Курс: История политических и правовых учений Тема Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курс:

История политических и правовых учений

Тема 1. Политические и правовые идеи в государствах

Древнего мира.

Лекция 3. Политические и правовые учения античного мира.

План лекции:

1. Политические и правовые учения Древней Греции.

2. Политические и правовые учения Древнего Рима.

Москва2003

1. Политические и правовые учения Древней Греции.

В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо вы­деляются три периода. Ранний период (первый период) - IX—VI вв. до н. э. - связан со временем возникновения древнегреческой госу­дарственности. Второй период (V — первая половина IV в. до н. э.) — это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли.Тре­тий период (вторая половина IV—II в. до н. э.) — период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой го­сударственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима.

а) Политико-правовая мысль раннего периода (IXVI вв. до н. э.)

Ранний (первый) период характерен тем, что древние мифы уже отчасти в орфической поэзии, а затем в других литературных произведениях начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Первые дошедшие до нас произведения такого рода находят отражение в поэмах Гомера (предполагается, что его жизнь и творчество отно­сятся где-то к ХII – VIII вв. до н. э., а описываемые в "Илиаде" и "Одис­сее" события — к XIII в. до н. э.). Так, в его поэмах Зевс в нравственно-право­вой плоскости выступает как верховный заступник всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд.

Употребляемые Гомером понятия «дике» (справедливость) и «темис» (обычай, обычное право) весьма существенны для характеристики правопонимания в эпоху, которую принято называть "гомеровским обществом", "гомеровской Грецией" (конец II — начало I тыся­челетия до н. э.).

Идеи права и справедливого общественного устрой­ства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н. э.) "Теогония" и "Труды и дни". Боги в его толковании выступают как олицетворение различных нрав­ственно-правовых принципов и сил.

Так, по его "Теогонии" от брака Зевса (олицет­ворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного естественного порядка) рождаются две дочери-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду. Эвномия же обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного ус­тройства.

Попытки Гомера и Гесиода получают дальнейшее развитие в творчестве так называ­емых «семи мудрецов» Древней Греции (VII — VI вв. до н. .э.). К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.

Мудрецы настойчиво подчеркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни.

"Повинуйся законам" — призыв спартанца Хилона, автора знаменитого положения "Познай самого себя", начертано на храме Аполлона в Дельфах и сыгравшего заметную роль в истории древнегреческой мысли, лучшим полисом Хилон считал тот, где граждане слушаются за­конов более, чем ораторов.

К числу "семи мудрецов" относился и Солон (ок. 638 — 559 гг. до н. э.) — знаменитый афинский реформатор, госу­дарственный деятель и законодатель. Введённая Солоном умеренная цензовая демократия была пронизана идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных.

Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица — наиболь­шее зло, порядок и закон — самое большое добро для полиса. Солон характеризовал закон как сочетание права и силы.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI — V вв. до н. э. выступили Пифагор (580 — 500 гг. до н. э.), пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолайи др.), Гераклит (530 — 470 гг. до н. э.). Критикуя демократию, они обосновы­вали аристократические идеалы правления "лучших" — умственной и нравственной элиты.

При освещении проблем права и справедливости пи­фагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия "равенство", столь существенного для понима­ния роли права как равной меры при регулировании обще­ственных отношений. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное.

Идеалом пифагорейцев являлся полис, в котором гос­подствуют справедливые законы. После божества, учил Пи­фагор, более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно.

Заметное место в истории античной мысли занимает учение Гераклита. Жизнь полиса и его законы должны, по Гераклиту, следовать логосу. Божественный закон как источник человеческого закона — это то же самое, что обозначает­ся в других случаях как логос, разум, природа. Имея в виду именно эту разумную природу закона полиса, Герак­лит подчеркивал, что народ должен сражаться за закон, как за свои стены. Своеволие же следует гасить скорее, чем пожар.

Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших.

б) Расцвет древнегреческой политико-правовой мысли.

