Введение в специальность

Утверждена

УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-39-036/тип.

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности І-39 02 03 Медицинская электроника

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составитель:

А.Н. Осипов, доцент кафедры электронной техники и технологии Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук

Рецензенты:

Кафедра информатики Учреждения образования «Минский государственный радиотехнический колледж» (протокол № 9 от 24 .04.2003 г.);

2-й неврологический отдел Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт неврологии, нейрохирургии и физиотерапии» Министерства здравоохранения Республики Беларусь (протокол № 7 от 11.11.2002 г.)

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой электронной техники и технологии Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 5 от 04.11.2002 г.);

Научно-методическим советом по группе специальностей І-39 02 Конструкции радиоэлектронных средств УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 2 от 18.11.2002 г.)

Разработана на основании Образовательного стандарта РД РБ 02100.5.104-98.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа «Введение в специальность» разработана в соответствии с Образовательным стандартом РД РБ 02100.5.104-98 для специальности І-39 02 03 Медицинская электроника высших учебных заведений. Она предусматривает ознакомление студентов с историей развития медицинской электроники, основными ее направлениями и современным уровнем развития, стандартом, учебным планом и квалификационной характеристикой специальности, профессиональными задачами, решаемыми инженером по специальности «Медицинская электроника», принципами рациональной организации умственной работы в процессе обучения, основами работы с литературой и нормативной технической документацией.

Рассматриваемая дисциплина является ознакомительной и вводной для таких дисциплин учебного плана, как «Элементная база средств медицинской электроники», «Электронная лечебная аппаратура», «Приборы и системы функциональной диагностики» и др.

В результате освоения дисциплины «Введение в специальность» студент должен:

уметь:

- пользоваться научно-технической, справочной, учебной и вспомогательной литературой, методикой рационального конспектирования и усвоения лекционного материала и другой учебной информации;

иметь представление:

  • о проектировании средств медицинской электроники;

  • об основных направления развития медицинской техники, искусственных источниках внешних лечебных воздействий;

  • о методах диагностирования человека;

знать:

- квалификационную характеристику инженера электронной техники и особенности учебного плана;

- содержание основных курсов специальности «Медицинская электроника».

Программа рассчитана на 35 учебных часов, в том числе 20 аудиторных часов занятий.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности Медицинская электроника

История развития медицинской электроники. Роль медицинской электроники в современной медицине и электронике. Функции инженерных кадров в области здравоохранения. Задачи подготовки специалистов с высшим образованием и их решение в университете. Сущность и содержание многоступенчатой системы высшего образования. Квалификационная характеристика и учебный план специальности «Медицинская электроника». Особенности обучения по специальности. Краткий обзор читаемых курсов. Получаемая квалификация и назначение выпускаемых специалистов. Содержание профессиональной деятельности.

Раздел 2. Принципы рациональной организации умственного труда в процессе учебы

Виды умственного труда. Учеба и самоподготовка как виды умственного труда. Принципы рациональной организации умственного труда, обеспечивающие повышение его эффективности и работоспособности студентов. Приемы, применяемые при конспектировании лекций. Основы работы с литературой и технической документацией. Виды научно-технической и учебной литературы и их использование в учебном процессе. Принципы подбора и поиска литературы по библиотечным каталогам. Предметный и алфавитный каталоги. Децимальный номер. Цели работы с литературой. Знакомство с темой, конспектирование, поиск нужной информации, анализ, составление рефератов. Ведение учета литературы.

Раздел 3. Научные исследования и организация НИРС

в университете и на профилирующей кафедре

Цели и задачи научных исследований, проводимых в учебном процессе, и их связь с учебным процессом. Участие студентов в НИР. СНТО и его работа. Структура профилирующей кафедры. Тематика научно-исследовательских работ, выполняемых на кафедре.

Раздел 4. Основные направления

современной медицинской электроники

Классификация медицинской аппаратуры. Системы функциональной диагностики. Лечебная аппаратура. Приборы лабораторной диагностики, аппаратура для реабилитации больных и инвалидов. Направления применения компьютеров и современных электронных и информационных технологий в медицине. Основы проектирования и применения современных средств медицинской электроники. Этапы и особенности проектирования медицинской аппаратуры. Учет требований техники безопасности, эргономики, обеспечение надежности, простоты управления, технологичности. Нормативные документы по разработке медицинской аппаратуры. Элементная база и материалы для средств медицинской электроники. Классификация элементной базы, применяемой в медицинской аппаратуре. Сенсоры для медицинской измерительной аппаратуры и требования к ним. Материалы, применяемые для изготовления деталей и узлов медицинской аппаратуры и требования к ним.

Примерный перечень рефератов

  1. Электрокардиографическая аппаратура - принципы построения, история, современный уровень.

  2. Электромиографическая аппаратура: принципы построения, история, современный уровень.

  3. Ультразвуковая аппаратура: принципы построения и современный уровень.

  4. Рентгеновская аппаратура: принципы построения, история, современный уровень.

  5. Эндоскопическая техника: принципы построения, история, современный уровень.

  6. Обзор по электротерапевтической аппаратуре.

  7. Электроды для биомедицинских измерений.

  8. Фотоэлектрические датчики и их применение в медицинских диагностических приборах.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Государственный стандарт высшего образования специальности Т.07.03.00 «Медицинская электроника». Мн.,1999.

2. Попечителев Е.П., Кореневский Н.А. Электрофизиологическая и фотометрическая медицинская техника. – М.: Высш. шк., 2002.

3. Системы комплексной электромагнитотерапии: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. А.М. Беркутова, В.И.Жулева, Г.А. Кураева, Е.М. Прошина. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 376с.

