Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Кафедра педагогики

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру

Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки

«540600 Педагогика»

Магистерская программа: «Тьюторство в сфере образования»

Москва

2009

Программа вступительного междисциплинарного экзамена

по направлению подготовки магистра «540600 Педагогика»,

магистерская программа «Тьюторство в сфере образования».

  1. Пояснительная записка

Программа вступительного междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «540600 Педагогика», предъявляемыми к уровню подготовки необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по направлению подготовки бакалавра «Тьюторство в сфере образования».

Данная программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру кафедры педагогики по направлению «540600 Педагогика» по магистерской программе «Тьюторство в сфере образования».

Магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» ориентирована на подготовку специалиста, способного к проектированию, прогнозированию, конструированию и использованию технологий тьюторского сопровождения в системе общего и профессионального образования. Выпускники, освоившие данную магистерскую программу должны быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно- исследовательской, преподавательской, коррекционно-развивающей, консультативной, культурно- просветительской, организационно- воспитательной, социально- педагогической.

Профильный междисциплинарный экзамен проводится для лиц, поступающих по направлению подготовки магистра, не соответствующему направлению ранее полученного высшего профессионального образования.

Междисциплинарный вступительный экзамен включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, предусмотренным государственным общеобразовательным стандартом бакалавра по направлению «540600 Педагогика».

Программа вступительного экзамена по магистерской программе «Тьюторство в сфере образования» включает модули следующих учебных дисциплин:

  • Общие основы педагогики

  • Теория обучения

  • Теория и методика воспитания

  • История педагогики и образования

  • Педагогические технологии

  • Управление образовательными системами

  1. Форма проведения

Экзамен проводится в устной форме. Поступающий получает билет с двумя вопросами и время на подготовку 30 – 40 мин. Продолжительность ответа составляет около 10-15 минут на оба вопроса. Комиссия может задать дополнительные вопросы по билету уточняющего характера, а также вопросы по уточнению области научных интересов поступающего, о мотивах выбора магистерской программы и т.п.

  1. Цели и задачи вступительного междисциплинарного экзамена

Цель – определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную магистерскую программу.

Задачи:

- проверить уровень знаний претендента;

- определить склонности к научно-исследовательской деятельности;

- определить область научных интересов.

  1. Перечень экзаменационных вопросов

1. Педагогика как наука.

2. Образование как педагогический процесс

3. Методология педагогических исследований.

4. Педагогическая антропология.

5. Образовательный процесс

6. Закономерности и принципы обучения.

7. Педагогические технологии и теории учебного процесса.

8. Цели и содержание образования.

9. Методы и средства обучения.

10. Современные модели организации обучения.

11. Инновации в образовании.

12. Воспитание как социальная функция и процесс.

13. Цель и содержание воспитания в общеобразовательной российской школе.

14. Методы воспитания.

15. Средства воспитания.

16. Социализация школьника как воспитание в широкой социальной среде.

17. Система воспитательной работы классного руководителя, воспитателя.

18. Формы внеурочной воспитательной работы учителя, воспитателя.

19. Педагогические и психологические методы в работе воспитателя.

20. Педагогическая этика, поведение учителя, воспитателя.

21. Воспитание и образование в античном мире.

22. Воспитание в Западной Европе в средние века и в эпоху Возрождения.

23. Педагогика Я. А. Коменского.

24. Представители педагогической мысли в Европе 17-18 веков.

25. Воспитание и школа в восточнославянском мире в 10-17 веках.

26. Образование и педагогика в России в 18 веке.

27. Образование и педагогическая наука в Европе 19- начала 20 века.

28. Образование и педагогика в России в 19 веке.

29. Великий русский педагог К. Д. Ушинский.

30. Отечественная школа и педагогика советского периода.

31. Выдающиеся советские педагоги.

32. Современная школа и педагогика за рубежом и в России.

33. Технологический подход в обучении.

34. Современные технологии обучения.