Одна из первых попыток рассмотреть возникновение и станов­ление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития встречается уже в период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли у Демокрита (ок. 460 — 370 гг. до н. э.). Он считал, что люди постепенно под влиянием нужды, подра­жая природе и животным и опираясь на свой опыт, приоб­рели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

Это означало, что человеческое общество появилось лишь после долгой эволюции как результат прогрессивно­го изменения исходного природного состояния. В этом смыс­ле общество, полис, законодательство созданы искусст­венно, а не даны по природе. Однако само их происхож­дение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.

Правильно понятый характер связи искусственного с естественным является, согласно Демокриту, критерием спра­ведливости в этике, политике, праве. В этом смысле он счи­тает несправедливым все то, что противоречит природе.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широко­го обсуждения связано с именами софистов, выступив­ших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Наименование "софист" происходит от слова «софос» (мудрый). Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Постепенно слова «софист», «софистика» и т.д. приобрели одиозное звучание в связи с присущим многим со­фистам стремлением обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек.

Но софисты — это не только ловкие и лукавые спор­щики. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, поли­тики и права. Они не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и пра­вовые взгляды. Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов придер­живались в целом прогрессивных демократических воззрений. Среди млад­ших софистов наряду со сторонниками демократии встре­чаются приверженцы и иных форм правления (аристокра­тии, тирании).

Славой многознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор (481 — 411 гг. до н. э.).

Основное положение Протагора, разделявшееся мно­гими софистами, звучит так: "Мера всех вещей — чело­век, существующих, что они существуют, а несуществу­ющих, что они не существуют". Из этого положения Про­тагор делал выводы о правомерности и справедливости демократического строя.

В этой связи показательна его интерпретация мифа о появлении человека и возникновении человеческого сооб­щества. По версии Протагора, дары Прометея (умение обращаться с огнем, приобщение к знанию и т. д.) и Зевса ("стыд и правда", умение жить сообща) достались всем людям. Тем самым Протагор в принципе признавал равен­ство всех людей — по их одинаковой причастности к муд­рости, добродетелям и искусству государственной жизни.

Горгий (ок. 483 — 375 гг. до н. э.) был наряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов.

Высоко оценивая достижения человеческой культуры, Горгий относит к их числу и «писаные законы этих стражей справедливости». Писаный закон – искусное человеческое изобретение, т.е. нечто искусственное. От "пи­саного закона" Горгий отличал неписаную "справедли­вость", которая характеризуется им как "сущность дел", "божественный и всеобщий закон". Это не означает, одна­ко, наличия между ними резкого расхождения и противо­положности. Будучи приверженцем писаных законов, Гор­гий вместе с тем саму справедливость ставит по ценности выше их.

Высоко оценивал Горгий благо мира, который, по его выражению, является "другом всего прекрасного и хоро­шего". В своей "Олимпийской речи", произнесенной в Олим­пии примерно в 408 г. до н. э., когда шла внутригреческая Пелопоннесская война, Горгий призвал всех эллинов к еди­нению и миру. Советуя грекам прекратить свою внутрен­нюю вражду, он убеждал их сражаться не между собой, а совместно против "варваров".

Гиппий из Элиды (460—400 гг. до н. э.) первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко про­тивопоставил природу (фюсис) и полисный закон (номос). Природа (природа вещей) предстает в трактовке Гиппия в качестве того истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному, искусственному, полисному закону.

Естественно-правовые представления развивал (око­ло 400 г. до н. э.) и софист Антифонт. Обосновывая положение о равенстве всех людей по природе, он ссылается на то, что у всех людей — эллинов и варваров, благородных и простых — одни и те же естественные потребности. Нера­венство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы.

Различая «законы полиса» и "законы природы" (естественное право), Антифонт отдаёт явное предпочтение «законам природы». Даже полезные установления закона — суть оковы для человеческой природы, веления же природы приносят человеку свободу.

Воспитание людей в духе требований природы Анти­фонт расценивал в качестве необходимого условия дости­жения единства граждан в вопросе о государственных по­рядках и законах.

Фрасимах из Халкедона был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения.