4. Электронная аппаратура для стимуляции органов и тканей /Под ред. Р.И.Утямышева и М.Враны. - М.: Энергоатомиздат, 1983.

5. Электрическая стимуляция мозга и нервов у человека / Н.П.Бехтерева, С.В.Медведев, А.Н.Шандурина и др. – Л.:Наука, 1990.

6. Ливенсон А.Р. Электромедицинская аппаратура: Учеб. пособие - М.: Медицина, 1991.

Дополнительная

1. Цыбров Г.Е. Диагностическая электронная аппаратура: Учеб. пособие.- М.: МВТУ им. Н.Э.Баумана, 1988.- 44 с.

2. Кавецкий Р.Е. Применение радиоэлектронных приборов в биологии и медицине. – Киев: Наук. думка, 1986.

3. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высш. шк.,1996.

Утверждена

УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-39-037/тип.

АНАЛОГОВАЯ СХЕМОТЕХНИКА СРЕДСТВ

МЕДИЦИНСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности І-39 02 03 Медицинская электроника

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составитель:

В.Т. Крушев, доцент кафедры радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук

Рецензенты:

Н.И. Шатило, заведующий кафедрой телекоммуникационных систем Учреждения образования «Высший государственный колледж связи», доцент, кандидат технических наук;

Кафедра микроэлектроники Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 10 от 21.04.2003 г.)

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 11 от 24.03.2003 г.);

Кафедрой электронной техники и технологии Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 17 от 28.04.2003 г.);

Научно-методическим советом по группе специальностей І-39 02 Конструкции радиоэлектронных средств УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 3 от 14.05.2003 г.)

Разработана на основании Образовательного стандарта РД РБ 02100.5.104-98.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа «Аналоговая схемотехника средств медицинской электроники» разработана в соответствии с Образовательным стандартом РД РБ 02100.5.104-98 для специальности І-39 02 03 Медицинская электроника высших учебных заведений. Целью преподавания дисциплины является освоение будущими специалистами принципов работы электронных устройств аналоговой обработки сигналов и основ их схемотехнического проектирова­ния на современной элементной базе.

К основным задачам дисциплины относится изучение принципов построения и функционирования усилительных схем на различных электронных приборах, основ теории обратной связи и ее использования для формирования требуемых параметров и характеристик устройств аналоговой обработки сигналов, методов моделирования и анализа линейных радиоэлектронных схем в частотной и временной областях, а также основ интегральной аналоговой схемотехники.

Дисциплина «Аналоговая схемотехника средств медицинской электроники» является одним из первых специализированных курсов в подготовке инженеров специальности «Медицинская электроника» и находится на стыке дисциплин, обеспечивающих базовую теоретическую и инженерную подготовку специалиста. Фундаментальной основой для изучения дисциплины являются знания, полученные в курсах «Высшая математика», «Физика», «Электротехника», «Электронные приборы», «Метрология и измерения» и др.

В результате освоения дисциплины «Аналоговая схемотехника средств медицинской электроники» студент должен:

знать и понимать:

  • параметры и характеристики устройств аналоговой обработки гармонических и импульсных сигналов, методы их измерения;

  • принципы использования обратной связи для формирования требуемых параметров и характеристик устройств аналоговой обработки сиг­налов;

  • физику работы усилительных схем на различных электронных приборах;

  • критерии выбора и способы обеспечения заданных режимов работы схем в реальных эксплуатационных условиях;

  • принципы построения устройств обработки сигналов с использованием интегральных операционных усилителей;

уметь характеризовать:

  • современные направления проектирования и тенденции развития средств медицинской электроники с использованием принципов аналоговой обработки сигналов;

уметь анализировать:

  • процессы в аналоговых электронных схемах, их связь с конструкцией устройства и эксплуатационными условиями;

приобрести навыки:

  • инженерного проектирования и расчета аналоговых электронных устройств;

  • компьютерного моделирования и экспериментального исследования устройств различного функционального назначения с использованием современной вычислительной и измерительной техники.

Программа рассчитана на объем 102 учебных часа. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 51 час, лабораторных работ – 17 часов, практических занятий – 34 часа. Курсовое проектирование может быть предусмотрено с дополнительным объемом внеаудиторной работы в 45 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи курса, связь с другими дисциплинами, методические указания по изучению. Области применения аналоговой схемотехники в медицинской электронике, клас­сификация аналоговых электронных устройств. Краткий исторический обзор и тенденции развития анало­говой электронной техники.

  1. Введение в специальность (1)

    Учебно-методическое пособие
    Егоров В.Е., старший преподаватель кафедры юридических дисциплин Псковского института государственного управления – филиала Санкт-Петербургского института управления и права
  2. Введение в специальность (2)

    Документ
    А.Е. Леусенко, доцент кафедры программного обеспечения информационных технологий Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  3. Введение в специальность (4)

    Документ
    В.Н. Комличенко, заведующий кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  4. Введение в специальность (5)

    Пояснительная записка
    Я.В. Алишев, профессор кафедры систем телекоммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  5. Введение в специальность (6)

    Программа
    В.А. Чердынцев, заведующий кафедрой радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  6. Введение в специальность (7)

    Документ
    А.П. Кузнецов, профессор кафедры автоматического управления Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  7. Введение в специальность (8)

    Программа
    Р.Г. Ходасевич, доцент кафедры радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  8. Введение в специальность (9)

    Пояснительная записка
    А.П. Казанцев, доцент кафедры микроэлектроники Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук
  9. Введение в специальность (10)

    Пояснительная записка
    Я.В. Алишев, профессор кафедры систем телекоммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор технических наук.

Другие похожие документы..