35. Проектирование технологического цикла обучения.

36. Сущность управления и педагогического менеджмента

37. Школа как педагогическая система и объект управления

38. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом

39. Инновации и повышение квалификации как часть управления образованием

40. Реализация принципа индивидуализации на современном этапе развития образования.

  1. Рекомендуемая литература для подготовки

Основная литература:

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. –М.: Просвещение 2007.

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  3. Воронов В.В. и др. Педагогика.-М.: Педагогическое общество России, 2000.

  4. Коджаспирова, Г. М.   Педагогика : учебник / Г. М. Каджаспирова. – М. : Гардарики, 2007.

  5. Никандров Н.Д. История педагогики, - М., 2007

  6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.

  7. Педагогика: Учебник/Под ред.Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

  8. Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. – 4-е изд. – М., 2007.

  9. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов в 2-х кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М., 2002.

  10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: «Академия», 2008.

Дополнительная литература:

1. Бухарова Г.Д. и др. Системы образования. –М.: Феникс, 2008.

2. Воронов В.В. Технология воспитания - М., 2001.

  1. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! М.; АСТ; 2004 .

  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб пособие для студ. высш.учеб.заведений. –М.: Школьные технологии, 2008.

  3. Гордон Э. Столетия тьюторства. Ижевск: Изд. дом «EGRO», 2008.

  4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.

  5. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. –М.: Академия, 2005.

  6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 2003.

  7. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Апрель, 2005.

  8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Педагогическое общество России, 2000

  9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  10. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Учебное пособие - Ростов–на-Дону, 2001.

  11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. – М. - Ростов-н/Д: «Учитель», 2001.

  12. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. –М.: Высшая школа, 1986.

  13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.

  14. Национальная доктрина образования в РФ //Народное образование. – 2000. - №2.

  15. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004.

  16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

  17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании. –М.: «Академия», 2007.

  18. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование.-М.: Профит Слайт, 2007.

  19. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999.

  20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.

  21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах, Т1,2. –М., 2006.

  22. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы, М.,2004.

  23. Харламов И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. – М.: Университетское, 2001.

  24. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  25. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. –М., 2000.

Программа подготовлена кафедрой педагогики и утверждена на заседании кафедры педагогики МПГУ (протокол № 8 от 27 марта 2009 года).

  1. Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» магистерской программы «Управление проектами и программами»

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая ВУЗом по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» магистерской программы «Управление проектами и программами».
  2. Программа вступительных испытаний по направлению подготовки магистра 050100. 68 Педагогическое образование

    Программа
    Междисциплинарный экзамен по направлению подготовки магистра 050100.68 педагогическое образование (магистерская программа «Художественное образование») является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической
  3. Программа итоговой государственной аттестации магистрантов методические указания для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080100. 68 Экономика магистерская программа: Экономика фирмы и отраслевых рынков

    Программа
    Ш 83 Программа итоговой государственной аттестации магистрантов: методические указания / Т.М. Шпильман, Т.Н Шаталова, Д.А. Старков; Оренбургский гос.ун-т.
  4. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки

    Документ
    Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, Учебно-методическим советом по журналистике Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию с
  5. Образовательный стандарт высшего профессионального образования национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по направлению подготовки (3)

    Образовательный стандарт
    Направление подготовки__161100 «Системы управления движением и навигация»_ утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г.
  6. Образовательный стандарт высшего профессионального образования национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по направлению подготовки (1)

    Образовательный стандарт
    Направление подготовки «221 Мехатроника и робототехника» утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г.
  7. Образовательный стандарт высшего профессионального образования национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по направлению подготовки (4)

    Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт разработан в порядке, установленном национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта
  8. Образовательный стандарт высшего профессионального образования национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по направлению подготовки (5)

    Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт разработан в порядке, установленном национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта
  9. Образовательный стандарт высшего профессионального образования национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по направлению подготовки (6)

    Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт разработан в порядке, установленном национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта

Другие похожие документы..