Политика, по Фрасимаху, область проявления чело­веческих сил и интересов, сфера человеческого, а не бо­жественного действования. Реальный критерий практической политики и прин­цип властвования он видел в выгоде сильнейшего. В каждом государстве, пояснял Фрасимах свою мысль, власть устанавливает законы в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические и т. д. Установив подобные законы, власти объявляют их спра­ведливыми. Обладание властью дает большие преимуще­ства. Несправедливость в политических отношениях ока­зывается целесообразнее и выгоднее справедливости.

Нравственные основы политики отвергал и софист Пол Агригентский, ученик Горгия. Его интересовали прежде всего опыт практической политики, эмпирическая реаль­ность государственной жизни. Поскольку в отношениях между людьми все равно нет справедливости, то лучше, говорил Пол, самому творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать несправедливость от других. Лучше быть тираном, чем его жертвой. И с этих позиций он в принципе оправдывал произвол тирана.

Сторонником аристократического правления был, со­гласно сообщению Платона, молодой афинский аристократ и софист Калликл. Он резко противопоставил естествен­ное право полисным законам и общепринятым обычаям.

По природе же, утверждал Калликл, справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду (среди животных, людей, государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению, та­ков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона природы и естественного права силы Калликл критиковал демократические законы и обы­чаи и лежащий в их основе принцип равноправия граж­дан.

Софист Ликофрон характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о вза­имном союзе. Также и закон в его трактовке оказывается простым договором, "просто гарантиею личных прав".

Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (I половина IV в. до н. э.), ученик Горгия, развивал мысль о равенстве всех людей, включая и рабов.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469—399 гг. до н. э.) — одна из интереснейших и популяр­нейших фигур в духовной истории человечества. Уже при жизни он был признан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. Его фраза «Я знаю, что ничего не знаю» стала символом бесконечности познания человеком окружающей действительности. Споря с софистами, Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

Как и софисты, Сократ различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и естественное право, и писаный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явле­ний. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разум­ного, справедливого и законного.

Политический идеал Сократа можно выразить в виде следующего принципа: править должны знающие.

  1. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) История политических и правовых учений Б. 3+. Дв 

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавательского состава, студентов и служит основой организации преподавания дисциплины "История политических и правовых учений"  формы обучения по направлению подготовки  в 10 семестре.
  2. Учебно-методическое пособие саранск издательство Мордовского университета 2009

    Учебно-методическое пособие
    Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб.-метод. пособие / сост.: А. Р. Еремин, С. В. Бочкарева, В.
  3. Учебно-методический комплекс по специальному курсу «Философия права»

    Учебно-методический комплекс
    Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически не заангажированных граждан.
  4. Курс лекций Харьков 2002 Рецензенты: директор Института социальных наук Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, доктор политических наук, профессор И. Н. Коваль

    Документ
    На конкретно-историческом материале с применением показано развитие теоре- тических представлений о государстве и праве с древнейших времен до наших дней.
  5. Рабочая программа по дисциплине История политических и правовых учений для специальности 030501 «Юриспруденция» год набора

    Рабочая программа
    составлена кандидатом исторических наук, кандидатом юридических наук Тушкановым И.В. в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 2 г.
  6. Курс 9, 10 семестр (номер курса (1, 2, ), номер семестра (1,.). факультет непрерывного образования. (название факультета (фзо, фио)) для специальности

    Документ
    Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственных дисциплин.
  7. Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 14

    Лекция
    Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы разви­вающееся гражданское общество освобождалось от пережитков феодализма в экономике, политике, социальной структуре.
  8. История политических и правовых учений для специальности 021100 Юриспруденция

    Программа
    Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения нового времени; теория естественного
  9. Учебная программа дисциплины «история политических и правовых учений» по специальности 03050165 «Юриспруденция» Саратов 2010

    Программа дисциплины
    Учебная программа по истории политических и правовых учений составлена на основании учебного плана, утвержденного ректором ГОУ ВПО «СГАП» и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 03050165 – «юриспруденция»

Другие похожие документы..