный план 140 часов Пояснительная записка

    Программа курса
    Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004 г.) на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю).
  2. Тематическое планирование к учебнику «Информатика и икт». Базовый уровень для 10 - 11 класса. Авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К.

    Документ
    Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Угринович Н. Д. Информатика и икт. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович

    Список учебников
    В учебнике: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. –содержание модуля изучается:
  4. В. Г. Марача Образование на рубеже веков: методологические соображения 95 петров александр Евгеньевич Критическое мышление, постмодернизм и информатика 104

    Документ
    Вячеслав Марача. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации образования 231
  5. Программно-методическое обеспечение учебного плана на 2011-12 уч г. предмет: информатика и икт.

    Методические рекомендации
    Для образовательных учреждений, которые перешли на профильное обучение, для использования в классах физико-математического, информационно-технологического профиля, в которых информатика и ИКТ является профильным предметом.
  6. Пояснительная записка к учебникам «Информатика и икт» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В

    Пояснительная записка
    Перечисленные издания составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса информатики и ИКТ с 8 по 11 класс. Вторую часть составляют следующие издания:
  7. Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень)

    Программа курса
    Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года.
  8. Рабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень)

    Рабочая программа курса
    Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ.
  9. Рабочая программа по литературе для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А.

    Рабочая программа
    На основании письма департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010г. №47-331/10-14, в части рекомендаций по разработке рабочих программ образовательного учреждения, в НОЧУ Лицее «Исток» прошли заседания МО учителей,

Другие похожие документы..